Образ басмачей как до зубов вооруженных азиатов в чалмах и халатах, навязанный обывателю советским кинематографом, не соответствовал действительности, что подтверждается историческими документами, которые опубликованы в СССР еще в 60-х годах. Тем не менее, многие особенности басмачества как протестного движения широкой огласке предпочитали не предавать.
Невооруженные бандиты
По этимологическому словарю Фасмера, термин «басмач» произошел от тюркского слова «басма» («налет»), смысловое толкование данного социального статуса – «налетчик, разбойник». Вместе с тем, далеко не всегда эти налетчики были вооружены. В материалах сборника «Из истории гражданской войны в СССР. Документы и материалы. Иностранная военная интервенция и гражданская война в Средней Азии и Казахстане» говорится, что в 1919-1920 годах в боях Красной Армии против басмачей в Ферганской долине зачастую в качестве трофеев красноармейцам доставалось только несколько винтовок. Так по итогам одного из сражений при 23 убитых повстанцах оказались только одна винтовка Мосина, две берданки и столько же охотничьих ружей. В последний день 1920 года в районе киргизского города Сулюкта красноармейцы разгромили отряд басмачей, уничтожив свыше ста человек. Те были вооружены пятью трехлинейками, несколькими берданками, револьверами и гладкоствольными ружьями.
«Басмачей» придумали красные?
Сбежавший из Туркестана в 20-летнем возрасте в Афганистан Абдулхамид Кочар (на момент беседы с узбекским исследователем темы басмачества Бахтияром Шахназаровым аксакалу исполнилось 100 лет) говорил, что «басмачи» – это «проект» русских, проводивших насильственную советизацию Туркестана. По словам Кочара, эмиссары советского правительства специально обряжали представителей сочувствующих новой власти дехкан «под басмачей» и посылали на ночные грабежи домов простого народа. Старожил заверял: основная масса повстанцев Средней Азии были борцами за национальное освобождение, а не бандитами – они протестовали против продразверстки и конфискации имущества у дехкан.
Курбаши сотрудничали с гитлеровцами
Авторы исторических исследований Александр Пылев («Басмачество в Средней Азии: этнополитический срез (взгляд из XXI века)») и Ильяс Дауди («Большая игра в Афганистан») описали историю жизни и борьбы с советской властью одного из лидеров туркестанского басмачества Махмуд-бека (Курширмата), в 1921 году эмигрировавшего в Афганистан. Махмуд-бек, чей отряд в начале 20-х годов был выдавлен Красной Армией на территорию Северного Афганистана, оставил на советской территории разветвленную агентурную сеть. Полученную от осведомителей информацию он продавал иностранным разведкам, нажив тем самым приличное состояние. Гитлеровцы в начале Великой Отечественной войны привлекли курбаши к сотрудничеству в качестве руководителя шпионской организации абвера «Унион». На расширение шпионской сети и вербовку агентов на территории СССР ему выделили крупную сумму. Впоследствии абвер поручил Махмуд-беку подготовку диверсионных групп для заброски в Советский Союз.
Юрий Тихонов в книге «Афганская война Сталина. Битва за Центральную Азию» пишет, что советской разведке удалось перевербовать Махмуд-бека, который за деньги готов был служить какому угодно правительству. В результате совместных действий разведок СССР и Великобритании удалось парализовать деятельность германских и японских спецслужб в Афганистане. Афганское правительство после побед Советской Армии под Сталинградом и Курском ликвидировало у себя в стране агентуру Абвера и Японии.
Действовали и после Гражданской войны
Басмачество как организованное движение прекратило свое существование только 1938 году со смертью последнего лидера-курбаши Джунаид-хана, пытавшегося из Афганистана руководить отрядами басмачей, которые в 30-х годах неоднократно совершали вылазки на территорию советской Туркмении.
Николай Сыромятников
Источник