Что такое тщеславие, кто такой тщеславный человек значение этого греха

0
323

Тщеславие

Что такое тщеславие, кто такой тщеславный человек значение этого греха

Тщеславие – это свойство человеческого характера, выражающееся в чрезмерном желании производить хорошее впечатление, причем как в глазах окружающих, так и в собственном восприятии. Тщеславный использует все методы, если его реальный образ не дотягивает, то вполне может использовать ложь, преувеличения, высказывания, унижающие других с целью демонстрации своего превосходства.

Поиск славы и всеобщего признания вместе с восхищением выражается столь ярко, что человек принимает лесть за правду и ценит окружающих подхалимов, предоставляющих необходимый уровень почета и восхищения несуществующими достоинствами. Проявление черт тщеславия – это пустота и безосновательность, то есть тщетная, неподтвержденная реальностью слава.

Значение слова тщеславие синонимично кичу, гордыне, спесивости, а также целому комплексу проявлений, именуемому, как звездная болезнь. Это высокомерие, сопровождающееся страстью и зависимостью от данного переживания.

Обратите внимание

Человек, испытывающий потребность в постоянном внешнем прославлении очень скоро, как наркоман, начинает нуждаться все в больших дозах.

И вот, если раньше лести было достаточно только на работе, то теперь она необходима и в личных отношениях, там, где вполне было достаточно похвалить раз в неделю, появляется психологическая необходимость в более частых стимулах, вплоть до ежечасных.

Первоначальной обусловленности данного проявления среди людей нет, также как и закономерностей среди возрастов, национальностей и вероисповеданий. Тщеславие имеет исключительно психологические предпосылки и возникает часто там, где отсутствует смирение или наблюдается неадекватная самооценка.

Для определения тщеславия опасно смотреть на внешние проявления человека, поскольку завуалированность получаемой выгоды может быть очень высока. Так, человек может сознательно брать на себя вину за все происходящее, вести чрезмерно скромный образ жизни и быть тщеславным.

Он только и ждет комментариев от окружающих, оценивающих его отшельническую жизнь и возвышающих его скромность.

Так, мы приходим к выводу, что тщеславие может проявляться у любого и в разнообразных ситуациях, а не только относительно достижений и богатства, ведь некоторые кичатся тем, как они все потеряли.

Что это такое

Многие направления рассматривают, что такое тщеславие и, несмотря на разницу подходов религии и психологии, социальных и философских наук, остается единым восприятие данного качества в разделе недостатков. Причем от многих черт личности, являющихся неугодными только кому-то одному, тщеславие наносит вред и персоне и окружению.

Во многом тщеславная личность даже не осознает своей проблематики, поскольку механизмы, запускающие такое отношение к миру являются в большей степени подсознательными.

В итоге могут разрушаться значимые личностные связи, стопориться карьерное развитие и прочие социальные стороны жизни, при этом сама личность, упуская свой вклад, находится в растерянности, не зная, что предпринять.

Важно

Пустое тщеславие подразумевает незаслуженную похвалу, причем независимо от первоначального уровня.

Так художник, чья выставка однажды прогремела на весь мир, будет ожидать такого же поклонения всем своим работам, даже если в них нет объективного момента творчества.

Но и человек, чье самомнение раздуто, может ожидать оваций и восхищения от любого своего шага, даже в профдеятельности, где у него нет минимальных знаний.

Функционирует тщеславие через увеличение других недостатков, например, когда человек не видит желаемого отклика от окружающих, он может начать использовать хвастовство и ложь, а чтобы обеспечивать себе постоянную подпитку положительными эмоциями окружает себя лгунами и льстецами. Такой способ существования в итоге оказывается довольно фрустрирующим, ведь льстецы обычно ищут свою выгоду и оставят при неблагоприятной возможности, а собственная ложь и хвастовство могут разрушить последние искренние связи.

На деле может показаться, что тщеславие движет человека в сторону развития и достижения, ведь эти люди не прощают себе промахов и хотят показывать высокие результаты в любой сфере. Это претензия на идеальность, где амбиции настолько высоки, что невозможны в достижении, не будучи сказочным персонажем или божеством.

Высокопоставленные посты, умение танцевать, уровень энергии и способность в молекулярной химии – все это должно быть на высоте (или как минимум так должны заявлять окружающие).

