Власти Алтайского края и местные перевозчики обеспокоены тем, что онлайн-агрегаторы по поиску попутчиков вроде BlaBlaCar становятся все популярнее и якобы нелегально завоевывают часть рынка регулярных пассажирских перевозок. По мнению чиновников, пассажиры, пользующиеся такими сервисами, рискуют своей жизнью, поскольку водители не имеют специальных лицензий и не могут гарантировать безопасность поездки. Руководитель российского отделения BlaBlaCar Ирина Рейдер прокомментировала ИА «Банкфакс» данную позицию.
По словам Ирины Рейдер, чиновники и правоохранители часто пытаются уличить водителей-попутчиков в незаконной коммерческой деятельности, но фактически это не так. «Грубо говоря, это учителя, врачи и просто пенсионеры, которые время от времени ездят в соседний город навестить родственников, а поскольку у них в автомобиле есть свободные места, они берут попутчиков, которые частично покрывают расходы на поездку. Важно, что они именно частично покрывают расходы, но не получают прибыль, потому что мы контролируем стоимость поездки», — объяснила директор BlaBlaCar.
Она добавила, что именно такая деятельность называется «карпулинг». На сегодняшний день это понятие законодательно не закреплено, хотя федеральное правительство уже работает в этом направлении. Так, в июле этого года «Коммерсантъ» писал, что Минтранс РФ разработал законопроект по легализации карпулинга в России или так называемый «закон о попутчиках». «Как только он будет принят, разговоры о законности или незаконности поездок попутчиков будут прекращены. Будет проведена четкая граница между попутчиками, такси и автобусами. Мы направляли в Минтранс наши предложения к разрабатываемому закону. Дело в том, что нашему сервису 13 лет, мы работаем в 22 странах, обладаем большой международной экспертизой в этом вопросе. Мы видим, что на федеральном уровне есть понимание, что поездки с попутчиками не нужно запрещать, а нужно правильно регулировать», — сообщила Ирина Рейдер.
Между тем сам законопроект вводит весьма жесткие ограничения для онлайн-агрегаторов попутчиков. Например, предлагается ограничить число совместных поездок до двух в сутки, а количество пассажиров — до пяти. Кроме того, документ включает деятельность таких сервисов в число подлежащих государственному контролю и надзору. За нарушения агрегаторам и перевозчикам будет грозить блокировка.
Интересно, что, по мнению директора российского BlaBlaCar, такое строгое регулирование будет «очень правильным и действенным решением». «Во-первых, это очень сильно облегчит жизнь простым россиянам, которые регулярно совершают междугородние поездки. Они будут точно знать, что закон защищает их право на свободу передвижения. Во-вторых, государство будет контролировать такие поездки, а значит, сделает их более прозрачными и безопасными. В-третьих, сами сервисы попутчиков также будут защищены законом, и им не придется каждый раз через суд доказывать правовой статус своей деятельности», — полагает Ирина Рейдер. В заключении она отметила, что властям не нужно «изобретать велосипед» и следует обратить внимание на опыт регламентирования карпулинга в европейских странах.
Напомним, что на последнем ноябрьском заседаний алтайской краевой комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения было озвучено, что официально зарегистрированные межмуниципальные и межрегиональные перевозчики серьезно страдают от присутствия на рынке частников. Согласно приведенным данным, транспортные фирмы теряют порядка 500 млн рублей выручки от деятельности теневого сектора, который составляет около 30-40 %. В свою очередь глава краевого Минтранса Александр Дементьев обратил внимание, что в этом вопросе необходимо больше сконцентрироваться на безопасности, чем на деньгах. Тогда его заместитель Дмитрий Коровин отметил, что некоторые водители пользуются сервисами вроде BlaBlaCar исключительно в коммерческих целях. По мнению властей, это является проблемой, потому как такие перевозчики не имеют никаких гарантий и лицензий, и не могут обеспечить безопасность пассажиров. Однако никаких решений обозначенных проблем на совещании предложено не было.