БОЛЬШИЕ ПРОЕКТЫ

0
445

Картинки по запросу БОЛЬШИЕ ПРОЕКТЫ

В-четвертых, сборное домостроение перешло на новый технологический этап, хотя, к сожалению, отказаться от массового строительства в Москве не удалось. Постановление № 305-ПП фактически запретило использование в столице позднесоветских серий многоквартирных домов. Под руководством главного архитектора продукты ДСК были модернизированы и их облик изменен. Обновлению подверглись и проекты социальной инфраструктуры.
В-пятых, активно развивается конкурсная практика. В-шестых, в Москве реализуются большие проекты федерального и городского значения. И то и другое заслуживает отдельного разговора.
Архитектурные конкурсы — наиболее популярный и зарекомендовавший себя инструмент повышения качества архитектуры. Он взят на вооружение главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым.
За четыре года в городе прошло около 40 конкурсов. Оздоравливающие эффекты практики прослеживаются: выдвинулись новые фигуры, появились профессиональные операторы конкурсов, в поле общественного внимания оказались новые проекты. Процедура в целом не вызывала вопросов. Но результаты не столь однозначны.
Отметим основные отличия от принятой международной практики:
• Выбор объектов. Конкурсы в Москве проводятся или на федеральные объекты, или на частные девелоперские проекты. Конкурсы на объекты городского заказа (за исключением оформления станций метро) не проводятся.
В мире же такие объекты являются главным и часто обязательным предметом конкурсов — они составляют ядро городской архитектурной политики. Через конкурсы город демонстрирует приоритеты, выделяя объекты особой важности (школы, культурные учреждения и пр.) и значимые территории;
• Состав задания на проектирование (брифа). Качество архитектуры сегодня определяется предпроектными исследованиями. Конкурсная программа — яркое их выражение, так как
бриф на проектирование публичен, юридически выверен и является предметом профессиональной дискуссии. В случае конкурса по городскому заказу он представляет собой результат консенсуса различных групп интересов и демонстрирует приоритеты городской архитектурной политики. В Москве дискуссии по брифам если и проводились, то редко, качество предпроектных исследований вызывало вопросы, на усмотрение конкурсантов оставлялось много вещей, вплоть до целей проекта и его основных параметров;
• Права победителей. Главный архитектор города Сергей Кузнецов, как правило, входит в жюри конкурса, что укрепляет права победителя на дальнейшую разработку проекта. Однако это едва ли не единственная гарантия — большая часть прошедших конкурсов не закончилась заключением контракта с победителем. В тех же случаях, когда это произошло, проект, выбранный жюри, существенно изменялся — де-факто конкурс оказывался процедурой выбора не проекта, а архитектора. Определение обязательных объектов для архитектурных конкурсов, регламент подготовки программы конкурса, интеграция результатов конкурса в существующую систему проектирования должны стать частью архитектурной политики Москвы. Без этого конкурсы не принесут желаемого эффекта.
БОЛЬШИЕ ПРОЕКТЫ
С приходом к власти Сергея Собянина была произведена санация крупных проектов федерального значения (реконструкция Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, стадионов «Лужники» и «Динамо», Третьяковской галереи) и инициированы новые (парк «Зарядье», реконструкция территории ЗИЛа, Новая Москва, модернизация набережных). Ни один из них до сих пор не завершен, поэтому выводы могут быть только предварительными.Обращают на себя внимание следующие черты развития проектов:
• высокий уровень ожиданий от проекта, инициированного первыми лицами государства с политическими целями;
• недостаточный уровень проработки предпроектной стадии, в которой могут отсутствовать четкие экономические, социальные, градостроительные параметры проекта;
• проведение архитектурных конкурсов в ряде случаев с непроработанным заданием и неясными правами победителей;
• крайне неритмичное развитие проекта, когда он может «умирать» на длительный период времени, а потом с необыкновенной интенсивностью «воскресать»;
• возможности существенно поменять параметры проекта (стоимость, автор, функция, площадка, объемы) на любой стадии его реализации;
• работа с архитектурной частью проекта