Так уж сегодня получается, что большинство людей живут «так, как все», ну или «так, как принято». При этом они не задумываются почему «так принято», да и кем «принято», не говоря уже о том, чтобы осознанно понимать и представлять, что из того, что «принято» полезно себе самому и обществу, а что для всех губительно и абсолютно не допустимо.
Такое потребительски – идиотское отношение к жизни у большинства не возникло само по себе, это результат большой и длительной работы с людьми на различных уровнях воздействия, включающих в себя СМИ, постоянно навязываемые новые модные «тренды», экономику и иные «нормы» общественно-культурной жизни.
Управляем ли этот процесс? Безусловно управляем! А раз так, то давайте представим себе цели этого процесса управления. Так при всём богатстве выбора у каждого из нас есть всего два пути в жизни. Первый путь – это путь в направлении очеловечивания, который не возможно реализовать без системной, качественно управляемой и связанной работы в области воспитания, образования и культуры. При этом очеловечивание без табу невозможно! А второй путь – это как раз реализуемый ныне путь расчеловечивания, в котором не имеют значения никакие ограничения и табу, а напротив, важно дать каждому как можно больше «свобод» и раскрепощения. Второй путь – это по сути, путь культурного беспредела.Как выглядит современное расчеловечивание? Посмотрите вокруг и вы легко найдёте, практически на многих подростках реперские кепки, увидите наколки на телах молодых мам(!) и девушек, на пляже вас удивят стринги на женщинах средних лет и совсем молоденьких девочках. А ещё, послушав музыку возле какого-нибудь общественно – развлекательного места, вы поймёте, что музыки вы фактически не слышите, а слышите шум не несущий в себе никакой вдохновляющей мелодии. Кстати, одежда и вообще внешний вид человека, является одним из мощных атрибутов формирующих определённую линию поведения человека. Поэтому такие мощные ресурсы сегодня вбрасываются в «модные» майки, кепки, тату, пирсинги и т.д. Добавьте к этому тотальную зависимость современных подростков от виртуальной среды, в которую сегодня в круглосуточном режиме «сливается» их колоссальный душевный потенциал.
Архитекторы и менеджеры этого процесса, хорошо понимают, что человеческое сознание, как и психика человека в целом, являются информационно форматируемыми структурами. Это означает, в какую информационную среду (звуков, образов, действий) вы погружаете человека, таким он в итоге и становится. Такой будет его линия поведения в жизни. Оденьте молодую девушку в наряд проститутки, и вы рано или поздно получите её соответствующее поведение. Научите молодого паренька сидеть за компом с утра и до вечера, а после этого лежать на диване для «восстановления сил» и вы получите безвольного, мало похожего на мужчину молодого человека.
Проблема здесь ещё и в том, что растянутый во времени и интенсивности воздействия вред, человеку распознать практически невозможно, это под силу только специалистам, которые как раз и заняты подобной работой. А представьте себе современных подростков и молодёжь, которые находятся практически круглосуточно, в такой расчеловечивающей информационной среде. Что мы с вами вероятностно – предопределённо получим из них в итоге? А мы получим, к их возрасту 25 – 30 лет, нежизнеспособное, человекообразное явление, которое не имеет высокой цели и готово с утра до вечера крутить спиннер, потому что сейчас так модно и так «принято». В культуре таких людей, мы хотим жить в будущем? Ведь дети и подростки – это наше будущее в настоящем? Думаю, нет!
У любого психологически здорового и зрелого человека, у каждого здорового и небезразличного родителя возникает объективный вопрос, в духе наших классиков: «что делать?». Очевидно, что прежде всего дети и подростки, как особая восприимчивая «группа риска», нуждаются в погружении в абсолютно иное информационное поле, в котором есть иные взаимоотношения, иные примеры, есть нравственные табу и образы, есть интересная и развивающая среда. Мне было бы сложно предлагать читателям пути выхода из ситуации, если бы я сам не был сотрудником тренингового проекта для детей “Лагерь навыка”, являясь при этом счастливым мужем и любящим отцом своих родных шестерых детей.
Наши дети — это чистые листы бумаги, рождающиеся с правом стать человеком. Я видел искренние слёзы на глазах детей очередной смены Лагеря навыка, девочек и мальчиков, когда мы вместе с ними смотрели патриотические фильмы о Великой Отечественной Войне. Я видел и вижу много примеров великодушия, привязанности, искренности и бескорыстной заботы о других с их стороны. Я твёрдо понимаю, что наши дети – это живые души, дарованные нам Богом, нуждающиеся в человечной, но не безвольной среде, а наоборот, в волевой среде. В такой среде, где сформирована культура совести и сильной воли. Дети нуждаются в таком пространстве, причём нуждаются гораздо больше, чем мы взрослые.