Вот и получается, что как двигатель начала новых достижений и стремлений тщеславие вполне подходит, вот только оно не прекращается и после, изменяя всю жизнь человека.

Признаки тщеславия

Чтобы не спутать тщеславие с требованием заслуженного вознаграждения, а также со скромностью или же наоборот хвастовством, важно отметить основные признаки такого тонкого и многоаспектного понятия.

Первым является постоянное желание похвал и лести, причем неважно в искренней или лживой форме. Порой такие люди могут сами начать хвалить другого, преувеличивая его достоинства, чтобы получить похвалу.

Тщеславие всегда стремится к внешней активности, показушности собственных дел.

Совет

Такие люди предпочитают всегда быть на виду, если это компания друзей, то занимать ведущую роль, а если работа, то выбирают связанную с социальной публичностью.

Даже осуществляя деятельность, необходимую для себя (пожертвования, посещение храмов, волонтерское движение), руководствуясь тщеславием, эти люди создают целую пиар-компанию даже из посещения монастыря и причастия.

Жажда внимания проявляется сразу на нескольких уровнях – внешности, поведения и духовности. Про активную деятельность все понятно в определении ее публичности.

Одежда, а также общий стиль своего внешнего вида создается с учетом привлечения внимания, что достигается за счет одежды, макияжа, прически, татуировок и шрамирований, а также многих других компонентов. Исполнение может быть различным.

В дешевом и безвкусном варианте это будут яркие цвета, сумасшедшие покрои и неподходящие (зато в большом количестве) аксессуары. Те, кто обладает вкусом и материальными средствами обычно используют брендовые вещи, коллекционные модели и стиль, разработанный мировыми дизайнерами.

Духовный аспект проявляется в склонности поучать, отсутствии смирения и признания собственного пути каждой личности.

Для навязывания своих мотивов, убеждений и предпочтений, тщеславному человеку вовсе необязательно быть экспертом в области или хоть как-то ориентироваться – достаточно смутного ощущения, как следует поступить и как ему самому хочется.

При этом люди склонны получать как можно больше наград и свидетельств, премий и похвальных грамот – любые материальные доказательства их достижений, используя которые можно демонстрировать окружающим свой высокий уровень и неординарность.

Но душевно эти люди слабы – все внешние титулы служат броней от оскорблений и обид. Самое страшное в их жизни – потерять репутацию у других, а значит, и жизнь строится не на основании собственных потребностей и побуждений, а только ориентируясь на внешние факторы.

Обратите внимание

Восприятие критики в собственный адрес довольно сложно, причем, даже если она имеет конструктивную направленность, тщеславец всегда выберет переслащенную лесть и останется в иллюзии вместо того, чтобы задуматься о собственных ошибках. Ориентированы такие люди больше на слова и восхваления, чем на деятельность.

То есть они могут потратить пару часов, чтобы убедить группу профессионалов, что именно им следует доверить какой-то проект, потому что никто лучше сделать не сможет и аналогичного уровня специалистов не существует, но не приступить к реализации.

Расхождение слов и дел – главная проблема, раздражающая ближайших людей и при этом не замечаемая самим тщеславным человеком.

Как избавиться от тщеславия

Понимание того, что тщеславие работает против личности и мнимое довольство, ощущаемое впервые минуты при долгосрочной перспективе, приводит к тому, что рушатся многие внутриличностные и социальные важные вещи.

Чтобы снизить уровень своих тщеславных проявлений, необходимо опираться на силу воли и отвечать людям только когда они спрашивают, причем в контексте вопроса.

То есть не высказывать мнение, которое не спрашивали, не учить жить и не предоставлять лишнюю информацию, особенно рекламирующую самого человека. В принципе сократить количество слов необходимо и сосредоточиться на деятельности – ставить новые практические цели, добиваться достижений.

В настоящем мире пустить пыль в глаза можно только единожды, а потом человека судят по его делам и свершениям, поэтому свою потребность в славе и почете стоит заслужить делами, а не сомнительной саморекламой.

Необходимо отказаться от любых оценочных суждений относительно людей и своей личности. При контакте с окружающими отсутствие таких комментариев убережет от возвышения за счет унижения других или от лживых похвал, чтобы услышать хорошее в свой адрес.

Еще тщательнее следует выбирать слова относительно себя, а лучше вообще от них отказаться и предоставить людям делать выводы самостоятельно.

