—>
Правительство РФ не планирует пролонгирование соглашения с участниками нефтяного и топливного рынка о заморозке цен на бензин и солярку, утверждают осведомленные источники. Мораторий на повышение цен более чем на уровень инфляции истекает 1 июля.
Срок действия ограничений на повышение цен на автомобильное топливо завершается 1 июля, и правительство не будет настаивать на их продлении, сообщили информированные собеседники РИА «Новости». Договоренности были достигнуты в ноябре 2018 года. Изначально регулировать цены на бензин и солярку планировалось до 1 марта, однако впоследствии договоренности были пролонгированы еще на один квартал. Участниками соглашения стали 10 ведущих производителей топлива и нефти – «Роснефть», «Газпромнефть», «ЛУКОЙЛ», «Татнефть» и другие.
По условиям меморандума производители обязывались не только сдерживать цены, но и наращивать поставки топлива на АЗС внутри страны. Пересматривать расценки во время действия соглашения разрешалось только на уровень инфляции. Если бы участники меморандума нарушили его условия, кабмин увеличил бы пошлины на экспорт нефтепродуктов, что сделало бы его поставки на внешние рынки нерентабельными.
Между тем, отклонения от исполнения договоренностей имели место. В апреле-мае котировки бензина Аи-92 на Санкт-Петербургской международной топливно-сырьевой бирже выросли почти на 25% — за тонну топлива вместо 40 тыс. рублей стали просить 49 тыс. рублей. Однако за тот же период стоимость топлива для конечных потребителей на АЗС увеличилась в среднем на 0,3%. Тем не менее, в конце мая участники рынка предупредили вице-премьера Дмитрия Козака о том, что более сдерживать рост цен они не в состоянии, и закупленное на опте по 49 тыс. рублей за тонну топливо неизбежно подорожает в рознице.
Участники розничного рынка также говорили об уменьшении объемов топлива, поставляемого на внутренний рынок. Впрочем, нефтяники уверяли в техническом характере роста цен – в мае на ремонты остановились несколько нефтеперерабатывающих заводов. Между тем, в нынешнем году майское подорожание оказалось скромнее, нежели годом ранее, когда котировки Аи-92 достигали 55 тыс. рублей за тонну. В результате розничные цены на бензин и солярку за месяц выросли на 7%.
Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко в беседе с RT заверил: предпосылок для резкого роста цен на автомобильное топливо нет, а рентабельность АЗС остается на достаточном уровне. Маржа с литра бензина или солярки составляет 3-4 рубля при оптимальной рентабельности на уровне 5 рублей с литра. В Росстате подтверждают: на прошлой неделе стоимость солярки не росла, а бензина увеличилась на 0,1%.
Источники отмечают, что решение не пролонгировать меморандум коллегиально приняли участники рынка, первый зампред правительства Антон Силуанов и Дмитрий Козак. Силуанов заверил, что завершение действия меморандума не приведет к резкому снижению объемов топлива, поставляемых на внутренний рынок. В силе остается демпфирующий механизм – выплата производителям прибыли, которую они могли бы получить от экспорта продукции, которая по факту была продана на внутреннем рынке. Впрочем, отмечает главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов, пока на практике демпфер не применялся, и все убытки он покрыть априори не может. Глава Минэнерго Александр Новак, в свою очередь, уверяет в эффективности механизма, поскольку цена отсечения была уменьшена с 56 тыс. до 51 тыс. рублей за тонну бензина и с 50 тыс. до 46 тыс. рублей за тонну солярки.
Накануне о том, что заморозка цен на топливо завершится 1 июля, сообщили «Ведомости». Об этом заявили четыре источника издания на рынке, а также два собеседника в правительстве. Они утверждают, что отменить меморандум Силуанов и Козак согласились только в обмен на обещание нефтяников не повышать стоимость топлива в мелком опте больше чем на размер инфляции. В то же время источники не знают, какие санкции будут применяться к производителям в случае, если это обещание не будет выполнено. При этом и в аппарате Козака, и в энергетическом ведомстве, и в компаниях — участницах меморандума ситуацию не комментируют. Свое видение вопроса Козак последний раз озвучивал в начале июня. Тогда он отметил, что оснований для пролонгирования меморандума пока нет.