Члены Алтайского топливного союза (АТС) пожаловались руководителю УФАС по региону Степану Поспелову на ситуацию с мелкооптовыми ценами на зимнее дизтопливо от производителей. В союзе утверждают, что их рост значительно превысил технологически обоснованный, и в такой ситуации независимые АЗС будут вынуждены разом поднять ценник для автомобилистов на 4-5 рублей за литр. В этом можно усмотреть нарушение антимонопольного законодательства, считают в АТС. Копию обращения союза приводит ИА Regnum. Аналогичный документ от лица Российского топливного союза направлен зампреду правительства РФ Дмитрию Козаку.
Как следует из текста, с приходом зимы и переводом производств на выпуск топлива зимних видов, уровень мелкооптовых цен на дизель значительно превысил технологически обоснованный рост. В АТС обращают внимание, что у ООО «Газпромнефть» и ПАО «НК «Роснефть» — Алтайнефтепродукт» мелкооптовые цены уже превышают розничные в среднем на 2 рубля за литр. Это, по мнению представителей топливной сферы региона, вынудит независимые АЗС поднимать розничные цены на 4-5 рублей за литр, что, как считают члены Союза, может повлечь целую волну банкротств. Кроме того, такая ситуация может стать стимулом для поступления в Алтайский край суррогатных нефтепродуктов.
При этом производители охотно поставляют топливо на экспорт, а не на внутренний рынок. «На сегодняшний день в России наблюдается дефицит зимнего дизельного топлива. Нефтяные компании до сих пор не вышли на указанные и заявленные производственные объемы, соответственно, есть дефицит. Кроме этого, большие объемы топлива отправляются на экспорт — нефтяные компании не полностью обеспечивает внутренний рынок, но экспортируют топливо. Поэтому на внутреннем рынке наблюдается дефицит и цены резко идут вверх. Прирост по регионам составил от 7 до 8 тысяч рублей за тонну, хотя обычно стоимость летнего и зимнего дизельного топлива отличается не более чем в 3−3,5 тысячи рублей. Ну и, на наш взгляд, нефтяные компании просто в очередной раз не сбалансировали рынок из-за отсутствия продукта и большого спроса», — прокомментировал руководитель Алтайского топливного союза, вице-президент российского топливного Союза Юрий Матвейко.
В союзе просят антимонопольщиков принять меры к сбытовым подразделениям нефтяных компаний. Для устранения возникшего диспаритета в стоимости топлива, по их мнению, было бы разумно на ограниченный период времени ввести индикативные мелкооптовые региональные цены, основанные на сложившихся потребительских. Стоит отметить, что ситуация касается всей страны в целом. Российский топливный союз уже направил письмо, аналогичное упомянутому выше, зампреду правительства РФ Дмитрию Козаку.
Заметим, что весной текущего года Юрий Матвейко выражал обеспокоенность наметившейся тенденцией к повышению биржевых цен на бензин и дизельное топливо. По его мнению, это негативно сказывается на частных АЗС, в том числе в Алтайском крае, которые могли встать на грань закрытия, не выдержав конкуренции с сетями нефтяных компаний. Тогда Российский топливный союз, вице-президентом которого является Матвейко, также направлял письмо Козаку. Как отмечал руководитель АТС, повышение цен было вызвано высоким спросом и увеличением экспорта именно в периоде май-июнь. Кроме того, большинство крупных нефтеперерабатывающих заводов в это же время останавливаются на регламентные работы, и объем производства, соответственно, сокращается, что влечет за собой дефицит. Матвейко переживал, что нефтяники, разумеется, в первую очередь будут стремиться обеспечить свои потребности, а частные АЗС получат доступ к топливу по остаточному принципу, что могло повлечь за собой уход некоторых игроков с рынка.