У непосвященных может возникнуть вопрос: “Что за Толчково такое, если речь идет о Ярославле?” Толчковская слобода сложилась на правом берегу реки Которосль на рубеже XV-XVI веков.
Её населяли кожевники, которым для обработки кож требовались дубильные вещества. Последние получали толчением древесной коры. Отсюда и пошло название слободы.
Промысел был достаточно прибыльным, чтобы слобожане смогли собрать средства для строительства великолепного храма.
2. Путник, спустившийся с моста через Которосль, видит церковь такой.Обратите внимание
Полное название храма – церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Толчкове. Строительство заняло 16 лет – с 1671 по 1687 г. Кирпича требовалось столь много, что поблизости пришлось построить 2 кирпичных завода. Результат оправдал все ожидания. Ансамбль состоит из основной церкви, колокольни (более поздней постройки) и Святых ворот.
3. Вид с востока .Апсидная часть храма. 4. Великолепная кирпичная кладка и декор из поливных изразцов. Искусствоведы отмечают, что ” в кирпиче настолько тонко воспроизведены всевозможные мотивы деревянной резьбы, что создается впечатление будто материалом был не камень, а дерево”. 5. 6. На апсидах местами сохранилась первоначальная раскраска под так называемый бриллиантовый руст, что придавало храму еще больше декоративности. 7. Основной объем церкви венчает уникальная композиция из 15 глав. Барабаны куполов также богато декорированы. 8. 9. 10. 11. Одна из характерных особенностей ярославского культового зодчества – пристройка к храму с двух или трех сторон широких галерей. Вид на южный придел, южную галерею и крыльцо. 12. И здесь декор великолепен. 13. Южное крыльцо. 14. 15. Изразцы крупным планом. 16. 17. 18. 19. Главы южного придела (справа) и основной церкви. 20. Вид с юго-запада. Слева – западное крыльцо, справа – южное. 21. Западные крыльцо и галерея. 22. Еще несколько изразцов. 23. 24. Западное крыльцо с характерной для русского зодчества гирькой.
25. Прежде, чем войти в храм взглянем на другие постройки. Шестиярусная колокольня сооружена на рубеже XVII-XVIII веков рядом с храмом.
26. Высота этого сооружения в стиле “московского барокко” достигает 45 м. 27. Вновь обратимся к мнению искусствоведов: “Колокольня изящна по своему силуэту, но формы её несколько чужды ярославской архитектуре, особенно второй и третий ярусы, предельно насыщенные декоративными элементами западноевропейского происхождения (пилястры-консоли, русты и прочее.)”. Стоит отметить, что в 1950-е годы были проведены серьезные работы по устранению крена колокольни, достигавшего в верхней отметке почти 1 метра. 28. Святые ворота были построены в одно время с церковью и устновлены по центральной оси храма. 29. Северные галерея и крыльцо. 30. Настало время осмотреть интерьер храма. Вид на северную (слева) и западную галереи. Роспись галерей выполнена в начале 1700-х гг. 31. Южная галерея в направлении на восток. 32. Южная галерея в направлении на запад. Как видно, росписи покрывают все стены. своды, оконные и дверные откосы. 33. Фрагмент росписи южной стены храма.
34. Грандиозные стенописи храма выполнены в 1694-1695 гг. шестнадцатью ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Григорьевым Плехановым и Федором игнатьевым – выдающимися русскими художниками конца 17-го века. Созданные в необычайно короткий срок (около 5 мес.
) росписи замечательны не только количеством изображенного, но и высокой техникой работы. Рисунок тонок и изящен. Бесконечные композиции со множеством фигур сменяют одна другую. Колорит стенописей выдержан в холодной зеленоватой гамме.
По количеству стенописных сюжетов (а их здесь более полутора тысяч!) церкви Ионна Предтечи нет равных ни в Ярославле, ни в каком другом городе страны.
Росписи северной и западной (слева) стен. 35. Росписи свода и южной стены (справа). 36. 37. Мастерство резчиков по дереву демонстрирует великолепный 6-ярусный иконостас. 38. Фрагмент иконостаса. 39. 40. Если воочию церковью восторгались немногие, то её изображение видели практически все. Она изображена на купюре достоинством 1000 рублей.
Вот только обратили ли внимание? Храм входит в состав Ярославского музея-заповедника. Закрыт в понедельник, вторник и дождливые дни. Использованы материалы книги: Ярославль: Путеводитель/ П.И.Козлов, А.И.Суслов, С.С.Чураков. – Ярославль: Верх.- Волж. кн. изд., 1980. Съёмка 18 сентября 2015 г.
Оригинал взят у ein_arzt в Ярославль: церковь Иоанна Предтечи в Толчкове.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове необыкновенно красивый православный храм Ярославля, она довольно долго существовала в деревянном исполнении, неоднократно горела и отстраивалась заново. Удивительно, но страшнейший пожар 1658 года, уничтоживший 29 ярославских храмов и 3 монастыря, пощадил церковь. А вот в 1659 году она сгорела — в день Святой Пасхи.
И толчковцы решили строить каменный храм. Постройка эта, как следует из вкладной книги, нашла живейший отклик среди обитателей слободы. Поступали пожертвования и из других городов. Жители Казани, например, прислали резные царские врата тончайшей работы. То есть храм возводилось в полном смысле слова всем миром.
Строительство длилось долго. Прежде чем приступить к постройке грандиозного Предтеченского храма, толчковцы решили возвести более скромный и размерами, и убранством — но зато отапливаемый — Вознесенский. К 1665 году он был готов. Ничто теперь не мешало приложить все силы к осуществлению давно задуманного, выпестованного проекта.
В дореволюционных источниках часто говорится, что строили храм Иоанна Предтечи русские мастера под руководством голландцев. В настоящее время версия об участии голландцев в построении одного из ярчайших памятников ярославского зодчества XVII века является маргинальной.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове строили шестнадцать лет
В 1671 году строительство Предтеченского храма, наконец, началось. Специально для этих целей были устроены два кирпичных завода, дававших кирпич высочайшего качества — в том числе лекальный, то есть особой формы.
