АО «Авиапредприятие «Алтай» ищет подрядчика на разработку проекта будущего павильона для международных авиалиний, соответствующее объявление опубликовано на портале Госзакупок. Строительство международного терминала начинали обсуждать еще в 1991 году, но с тех пор тема несколько раз была заморожена. По всей видимости, аэропорт Барнаула в ближайшие годы ждут серьезные преобразования, о чем также свидетельствуют другие закупки по ремонту и строительству.
Максимальную стоимость контракта на разработку проектно-сметной документации для международного терминала АО «Авиапредприятие «Алтай» оценило в 15 млн рублей. Аукцион состоится 6 ноября. Его победителю предстоит разработать план работ и выполнить инженерные изыскания. Что касается проектных решений, то новый павильон станет пристроем к уже имеющемуся зданию аэропорта, поэтому его облик должен вписываться в уже имеющиеся рядом постройки и, как указано в документации, неким образом «вызывать ассоциации с природой и знаменитыми жителями Алтайского края». На двух этажах пристройки расположатся: зал ожидания паспортного контроля, зал выдачи багажа, зона таможенного контроля, туалеты, бытовки, зал прилета и т. д. Последний будет рассчитан на 250 пассажиров. Кроме того, предстоит проработать систему инженерных коммуникаций и благоустройство прилегающей территории. На все проектирование подрядчику дается 215 дней со дня подписания договора. Предполагается, что само строительство павильона начнется в 2021 году.
Напомним, что разговоры о масштабной реконструкции барнаульского аэропорта идут уже много лет, но многие запланированные амбициозные проекты пока никто так и не реализовал из-за их дороговизны и неопределенности с источником инвестиций. Например, обещанное еще в 1990-е годы строительство международного терминала за почти 30 лет несколько раз было заморожено. По всей видимости, дело сдвинулось с мертвой точки в связи с нацеленностью властей на развитие туризма на Алтае. Поскольку аэровокзал — это первое и последнее, что видят гости из далеких регионов и стран, то и его внешний вид должен создавать положительное впечатление от края.
Поэтому в ближайшие годы аэропорт Барнаула могут ждать большие преобразования и работа в этом направлении уже начата. В частности, это видно по другим закупкам, которые проводит АО «Авиапредприятие «Алтай». К примеру, в этом году по договору подряда было отремонтировано асфальтобетонное покрытие на перроне. Цена контракта составила чуть менее 3,2 млн рублей, но позднее она увеличилась до 5,7 млн рублей из-за увеличения сроков и стоимости работ, что указано в дополнительном соглашении. Кроме того, почти за 12 млн рублей в сентябре началось строительство временного павильона обработки и выдачи багажа.
В связи с этим примечательно, что еще в мае «Авиапредприятие «Алтай» за 5 млн рублей искало подрядчика на на разработку проектно-сметной и рабочей документации на реконструкцию павильона прибытия. Тогда планировалось, что в аэропорту расширят залы для прилетевших пассажиров и ожидания встречающих, к которым действительно высказывались претензии из-за их небольшого размера. Однако руководство отменило процедуру. С чем этом было связано, в компании говорить отказались даже после отправки запроса.
Также примечательно, что аэропорт за 1,5 млн рублей заказал замеры и инженерные изыскания для размещения новой взлетно-посадочной полосы. Идея строительства новой ВПП, под углом к нынешней была озвучена в ходе рабочей встречи директора авиапредприятия «Алтай» Виталия Архипенко с делегацией Алтайского Заксобрания по вопросам капитального ремонта старой полосы, который не проводился уже около 20 лет. Предполагается, что на время ремонта старую полосу придется закрыть, поэтому и зашел разговор о строительстве новой ВПП, чтобы не было сбоев в работе. Отметим, что такие масштабные работы требуют участия федерального собственника земли под летным полем, а следовательно и решения правительства РФ по включению в федеральную программу и выделению финансирования.
При этом в сентябре прошлого года губернатор Виктор Томенко уже обсуждал этот вопрос с президентом Владимиром Путиным. Он тогда обмолвился, что глава государства дал поручение Минтрансу включить аэропорт в комплексный план по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры до 2024 года, с началом предпроектных работ уже в 2019 году. По оценке властей, на весь комплекс работ требуется около 4 млрд рублей. Как сейчас продвигается решение этого вопроса, неизвестно. Однако судя по масштабным планам руководства аэропорта, некоторые движения в этом направлении уже есть.
Стоит отметить, что эту проблему можно было бы решить с помощью бизнеса. Так, в 2019 году собственники аэровокзала — правительство Алтайского края (владеет контрольным пакетом акций) и компания «Новапорт» (владеет 48 % акций) вступили в переговоры. Фирма была готова выкупить акции авиапредприятия, остающиеся в собственности региона, и начать стройку своими силами. Однако, судя по отсутствию четких заявлений, к взаимопониманию пока прийти не удалось. В феврале 2019 года руководство Минтранса Алтайского края и АО «Авиапредприятие «Алтай» представили предпроектные решения капитального обновления аэропорта. Реконструкция, по их оптимистичным подсчетам, должна закончиться к 2025 году, но продолжение и этой истории пока неизвестно. В связи с этим стоит обратить внимание на то, что подконтрольные «Новапорту» аэропорты находятся в неплохом состоянии и часто ремонтируются, получая на эти цели неплохие средства.