Главное, что нужно отметить в первую очередь, — это то, что создание среды, в которой в основе взаимоотношений взрослого и ребёнка лежит уважение и личная ответственность каждой стороны друг перед другом, уже является сильным очеловечивающим и трансформирующим фактором. В такой среде, основанной на диктатуре самодисциплины, каждый подросток имеет возможность пройти своё личностное преодоление, такое как регулярная интенсивная утренняя зарядка, походно – полевая практика в условиях горной местности, смысловые семинары и тренинги с экспертами, разобрать развивающие интеллектуальные задачи и принять активное участие в разнообразных развивающих квестах.
Главная цель такой работы, вывести ребёнка на способность уверенно находить правильное направление своего личностного развития, научиться ставить вопросы в жизни и искать ответы на них, отличая правильное от ненужного. И в конечном итоге, выйти на осознанное самоуправление собственной жизнью!И когда, наконец, ваш ребёнок, погрузившись в развивающую среду, например, среду Лагеря навыка, снимет с себя подаренную вами, идиотскую реперскую кепку, и скажет вам: «мне это не нужно», либо сам выключит телевизор, просматривая фильм вместе с вами, когда увидит в нём сцены кривляния, пошлости, тупости и унижения достоинства человека, считайте что вы уже достигли серьёзного результата в его воспитании. Успехов всем нам, дорогие родители, в этом нелёгком деле!
Неужели эти очевидные для нас вещи очевидны столь немногим? А если очевидны они многим, тогда почему эти многие ничего не предпринимают?
По причине профессиональной деформации не могу не обращать внимание на детей на улице, на информацию и на медиа-материалы различных детских проектов, в том числе детских лагерей. И всё реже вижу проекты со здоровой, с моей точки зрения, конструкцией детей и взрослых над ними. Смотрю на некоторых новичков, приезжающих на наш проект и вспоминаю пословицу: “как одену портупею – так тупею и тупею”… ну вот скажите, ну какая, казалось бы, связь между дурацкой кепкой, майкой с черепами или уродами, спинером или гаджетом в руках и поведением ребёнка?
Только догадываюсь, по каким механизмам это работает, но это работает. У таких ребят кратно чаще остальных проявляется размытость поведенческих рамок, невоспитанность, бескультурье, общая разболтанность – люфты, безволие и слабохарактерность. Такие экземпляры предсказуемы в 9 из 10 случаев. Большинству удаётся объяснить, что это неприемлемо на наших программах и почему.
Очень радостно видеть тех же самых ребят возвращающихся снова и снова, но уже в человеческом виде и в человеческом сознании… Грусть печаль моя с того, что нас-то капля в море, а вот тех мест, где от этого гнилья не только никто не уводит, а наоборот, тащит к плинтусу, просто тьма. Уже давно наблюдаю, как эту гниль продвигают и внушают нашим детям не только некоторые родители, беспечные родственники, но и воспитатели детских садов, школьные педагоги, и много раз сотрудники детских оздоровительных лагерей и различных анимационно-развлекательных программ. Продвигают под невнятными лозунгами: “ну детям же это нравится”, “а что такого”, “это же дети”, “это не мы придумали, так везде сейчас”, “ой себя вспомните” и т.д. и т.п.
Поэтому обязательным условием участия в проектах Лагеря навыка является отказ от гаджетов, рукоблудия в виде спинеров, одежды с символикой сатанизма или уродства, отказ от неряшливого вида и неопрятных причёсок. Нет, мы не монастырь, по словам самих участников, мы даём им удивительно интересные, познавательные, насыщенные дни, которые у них так редко бывают в повседневной жизни. Мы формируем среду, где они становятся сильнее… понимаете сильнее, а не моднее, “вау” и прочее подобное… Педагоги! Родители! Кто или что мешает Вам формировать эту среду? Низкий поклон тем, кто понимаем это и ведёт работу на своём фронте. Тем, кто разделяет позицию нашего коллектива – наш опыт в помощь.
Итого: индустрия детского расчеловесивания включает в себя не только атрибутику, но формируемые среды, где всё это или пропагандируется или пущено на самотёк. Такие деструктивные расчеловечивающие среды могут встречаться повсеместно, но если вы в своей семье с этим вопросом разобрались и определились, сами не даёте слабины, то, уверен, что и школьная компания, и компания дворовых друзей, и компания на каникулы вокруг вашего ребёнка будут формироваться развивающие, конструктивные.