В августе митрополит Ростовский Иона (Сысоевич) благословил строительство холодной церкви во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи с двумя приделами. Первый придел посвятили святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту.
Второй — Казанским чудотворцам Гурию и Варсонофию.
Спустя шестнадцать лет работы были завершены. Над Которослью вырос пятнадцатиглавый храм, опоясанный папертью. А в 1694—1695 годах артель из шестнадцати человек под руководством Дмитрия Григорьева Плеханова расписала церковь фресками. Ныне этот фресковый ансамбль признан не имеющим аналогов в мировом искусстве по количеству сюжетов (их здесь более полутора тысяч).
Немного истории Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове
Иоанно-Предтеченский храм прожил вместе со своими прихожанами долгую жизнь, на его глазах сменялись поколенья. В пустующей ныне паперти находили отдых странники и нищие, а двор, по которому бродят теперь редкие туристы, оглашался на Пасху многоголосым «воистину воскресе»
Поддержание Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове в должном виде требовало и постоянных забот, и периодических крупных ремонтов. В течение XIX века поновлялись фрески церкви, кирпичный пол заменили на чугунный, а иконостас вызолотили.
Тем не менее к концу столетия состояние храма было далеко от идеального, что и заметил посетивший его в 1894 году министр финансов С. Ю. Витте. Жемчужине ярославского зодчества срочно требовался капитальный ремонт. Главная проблема заключается в неравномерной осадке фундамента.
Именно она повлекла за собой образование трещин в стенах церкви.
Важно
На реставрационные работы из казны выделили 64 000 рублей, затем сумма была еще увеличена. В 1903— 1906 годах специалисты произвели полную замену старого фундамента, исправили стены, промыли фрески, позолотили купола и отреставрировали иконостас. Именно тогда чугунный пол заменили на существующий ныне плиточный.
Эта реставрация оказалась чрезвычайно уместной. Кто знает, как пережила бы Предтеченская церковь бедствия грядущих десятилетий, если бы не тот запас прочности, которым снабдили ее с невольной предусмотрительностью реставраторы.
Церковь Иоанна Предтечи в советское время
Натиск на храмы Толчковской слободы начался вскоре после революции. В первой половине 1920-х годов они лишились многих своих ценностей, а в 1929 году у верующих отняли зимнюю Вознесенскую церковь, переоборудовав ее под рабочую столовую. В начале 1950-х этот храм снесли.
Церковь Иоанна Предтечи в январе 1933 года поступила в ведение ярославского музея. Теперь, казалось, за ее судьбу — как архитектурного памятника — можно было не беспокоиться. Но так только казалось.
После того как в 1936 году власти «упразднили» приход, завод «Победа рабочих», выпускавший краски, поглотил храмовую территорию вместе с самим зданием храма. В нем находился зерносклад, а в галерее держали сыпучие красители и необходимые в производстве красок кислоты.
Надо ли говорить, что для фресок такое соседство было губительным!
Чуть не упавшая колокольня Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове
Пострадала и колокольня, входившая в храмовый ансамбль. В ее нижнем ярусе устроили кузницу и мастерскую, что вызвало осадку фундамента и, как следствие, бедственное уподобление здания Пизанской башне.
Колокольня накренилась на 1,5 метра и продолжала «падать». Еще немного, и кавычки можно было убрать. Но, к счастью, самый худший вариант развития событий предотвратило вмешательство Главнауки.
Опасный склад из храма убрали, а колокольню, освобожденную от кузницы, выпрямили.
К счастью, Иоанно-Предтеченский храм не был уничтожен в эпоху нового варварства. Но его архитектурное окружение претерпело катастрофические изменения. Разрушение традиционной среды сказалось и на восприятии этой уникальной церкви.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
Каждый человек хотя бы раз держал в руках 1000 рублевую купюру, посвященную Ярославлю. Так вот на одной из сторон изображена Церковь Иоанна Предтече в Толчкове. Такой церкви нет нигде больше. Она уникальна.
Ансамбль состоит из основного здания храма, колокольни и Святых ворот. Это самая красивая, самая живописная, самая художественная ярославская церковь, которая находится под охраной ЮНЕСКО.
Само место получило название Толчков, по просто причине, что здесь толкли кору для выделки и окраски кожи. Уже в XVI веке княжество стало центром крупного производства кожи.
Самое раннее свидетельство о церкви в Толчкове содержится в грамоте ростовского митрополита на возведение и освящение храма с Казанским приделом от 1644 года Это была деревянная церковь, а слободе нужен теплый храм, и в 1658 году прихожане получили грамоту на строительство теплой церкви Вознесения.
Но тут случилось несчастье. Деревянная церковь в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи, сохранившаяся от пожара 1658 года, сгорела в 1659 году в день Святой Пасхи 3 апреля.
И тогда решили прихожане сгоревшей церкви по инициативе Захария и Гурия Даниловых построить на новом месте церковь и посвятить ее Николаю Чудотворцу. Уже 22 мая небольшая деревянная церковь была построена. Но жители слободы хотели иметь в своем приходе что-то более грандиозное. Они решили построить храм, какого еще не было в Ярославле.
Средства собирали не только у жителей слободы, но и далеко за ее пределами: дьякон Родион ездил даже в Казань, откуда привез щедрые приношения. Книга по учету пожертвований воскрешает полную картину: кто приносит слиток серебра, кто кружева на 32 рубля, а кто огородную землю с постройками.
READ «Сдержать Россию»: зачем Польше нужны войска США
Отдавали и торговые лавки, и дома, кто-то отдал заводик, а казанские жертвователи – царские врата, которые долгие годы украшали придел Казанских святителей.
Строительство длилось 16 лет, с 1671 по 1687 года. Результат всех усилий был просто великолепен. Храм удался на славу.
Храм представляет собой кубическую четырехстолпную пятиглавую церковь со световыми барабанами, окруженную широкими одноэтажными галереями с трех сторон. С восточной стороны храм имеет два симметричных придела.
Все стены изукрашены изразцами и узорами фигурного кирпича так, что гладкого места на них практически невозможно найти. Кажется, что церковь обернули в роскошный персидский ковер. Стены галереи не отстают от основного объема по своему убранству – их украшают такие же изразцы и узоры из профилированного кирпича.