Какая разница расскажете ли вы, что никогда не подставите или являетесь гуру математики – пока общество не увидит вашу надежность и способности, слова остаются ничего не значащими.

Важно

Чтобы не впасть в привычную модель поведения, следует проводить профилактические работы, и тут хорошо помогут также люди, заботящиеся о вас.

Необходимо периодически просить близких о конструктивной критике, позволяющей не только сбить спесь, уменьшить мнимую корону, но и построить новый путь улучшения себя.

Проводите ежевечернюю рефлексию собственных мотивов и побуждений, отсеивая порожденные желанием славы и одобрения.

Если чуть больше задуматься над этим явлением может оказаться, что не хватает не пустого признания, а конкретной похвалы или даже объятий близкого, а возможно так закрывается рана, нанесенная еще в детстве. При должном подходе, можно установить истинные причины, а не просто бороться силой воли со следствием – самостоятельно на это потребуется больше времени, в содействии психолога работа пройдет интенсивнее.

Если вы уже решили бороться с тщеславием, значит, признали наличие данного недостатка у себя и представляете негативные последствия дальнейшего развития событий в данном ключе.

Постарайтесь все время держать ядом напоминание, к чему уже привело подобное поведение, а также варианты возможных последствий (примеры литературы и кино, а также биографии известных личностей отлично иллюстрируют эту тематику).

Значение слова тщеславие — что это такое и почему это плохо

Что такое тщеславие, кто такой тщеславный человек значение этого греха

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Чуть ранее мы с вами уже успели рассмотреть некоторые отрицательный качества человеческой натуры — узнали, что такое ханжество, кто такой лицемер и откуда берется жестокость.

Сегодня предлагаю пойти дальше и рассмотреть такой человеческий порок, как тщеславие. Что это такое, в чем выражается, чем опасно для общества и самого человека? Надеюсь, что будет интересно.

Тщеславие — это потребность в тщетной славе

Согласно христианским постулатам оно является одним из восьми смертных грехов, способных погубить человеческую душу и породить другие низменные страсти. Как побороть в себе тщеславие? Попробуем разобраться в этом непростом вопросе.

Существительное тщеславие произошло от слияния двух слов – тщетность и слава. В буквальной трактовке значение слова тщеславие — это потребность в пустых почестях. Более глубокое толкование говорит о том, что земная слава является тленной и преходящей, поэтому стремление к ней – напрасная трата внутренних сил в ущерб своему духовному развитию.

Близкие по значению слова (синонимы) — гордыня, спесь, высокомерие, кичливость, бахвальство, надменность. Слова-антонимы (что это?) – простота, скромность, смирение.

Истоки тщеславия в человеке

И зачастую в случае неправильного воспитания предпосылки для его развития закладываются в ранние годы. Рассмотрим простой пример. С детских лет человека приучают нравиться окружающим, получать хорошие оценки в школе, соревноваться со сверстниками и стремиться к первенству.

Поначалу все это выглядит вполне логично — ребенок лучше всех учится, побеждает в спортивных соревнованиях, за что и получает похвальные грамоты и почитание окружающих. Но на каком-то этапе происходит подмена ценностей и логическая цепочка нарушается.

Восхищение родителей и друзей, аплодисменты и поощрения становятся для школьника важнее, чем ежедневный труд, учеба и тренировки. Он начинает зазнаваться, ощущать свое превосходство.

Совет

Теперь все его действия направлены на то, чтобы получить очередную громкую похвалу, в то время как занятия спортом или изучение любимого предмета уходят на второй план. Так тщеславие начинает пускать корни в неокрепшей детской душе.

READ  Борис Джонсон помыл полы в Мэтлоке после наводнения

Не менее подвержены тщеславным помыслам и взрослые люди. Особенно это касается личностей публичных, добившихся значительных успехов в карьере, творчестве. Недаром говорится, что испытание славой является одним из самых сложных.

Слабые духом люди становятся зависимы от внешнего признания, как от наркотика.

Испытав хотя бы один раз эйфорию от громких достижений, они начинают страдать звездной болезнью, используют любые средства, чтобы прославиться снова. Очень тяжело тщеславные люди переносят утрату популярности, поскольку забывают о том, что земная слава является тщетной, преходящей.

Отношение к тщеславию в религии

Религия приравнивает тщеславие к болезненной страсти и призывает каждого искоренить в себе этот коварный недуг. По мнению духовных наставников, тщеславие таит в себе серьезную угрозу, поскольку толкает личность на путь жестокого самообмана.

