Это праздник поклонения Казанской иконе Божией Матери, почитаемой всем русским народом чудотворной иконе, о которой есть следующее предание.
Когда ужасный пожар в 1579 году выжег немалую часть Казани, к отроковице Матроне, которой было всего девять лет, пришла во сне Богородица и повелела найти и выкопать икону в пепелище.
Матрона совершила это, а на том месте, где была найдена неповрежденная икона, после основали Богородицкий девичий монастырь, Матрона же сделалась первой его монахиней.
Позже одна из сделанных с иконы копий-списков была передана царю Ивану Грозному в Москву, другую при Петре Первом доставили в столицу. В 19 веке Казанская была уже известна и почитаема во всей России.
А летом 1904 года Казанская пропала: как потом выяснилось, церковный вор Варфоломей Чайкин выкрал ее ради драгоценного оклада, причем сам образ Богородицы кинул в печь. Однако, по легенде, игуменья была осторожной, и на ночь всегда заменяла настоящий Казанский образ точным списком, так что святыня была спасена.
Помимо большого церковного праздника, в этот день люди также праздновали день, которым отмечалась грань между настоящей зимой и осенью, и теперь пора было ждать установления морозной погоды, а для большей верности ожиданий примечали приметы.
Так, о морозах предупреждал добрый урожай по осени, а дождь на Казанскую предвещал, что зимушка-зима уже не только у порога, но и переступила его: «С Казанской мороз не велик, да стоять не велит», «Выезжай в Казанскую на колесах, а полозья в телегу клади».
Начинали играть свадьбы: «Кто на Казанской женится, тот счастлив будет».
О свадьбах да жизни в семье столько присловий сложено: «Жениться скорее — в дому прибыльнее», «Добрая жена да жирные щи — другого добра не ищи», «Выбирай корову по рогам, а девку по родам (по родителям)».
У девушек, кого еще не засватали, в этот день был свой обряд на счастье. Раным-рано следовало дойти до березовой рощи, и, найдя там лист, обернутый в иней, посмотреться в него, как в зеркало, и так будто бы девушка становилась краше для женихов.
Богатые столы в этот день накрывали не только в честь свадеб, но и в честь встреч мужчин-кормильцев, возвращавшихся с городских заработков, и на таком празднике непременно лилось рекой пиво, и звались за стол соседи. Любопытно, что пиво наши крестьянские предки готовили на хмеле, ягодах можжевельника, а также иногда прибавляли морковь и свеклу.