Читайте также: Житие сергия радонежского: краткое содержание, написать житие по главам, как написано описание
Построена церковь из красного кирпича, которые изготавливали на двух заводах, построенных специально для возведения церкви.Внутри церковь не менее великолепна, чем снаружи. В свое время это был самый роскошный по отделки храм. Ее расписывали в 1694-1695 годах самые лучшие мастера Ярославля. Слобожане не поскупились на украшение своего главного храма.
Совет
Это целая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов. В интерьере храма восхищает искусство резчиков по дереву.Особую ценность представляли царские врата придела Казанских святителей Гурия и Варсонофия. Они были пожертвованы казанскими благотворителями уже в готовом виде.
Едва ли не большую ценность представляли иконы храма, многие из которых были намного древнее самого храма, так как были пожертвованы благочестивыми ярославцами. Наиболее известной была храмовая икона Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Богато осыпанная драгоценностями: жемчугом, гранатами и другими драгоценными камнями, древнего греческого письма, она почиталась как чудотворная. Замечательна икона Вознесения Господня, очень интересна икона «Символ веры» и много других редких икон.
На рубеже XVII-XVIII веков рядом с храмом была сооружена столпообразная шестиярусная колокольня в стиле “барокко”. Ее четыре верхних яруса прорезаны арками звона. Высота колокольни 45 метров. И церковь, и колокольня – самые высокие в Ярославле.Уникальна церковь своими 15 куполами.
Издавна повелось, что определенное количество куполов что-то значит, но 15 нигде не встречаются. Разгадка кроется в двух приделала. Они выполнены на одной высоте с основным зданием, поэтому кажется, что на церкви куполов 15, хотя а самом деле на самой церкви их 5 и на каждом придела по 5.
До революции к храму, этой жемчужине русского зодчества, относились с большим вниманием: в 1830 году были возобновлены некоторые фрески, а в 1855 году вызолочен иконостас. Кирпичный пол храма был заменен на чугунный. В 1894 году храм посетил министр финансов С.Ю. Витте и отметил, что храм требует капитального ремонта.
Реставрационные работы начались в 1903 году. К 1906 году церковь Иоанна Предтечи в Ярославле была восстановлена во всем древнем великолепии.
Сейчас церковь находиться в плачевном состояние. Рядом с ней расположен лакокрасочный завод, который пренебрежительно относиться к культурному достоянию.
Вокруг церкви страшный забор, проход в святых воротах заложен камнями, поскольку сразу же за воротами начинается территория завода. Однажды, ЮНЕСКО пришлось устраивать скандал, по причине хранения в храме мешком с химикатами. Невозможно даже сделать красивый снимок.
Везде становиться видно черные клубы дыма, поднимающиеся над землей. В невероятном количестве он поступает из труб и растворяется в атмосфере. Кроме того, на памятник искусства совершили покушение неизвестные вандалы.
Обратите внимание
Все изразцы, до которых только можно дотянуться, разбиты вдребезги. Казалось, кто-то хотел забрать с собой красивую плитку, но у него не получилось, и в гневе он уничтожил все, которые достал.
Даже колокольня не осталась в стороне. Как оказалось, здесь проживали бездомные, а залезали сюда через пролом в стене.К нашему счастью, сейчас церковь взята под опеку Ярославского музея-заповедника. Сегодня в ней активно ведутся реставрационные работы, но уже сейчас в летнее время можно посетить храм.
Этот шедевр русского церковного зодчества является архитектурным памятником жителям Толчковской слободы, ибо он был воздвигнут при их участии на их кровные, заработанные нелегким трудом деньги, и на протяжении столетий являлся духовным центром слободы, где любовь к Богу и ближнему воплощалась в конкретные дела, память о которых жива и по сей день.
Вид на деревянные резные царские ворота в приделе церкви Иоанна Предтечи в Толчкове:
Вид северо-западного фасада церкви Иоанна Предтечи в Толчкове:Вид южного входа в церковь Иоанна Предтечи в Толчкове:Деталь царских врат в церкви Иоанна Предтечи в Толчкове:
Кочешкова Ксения
17 января 2015 | 2018 просмотров
Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле – красота русского узорочья
Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, Закоторосльная набережная, д. 69Начало строительства: 1671 годОкончание строительства: 1687 годКоординаты: 57°36'39.0″N 39°51'24.6″EОбъект культурного наследия Российской Федерации
Иоанно-Предтеченкий храм – самый крупный в городе и самый знаменитый. Рисунки и фотографии этой пятнадцатиглавой церкви входят во все издания и учебники по русскому зодчеству. Ее изображение было помещено на тысячерублевую купюру, выпущенную в 1997 году. А известный русский художник Василий Васильевич Верещагин увековечил паперть этого храма в живописном полотне 1888 года.
История строительства церкви Иоанна Предтечи
XVII век стал для Ярославских земель временем расцвета. Здесь активно развивались ремесла. И примерно треть всех ремесленников были кожевниками, то есть занимались выделкой кожи. Местные мастера умели делать юфть (кожу лучшей выделки) такого качества, что ее охотно приобретали богатые купцы из Англии и Голландии. Поэтому ярославские кожевенники, а также обувщики и скорняки богатели.
Главный вход в церковь
В 1658 году в Ярославле произошел очень большой пожар, унесший много городских построек. Сгорело почти 30 церквей, 3 монастыря и около полутора тысяч гражданских домов. Но после пожара Ярославль быстро восстанавливался, и горожане отстраивали все новые храмы.
Возвести новую церковь захотели и жители расположенной в городском пригороде Толчковской слободы. Здесь жили в основном кожевники, и название слободы возникло от их промысла.
Ведь для выделки кож необходима была краска для дубления, а получали ее толчением древесной коры.
Считается, что раньше в Толчкове находились строения Вознесенского женского монастыря, который был разорен польско-литовскими войсками в 1609 году. А потом стоял деревянный Предтеченский храм.
Рядом с ним, в память об утраченной обители слободские жители и решили выстроить зимнюю Вознесенскую церковь. Но деревянный Предтеченский храм спалил очередной пожар.
И жители Толчково остались вообще без церкви.
На пепелище вначале возвели небольшой сделанный из дерева Вознесенский храм и начали собирать средства на постройку каменной церкви.
Кто-то жертвовал храму деньги, кто-то – слитки серебра или торговую лавку, дорогие кружева или огород с постройками. Вклады принимали в любом виде, в том числе и рабочими руками. Получалось, что новую церковь возводили «всем миром».
Важно
Так будущей церкви были переданы ценные Царские врата из Казани и несколько старинных, богато украшенных икон.
Общий вид на церковь и колокольню с востока
Разрешение на начало строительства и возведение для этих целей двух кирпичных заводов было дано царем Алексеем Михайловичем. А само строительство растянулось на 16 лет.
Главная причина этого была в необходимости кропотливо выполнить сложный архитектурный проект, отделку и роспись.
И, наконец, в 1687 году два храма – большой летний в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и зимний маленький в честь Вознесения Господня были готовы.
История церкви Иоанна Предтечи в XVII-XX веках
Почти сразу же при храме устроили богадельню, в которой жили 40 стариков, инвалидов и сирот. В 70-е годы XIX века при церкви также создали приходское попечительство, и стали выдавать денежную помощь самым бедным прихожанам – вдовствующим женщинам и сиротам. Чуть позже здесь открыли церковно-приходскую школу, в которой за год обучали грамоте и счету.
А в конце XIX века школу преобразовали в женскую, и стали учить в ней уже в течение двух лет. Кроме того, открыли свои двери приют для девочек, швейная и прачечные мастерские. Церковь даже создала собственный благотворительный кружок, в котором учили 400 безграмотных рабочих Ярославской Большой Мануфактуры.
После революции 1917 года эту фабрику стали называть «Красный Перекоп».
В 90-е годы XIX века при церкви возникло общество трезвости, и для него выделили отдельный дом с комнатами для библиотеки и чайной. В это же время начали издавать собственный журнал под названием «Приходская жизнь», который выходил ежемесячно.
Это было большой редкостью для провинциальных храмов. Любопытно, что этот журнал имел продолжение в Америке.
В 1949 году там был образован Предтеченский приход, а спустя 9 лет построена церковь с использованием стилистики ярославских храмов XVII века.
Вид на западный фасад
Проводились и реставрационные работы. Так в 1830 году частично восстановили храмовую роспись. Через 25 лет позолотили иконостас, а сделанный из кирпича, обветшавший пол заменили на чугунный.
В середине 90-х годов XIX века в церковь нанес визит министр финансов России Сергей Юльевич Витте, который инициировал работы по ее капитальной реставрации. В 1903 году она началась.
Совет
Специалисты заменили храмовый фундамент, ликвидировали трещины в стенах, полностью отреставрировали фрески и иконостас, а также позолотили купола. Пол в храме вновь заменили на плиточный.
И через 3 года Иоанно-Предтеченская церковь вновь предстала во всем своем великолепии.
С приходом советской власти период народной любви к церкви закончился. В 1929 году небольшой одноглавый Воскресенский зимний храм стали использовать как столовую для рабочих лакокрасочного завода, а в 50-е годы его снесли. В 1933 году Предтеченскую церковь отдали Ярославскому музею.
Но спустя 3 года внутри нее разместили зерновой склад, хранилища для красителей, карбида и кислот, а также оборудовали здесь кузнечное производство и мастерскую. Колокольня от осадки фундамента и работ в кузнице начала крениться. И в 1958 году пришлось проводить большие реставрационные работы, чтобы ее выпрямить.
Полное уничтожение храма было предотвращено после вмешательства Главнауки.
Вид на восточный фасад церкви
Архитектура и внутреннее убранство церкви Иоанна Предтечи
Проект Иоанно-Предтеченской церкви типичен для ярославских церквей. Это четырехстолпный храм с пятиабсидным алтарем, окруженный с трех сторон одноэтажными крытыми галереями. Грандиозность и величественность постройке придает то, что два придела были выполнены вровень с основным объемом. На храме установлено пять больших глав, и по пять маленьких имеет каждый из приделов.
К сожалению, автор проекта и руководители возведения этого замечательного храма нам не известны. Но сохранились имена тех мастеров, которые занимались внутренней росписью церкви.
Известно, что над фресками работало 16 изографов, которыми руководили потомственный иконописец Дмитрий Григорьевич Плеханов и молодой мастер Федор Игнатьев.
Плеханов к тому времени прославился своими росписями больших храмов в Москве, Ростове Великом, Троице-Сергиевской Лавре и Вологде.
Причем по качеству проработки сюжетов понятно, что иконописцы имели прекрасное богословское образование. В алтарной части храма ими были сделаны 18 композиций по теме «Толкование литургии». Всего же в церкви насчитывают более 500 сюжетных картин.
Такой объемной и качественной стенописи нет более нигде в мире. Примечательно, что иконописцы, чтобы сделать библейские сюжеты понятнее простым людям, добавляли много характерных русских деталей – принятые в те времена фасоны одежды и повседневные орудия труда. Сама роспись заняла всего один год.
Это говорит о высочайшей квалификации работавших в церкви мастеров.
Церковная колокольня
Внешний декор храма поражает великолепием. Украшающие его стены объемные узоры сделаны из изразцов и специально изготовленного фигурного (или лекального) кирпича.
Создается впечатление, что храм словно «обернут» роскошным персидским ковром. Такой стиль, называемый русским или московским узорочьем, сформировался в XVII веке.
Для него характерны сложность композиции, затейливость форм и обилие декора.
Рядом с церковью стоит высокая 45 м колокольня, построенная на рубеже XVII-XVIII вв. Два ее нижних яруса – закрытые, а четыре верхних открыты и декорированы затейливыми резными аркадами. Архитектурный стиль, примененный при строительстве колокольни, – московское барокко.
READ Рогозин заговорил с роботом
В XVII веке он органично пришел на смену русскому узорочью. Колокольня гармонично сочетается с церковью потому, что разделение на ярусы у этих двух строений совпадает.
Храмовую территорию окружает частично сохранившаяся ограда с возведенными в стиле московского барокко Святыми воротами.
Современное состояние церкви Иоанна Предтечи и режим посещения
Иоанно-Предтеченская церковь имеет статус памятника истории и культуры федерального уровня. Она относится к Ярославскому музею-заповеднику и охраняется ЮНЕСКО. Сегодня реставрационные и исследовательские работы в церкви продолжаются. Богослужения в этом храме не проводятся. Осмотреть его внутри можно с 10.00 до 17.00, кроме понедельника и вторника.
Читайте также: Обязательные иконы какие должны быть в православном доме
Северное крыльцо церкви
Как добраться до церкви Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Предтечи расположена в Ярославле на Закоторосльной набережной, 69. Она стоит неподалеку от моста через Коротосль, в том месте, где реку пересекает проспект Толбухина.
На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта.
По нему нужно пересечь ярославскую железную дорогу, и, не доезжая до реки Коротосль, повернуть налево на Большую Федоровскую улицу. Проехав по ней 1,1 км, повернуть направо, на проспект Толбухина.
Церковь будет видна слева по ходу, перед мостом через реку Коротосль.
На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до храма Иоанна Предтечи составляет 1,8 км. Их можно пройти пешком или проехать на такси.
Рейтинг достопримечательности
Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле на карте
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
vita_colorata
Полное название церкви звучит так : церковь в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи.Толчковская слобода за Которослью давно уже часть города, даже почти центр, от центра только через мост переехать.
В слободе раньше жили кожевенники, которые для дубления кожи толкли древесную кору, оттого и вышло название Толчково.
Церкви повезло меньше чем другим из сохранившихся в Ярославле, а было их много, остроумные Ильф-Петров, побывавшие в Ярославле, назвали город “пучком редисок”, сейчас такого нет, но с ярославской звонницы можно еще насчитать некоторое количество.
Обратите внимание
Церковь Иоанна Предтечи одна выглядит как пучок редиски, у неё 15 глав: 3 по пять ! Нестандартное количество. Мощная стена с пятью апсидами словно защищает саму церковь от врагов, закрытые ставни сейчас это ощущение усиливают. Два придела церкви построены той же высоты, что и основной объем , оттого храм выглядит так величественно.
Сам факт, что она дошла до нас и находится под охраной Юнеско радует, но судьба у неё была непростой.
Первая деревянная церковь Иоанна Предтечи в Толчкове сгорела в аккурат на пасху 3 апреля 1659
года и на её месте поставили другую, в честь другого святого, Николы Чудотворца, о пожаре было записано :”«В лето от сотворения мира 7167 (1659) града Ярославля большого Толчковской слободы церковь святого Иоанна Предтечи деревянная в день Святой Пасхи, по отпетии Божественной литургии, волею Божией или небрежением служителей церковных возгореся внутри пламенем велиим, от коего погоре вся даже до основания».Новую, уже каменную стали строить в другом месте. Строили на пожертвования, которые собирали поп Абросим да дьякон Родион, ездили за деньгами даже в Казань. Жертвовали кто сколько может , кто давал слиток серебра, кто кружева на 32 рубля, а кто огородную землю с постройками. Отдавали и торговые лавки, и дома, кто-то отдал заводик, а казанские жертвователи – царские врата, которые долгие годы украшали придел Казанских святителей.По разрешению царя Алексея Михайловича было построено на казенных землях два кирпичных заводика, выпускавших для стройки обычный кирпич и лекальный, которым выложены украшения фасада. Церковь строили не торопясь, а с чувством, толком, расстановкой, любовно клали каждый камень и аккуратно пригоняли к месту.
Каменная церковь тоже горела, большой пожар от не затушенной свечи в Толчкове 1 октября 1767 года начался в доме купца и местного депутата Алексея Ярославцова. Огонь быстро охватил соседние здания, выгорело 12 дворов, кожевенная фабрика и многое другое ,церковь тоже пострадала. Как пишет летопись :
“На холодной каменной церкви Иоанна Предтечи полностью сгорело у 15 обитых по дереву белым железом глав деревянные основания и с них попадали и переломались все железные кресты, проломив местами железные кровли как на церкви и алтарях, так и на паперти.
На тёплой каменной церкви полностью сгорели деревянные кровля и основания у двух обитых белым железом глав, пострадали деревянные всходы и святые врата, переломало железный крест. На каменной колокольне обгорели крыши и лестницы, у обитой белым железом главы сгорело основание, от «великого жару» и в результате сгорания перекладов упало три колокола, проломив свод.
Внутри церквей, благодаря действиям сбежавшегося народа, никаких повреждений не было. Погорела и кузница при церкви.
При тушении и спасении имущества сгорел «безостатку» ярославский купец первой гильдии Иван Викулин и так обгорел, что и «жизнь продолжать безнадёжен» работник Большой мануфактуры Александр Оксенов. В доме Ивана Протасова едва не сгорели четверо человек.
Протасов потерял большую часть своего имущества и подорвал здоровье, в связи с чем оказался не в силах продолжать свою «коммерцию» и деятельность в качестве президента магистрата.”К счастью, церковь не взорвали при большевиках, однако ей была уготована судьба находиться рядом с промышленным предприятием, которое портило её своими грязными выбросами.
В 1931 году богослужения здесь прекратились и храм использовали как склад зерна и удобрений, карбида, что не могло не сказаться на фресках церкви.
Удивительно не умеем мы ценить то, что имеем !
Сначала была построена новая деревянная церковь, затем Вознесенская церковь в память о женском монастыре, разоренном поляками в 1609 году, потом богатевшее промышленное Толчково решило замахнуться на храм, чтобы весь сам Ярославль позавидовал.
Важно
С купеческим размахом и красоты неописанной, изукрашенную, многоглавую, главная главка – двойная, словно чайник на самоваре.
С 1671 по 1678 год церковь была возведена и так поразила ярославцев, что поползли слухи, мол строили заморские мастера, почитай голландцы.
К тому времени были построены многие ярославские храмы из красного кирпича с отделкой кирпичным узорочьем и керамическими вставками, церковь была развитием строительного опыта 17 века в Ярославле .Стиль барокко, проникший с поляками в Россию, отложил здесь свой отпечаток, особенно во фресках, избыточность наружного декора и детали фасада говорят об этом .
Шестиярусная колокольня, похожа на московские времени “нарышкинского” барокко, высотой 45 метров – самая высокая в Ярославле. Несмотря на влияния барокко, она хорошо монтируется с ярославской традиционной архитектурой.
Весь ансамбль состоит из храма Иоанна Предтечи, колокольни и святых ворот.
Фасады церкви украшены богато, но керамических вставок здесь меньше, чем на других церквях этого периода, зато больше кирпичного узорочья.
“Чешуйчатые” столбики.
Декор – словно пряники, баранки и печенье к чаю, до которого ярославцы были всегда охочи, прозывали “водохлёбами”. Прямо калашный ряд !
Керамика.
Пристроенные крыльца с гирьками над входом и расписными дверями.
Золотые украшения на щипцах крыш с двуглавыми орлами.
Узорные пояса на фасаде, всё это в изобилии, как и положено богатому купеческому храму.
На апсидах даже видна раскраска по кирпичу.
Ставни сохраняли тепло в зимнее время и напоминают о тех, недавних еще временах, когда приходили на Святую Русь враги и храмы становились для прихожан местом, где можно было укрыться.
Совет
Керамические вставки на церкви похожи своими мотивами на то, что мы видим на других церквях, тут тоже можно встретить птиц, “тюльпанцы” и “вазы” и другие цветы.
Поскольку делалось в века, которые не знали понятий “стандартизация” и “унификация” – все вазы разные, если приглядеться, хотя имеют один характер.
По моему, это георгин !
При церкви были богадельня и церковно-приходская школа, была традиция крестных ходов. Даже было общество трезвости с библиотекой и чайной и издавался свой журнал “Приходская жизнь” чаяниями настоятеля Федора Успенского. Позднее этот журнал продолжал издаваться в Америке, в Вашингтоне, в приделе Иоанна Предтечи.Такой она сохранилась на старом фото.
Известный художник Верещагин в 1888 году написал картину “Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове”.
И она постоянно с вами. даже, если вы этого , возможно, не замечали.
А далее мы посмотрим фрески церкви.
Фото с двух фотоаппаратов.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове – самый необычный православный храм Ярославля с изысканным внешним декором и богатым фресковым убранством интерьеров, выстроенный во второй половине XVII века на правом берегу реки Которосль жителями Толчковской слободы и на протяжении двух с лишним столетий являвшийся их приходским храмом. В настоящее время имеет статус памятника архитектуры федерального значения, находится под охраной государства и ЮНЕСКО.
Об истории строительства храма…
Среди множества уникальных памятников архитектуры Ярославля своим необычным внешним видом и внушительными размерами выделяется церковь Иоанна Предтечи – самый красивый храм города, история существования которого началась задолго до того, как он был выстроен в камне.
Первая Предтеченская церковь в Толчковской слободе появилась в 1644 году. Грамоту на её строительство и освящение выдал жителям слободы митрополит Ростовский и Ярославский Варлаам (Старорушин), отличавшийся любовью к благоустройству и благоукрашению храмов. Как и большинство храмов тех лет, Иоанно-Предтеченская церковь была деревянной.
К сожалению, о её внешнем виде и внутреннем убранстве сведений не сохранилось, лишь известно, что она была довольно мала и кроме главного престола, освящённого в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в церкви был освящён придел в честь Казанской иконы Божьей Матери.
Эта церковь просуществовала недолго.
Уцелев во время большого городского пожара летом 1658 года, когда огнём были уничтожены три обители, около тридцати церквей и более тысячи частных домов, Предтеченский храм полностью сгорел весной следующего, 1659 года, в день Светлого Христова Воскресения сразу после литургии.
Причиной пожара, как отмечено в летописях, стала «воля Божия или небрежение служителей церковных».
Вскоре после пожара прихожане начали строительство нового деревянного храма, торжественное освящение которого в честь Вознесения Господня по завершению строительных и отделочных работ было совершено в 1665 году.
Посвящение новой церкви празднику Вознесения для прихожан имело глубокий смысл, ведь, по преданию, именно на месте их слободы когда-то существовал Вознесенский женский монастырь, разрушенный до основания поляками в годы Смуты.
Но новая церковь была достаточно мала для прихожан, да и жителям Толчковской слободы хотелось иметь не просто более вместительный, но и более пышный храм, поэтому вскоре после освящения Вознесенской церкви они обратились с просьбой о постройке нового каменного храма к митрополиту Ростовскому и Ярославскому Ионе (Сысоевичу), который и благословил это богоугодное дело.Стоит отметить, что жителями слободы были достаточно обеспеченные люди – кожевники – для промысла которых была необходима дубильная краска, получавшаяся в результате толчения древесной коры (отсюда и название слободы – Толчковская), поэтому средства на строительство нового каменного храма они решили собрать самостоятельно, не прося денег ни у епархии, ни у казны.
Сбором средств занимались священник Абросим и дьяк Родион, скрупулёзно занося в книгу по учёту пожертвований все денежные и имущественные вклады как прихожан слободы, так и жителей других регионов, поэтому, как тогда говорили, храм был построен «всем миром». Интересно и очень трогательно то, что помимо денежных вкладов на постройку храма прихожане жертвовали и торговые лавки, и отрезы дорогих тканей, и земельные участки, и даже целые дома, а жители Казани, с которыми ярославские купцы вели бойкую торговлю кожей, передали в дар храму деревянные резные Царские врата тончайшей работы и несколько старинных икон в окладах. Те прихожане, которые не смогли внести материальную лепту, трудились на самом строительстве, которое началось в августе 1671 года после выданной митрополитом Ионой (Сысоевичем) благословенной грамоты.
READ Путин устроил разнос из-за воровства на космодроме Восточный
Обратите внимание
Специально для возведения церкви вблизи города были выстроены два кирпичных завода, на которых изготавливался обычный и лекальный (сделанный по определённым образцам – лекалам) кирпич.
Читайте также: Елоховская церковь на станции «бауманская»: история, расписание служб и почитаемые святые
Целых шестнадцать лет продолжалось возведение новой церкви, но такой длительный срок был оправдан – храм с главным престолом в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи и боковыми – во имя казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия и трёх святителей – Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого – получился не только самым большим в Ярославле, но и самым красивым культовым строением города. Спустя несколько лет после постройки церкви, в 1694–1695 годах, артелью мастеров под началом талантливого ярославского изографа Дмитрия Григорьевича Плеханова были выполнены фресковые картины, сплошным ковром покрывшие все стены, своды и паперть Предтеченской церкви. Практически одновременно с возведением церкви вокруг неё была выстроена кирпичная ограда со Святыми воротами, представлявшими собой четверик с богато декорированным фигурным камнем широким арочным проходом и увенчанный двумя постепенно сужающимися кверху восьмериками – более высоким нижним с арочными проёмами и более узким верхним, завершённым луковичной главкой и крестом на яблочке. Эти ворота хорошо сохранились до наших дней и входят в комплекс Предтеченской церкви. В 1690-х годах храмовый ансамбль пополнился высокой 45-метровой шестиярусной колокольней, выстроенной в стиле «барокко», два нижних яруса которой сделаны глухими, а верхние прорезаны высокими арочными ярусами звона и украшены изящными декоративными башенками с белокаменным узором.
… и его дальнейшей судьбе
Вскоре после освящения Предтеченской церкви при ней на средства состоятельных прихожан был устроен приют для стариков и инвалидов, а уже к концу XIX века, в годы настоятельства священника Фёдора Успенского, при храме было учреждено приходское попечительство, в 1885 году – открыта церковно-приходская школа для детей, в 1891 году начали свою деятельность женский благотворительный кружок и первое в городе общество трезвости, для которого в 1892 году выстроено специальное здание с залом для чтения, библиотекой и чайной. О жизни и новостях прихода повествовал журнал «Приходская жизнь», начавший издаваться в 1898 году, кстати, единственный журнал такого рода в провинции.Причт храма содержался на богатые пожертвования прихожан и на их же средства периодически проводились необходимые ремонтно-реставрационные работы. Так, в первой половине XIX столетия вместо кирпичного пола в храме были настланы чугунные плиты, вызолочен иконостас и поновлены фрески, но уже к концу века зданию из-за осадки фундамента, что повлекло за собой появление трещин в стенах, потребовался капитальный ремонт. Благодаря тогдашнему министру финансов Российской империи Сергею Юльевичу Витте, в 1894 году посетившему Ярославль и увидевшему плачевное состояние здания, из казны на проведение масштабных ремонтных работ было выделено 64 тысячи рублей. Правда, с началом работ стало понятно, что этих средств не хватит, поэтому сумму ещё несколько раз увеличивали, что позволило полностью отреставрировать здание храма. Ремонтно-реставрационные работы, включившие в себя полную замену фундамента, заделку трещин в стенах, промывку фресок, реставрацию иконостаса, золочение куполов и замену чугунного пола на плиточный, начались в 1903 году и завершились в 1906 году. После революции храмы Ярославля постепенно начали закрываться. До Предтеченской церкви очередь дошла в 1933 году – храм закрыли, ценности вывезли, приход разогнали, а освободившееся здание, как уникальный памятник архитектуры, передали на баланс Ярославского областного музея. К сожалению, уже в 1936 году в зданиях храмового комплекса были размещены склады городского лакокрасочного завода «Победа рабочих», что очень пагубно сказалось на состоянии уникальных фресок, а в первом ярусе колокольни были устроены кузнечный цех и мастерская. Постоянная вибрация от молотов стала причиной осадки фундамента, в результате чего строение колокольни дало крен на полтора метра, но благодаря своевременному вмешательству музейных сотрудников удалось предотвратить полное разрушение зданий комплекса. Заводские склады и кузницу вывезли, а в конце 1950-х годов укрепили фундамент колокольни, что позволило убрать крен и сохранить здание.В 1959 году церковь Иоанна Предтечи стала филиалом Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, являясь таковым и в наши дни. В настоящее время храмовый комплекс постепенно ремонтируется, а сама церковь уже открыта для посетителей.
Архитектура и внутреннее убранство храма
Великолепный 44-метровый красавец-храм представляет собой высокий четырёхстолпный двусветный четверик с пятиапсидным алтарём, с трёх сторон опоясанный крытыми галереями и двумя приделами, поднятыми на один уровень с основным объёмом.
Уникальность зданию храма придают пятнадцать луковичных глав, венчающих главный четверик и приделы (на самом храме пять глав большего размера, а на приделах – по пять глав меньшего размера) и выложенные лекальным кирпичом и украшенные изразцами фасады.Внутреннее убранство по красоте и пышности не уступает внешнему декору церкви.
Все стены, своды, алтарь, паперть и даже дверные проёмы украшены фресковыми композициями на библейские сюжеты.
Интересно, что такого масштабного (а фрески Предтеченской церкви насчитывают более 500 сюжетных картин) и качественного стенного письма с ярким повествовательным элементом нет больше ни в одном храме Ярославля и поэтому фресковая живопись Предтеченской церкви по праву считается не только своеобразной энциклопедией евангельских сюжетов, но и апогеем в развитии ярославской школы живописи периода конца XVII – начала XVIII веков. Святыни храма – старинная икона Иоанна Предтечи древнегреческого письма, икона «Страсти Христовы» и белый атласный антиминс, освящённый митрополитом Ростовским и Ярославским Димитрием в 1704 году.
Информация для посетителей
- Предтеченский храм находится по адресу: город Ярославль, 2-я Закоторосльная набережная, дом 69.
- График работы: в летний период (с 1 мая по 30 сентября) ежедневно с 10.00 до 17.00 часов. Выходные дни – понедельник и вторник.
- Важно знать, что в целях сохранения уникальных фресок в сырую погоду храм для посещений может быть закрыт.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Достопримечательности — Путеводитель по Золотому кольцу России
Вконтакте
Google+
Это один из немногих храмов XVII в., возведённых «мирским строением», т.е. сообща. Храм изначально задумывался как нечто особенное, поэтому с момента закладки сопровождался большим количеством вкладов и пожертвований.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль, 1910 г. Фотография С.М. Прокудина-Горского.
Его грандиозные размеры позволяют ему до сих пор оставаться одной из самых заметных построек в городе.
Архитектура
Подобно другим церквям ярославского посада, церковь Иоанна Предтечи в Толчкове представляет собой четырехстолпный пятиглавый храм соборного типа, с трех сторон окруженный крытыми одноэтажными галереями, на которые можно попасть через очень высокие, изящные щипцовые крыльца на столбах.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
Изюминка храма в том, что к нему примыкают два абсолютно симметричных придела, равновеликих по высоте основному кубу, и эти приделы завершаются пучками малых пятиглавий. Таким образом, это единственный в древнерусской архитектуре пятнадцатиглавый собор.
Все плоскости церкви покрыты сложными ковровыми узорами из лекального кирпича и изразцов. Столь же щедро украшены барабаны глав (в прошлом позолоченные).
Росписи
Грандиозная работа по росписи интерьеров церкви Иоанна Предтечи в Толчкове была осуществлена в 1695-96 гг. артелью Федора Игнатьева и Дмитрия Плеханова. Девятиярусные фрески толчковского храма — последнее великое достижение древнерусской живописи, знаменующее полное обмирщение содержания церковного искусства.
Фрески
На стенах, столпах, сводах, галереях храма запечатлено более 500 различных сюжетов, что делает толчковский храм самым большим в мире памятником по количеству сюжетов росписи.
Иконостас
Высокий шестиярусный иконостас центрального храма формировался несколько лет — с 1687 по 1701 гг., постепенно наращивая ряд за рядом. Резьба иконостаса выполнена в стиле барокко неизвестными ярославскими мастерами. В настоящее время иконостас демонтирован, его детали и сохранившиеся иконы находятся в фондах Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника.
Колокольня
Отдельно от церкви Иоанна Предтечи стоит столпообразная ярусная колокольня, близкая по декору к московскому барокко. Каждый ярус колокольни вторит построению храма, благодаря чему между ними существует неразрывное ансамблевое единство. В 1950-е гг.
проводились работы по ликвидации крена колокольни, достигавшего в верхней отметке почти метра.
Кроме колокольни, в ансамбль предтеченского прихода входят ограда (частично разобранная при строительстве соседнего лакокрасочного комбината) и барочные Святые ворота.
Василий Верещагин. «Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове», 1888 год.
Огромное значение в жизни верующих имели крестные ходы. В приходе Иоанна Предтечи в течение года их было несколько, они собирали множество молящихся.
Важно
24 июня в церковь Иоанна Предтечи торжественно приносили на праздник Рождества Иоанна Предтечи икону Толгской Богоматери, в этот день крестный ход с иконой при стечении многочисленных молящихся в сопровождении колокольного звона совершался вокруг всей закоторосльной части Ярославля.
Во время Первой мировой войны перед литургией в храме в престольный праздник служили панихиду по погибшим православным воинам.
Советская власть и позже
Храмы Предтеченского прихода были закрыты в 1929—1931 гг., а в январе 1933 г. церковь Иоанна Предтечи передали в ведение Ярославского музея. В 1936 г.
завод «Победа рабочих» включил здание храма в свою территорию, использовав его в качестве склада зерна и химических веществ. Благодаря вмешательству Главнауки варварское использование храма удалось приостановить.
Теплая Вознесенская церковь снесена в начале 1950-х гг.
Церковь Иоанна Предтечи ныне входит в состав Ярославского музея-заповедника.
Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове
В начале XVI века в искусстве Московского государства произошел перелом, связанный с нарастанием националистических тенденций в государственной и церковной политике.
В период правления Ивана Грозного (1530 — 1584) разработка идеи «Третьего Рима» привела к разрыву отношений с всемирным православием.
В 1551 году на Стоглавом соборе московскую версию христианства было объявлено единственной настоящей верой, а православные Киева, Константинополя, Афона стали для московитов иноверцами.
Новый статус церкви нуждался в отражении в монументальном искусстве. Московские зодчие решили эту сложную задачу в два различных способа.
Большие монастырские храмы они начали делать подчеркнуто архаичными, «древнерусскими» — с обязательными пятью куполами и узкими щелеобразными окнами, которые ошибочно считались признаком древности.
Небольшие же приходские и домовые церкви начали возводить в совершенно новой манере, опиравшейся на традиции деревянной архитектуры финно-угорского севера. Такие храмы имели пирамидальную форму и завершались палатками или многоярусными башнями.
Ценным образцом архитектуры эпохи Ивана Грозного является храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове, сейчас находится на территории Москвы.
Совет
Это — единственный многостолпный храм XVI века, сохранивший свой первоначальный вид.
Его знаменитый аналог, собор Василия Блаженного на Красной площади, был перестроен в период правления Бориса Годунова с заменой полусферических куполов на фигурные.
Усекновенский храм в Дьякове представляет собой симметрическую группу из пяти восьмигранных столбов, которые изолированы друг от друга и имеют самостоятельные входы и алтари. Центральный столб, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, имеет сложную многоярусную структуру.
Над двумя рядами треугольных кокошников поднимается восьмерик, на котором размещен объем из крупных полуцилиндров, увенчанных антаблементом. Над каждым полуцилиндром, в свою очередь, расположены цилиндры меньшего размера, дальше идет невысокий барабан с филенками, завершающийся низким полусферическим куполом.
Цилиндры, собранные под общей главой, символизируют центральную концепцию московской идеологии XVI века — объединение большого количества людей и краев под скипетром государя всея Руси.
В конце XVII века в политике и искусстве Московской Руси произошел очередной поворот, вызванный расширением контактов с Западной Европой. Царь Федор…В 1647 — 1654 годах, через сто лет после Стоглавого собора, русское православие пережило новое грандиозное потрясение. Честолюбивого патриарха…Архитектура молодого Московского государства развивала традиции владимирских памятников эпохи Андрея Боголюбского, однако почувствовала и некоторые…Два века после крещения Руси ее монументальная архитектура практически не отличалась от византийских образцов. Культурной жизнью государства…В 1067 году Болгарское царство было завоевано византийцами, которые установили свой протекторат над Восточными Балканами на три века. Однако…Храмовая архитектура второго периода Македонской династии (945 — 1059) отмечается целым рядом новых достижений, оказавших огромное влияние на…
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.