Вместо внутреннего роста и саморазвития тщеславный человек занимается достижением внешнего иллюзорного успеха. Но при таком подходе он никогда не сможет приблизиться к Богу и достичь духовного возрождения!

Тщеславие опасно ещё и тем, что порождает множество других пороков, главным из которых является гордыня. Точнее сказать, эти две страсти существуют бок о бок в душе грешного человека.

И если тщеславие стремится угодить окружающим, чтобы получить от них очередную похвалу, то гордыня толкает своего обладателя на то, чтобы унижать других людей, взирать на них свысока. Оба эти греха являются трудноискоренимыми, но искренняя вера в Бога помогает человеку осознать их пагубное воздействие, очистить свою душу и стать смиренным.

Проявления тщеславия в характере и поступках

Иногда тщеславие проявляется в виде мелкого хвастовства, но в некоторых случаях может приобретать характер пагубной страсти, которая поражает психику человека и заставляет его тратить все свои силы на доказательства собственной исключительности.

Главные признаки тщеславия:

  1. Нетерпимость к критике.
  2. Зависимость от чужого мнения.
  3. Стремление находиться в центре внимания.
  4. Подверженность лести.
  5. Болтливость, несоответствие слов и поступков.

Человек, пораженный вирусом тщеславия, очень зависит от мнения окружающих. Поэтому все его поведение направлено на то, чтобы произвести внешнее впечатление. Он любит делать громкие заявления, вести себя вызывающе, подчеркивать собственную значимость.

Любая критика со стороны воспринимается тщеславным человеком очень болезненно, ведь он совершенно не готов признавать свои недостатки. Зато он очень падок на льстивые речи, поскольку нуждается в постоянном восхвалении.

Как бороться с тщеславием

Глубокое понимание того, что такое тщеславие и насколько оно опасно для человека, позволяет эффективно бороться с этим недостатком. Избавиться от порока помогают следующие качества личности:

  1. Адекватная самооценка.
  2. Способность воспринимать конструктивную критику.
  3. Чувство юмора и самоирония.
  4. Любовь к своему делу.

Человек со здоровой самооценкой прекрасно осознает свои достоинства и недостатки, а потому не испытывает потребности казаться совершенством в чьих-то глазах и слышать льстивые комплименты. Он спокойно воспринимает конструктивную критику и использует её в целях саморазвития.

К своим ошибкам зрелый человек относится с юмором, а к достижениям – с самоиронией, ему не присущи самоуничижение или гордыня. Но, главное, он увлечен любимым делом, поэтому получает удовольствие от самого процесса, нет помышляя о шумихе и публичности.

Важно понимать, что любая личная победа является результатом участия других людей – наставников, членов семьи, друзей. И чем значительнее достижение, тем больше в нем заслуга тех, кто учил, поддерживал, помогал как мог.

Способность признать этот факт позволяет избавиться от тщеславных мыслей, сохранить здоровую самооценку, разделить радость от успеха с близкими.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку “Подписаться” Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Грех тщеславие

Что такое тщеславие, кто такой тщеславный человек значение этого греха

Тщеславие – это стремление к тщетной, то есть суетной, пустой славе. Почему пустой, тщетной? Ведь люди порой стремятся к действительно весьма высокому положению в обществе, их амбиции безграничны.

Слово «тщетная» имеет также значение «тленная, скоропроходящая». Любая слава земная, по сравнению с той, что уготовал Господь любящим Его, лишь прах и пепел, пар, поднимающийся от земли и тут же исчезающий. Но слава земная тщетна не только в масштабах вечности.

Даже в краткий период нашей земной жизни слава, высокий пост, должность, известность – вещи самые ненадежные и недолговечные. Но, тем не менее, очень многие люди стремятся к славе, почету и уважению. А некоторые делают из этого идола, превращая тщеславие в самоцель.

Обратите внимание

Но не только всецело одержимые этой страстью страдают от тщеславия. К сожалению, в разной степени тщеславие присуще всем нам. Каждому хочется выглядеть в своих глазах, а главное – в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле. Любому из нас приятно, когда его хвалят, ценят, а не ругают.

Почти каждый стремится занять не последнее положение в том социуме, в котором он вращается. Но не этому учит нас Господь.

Однажды приступили ко Христу «мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: «Чего ты хочешь?». Она говорит Ему: «Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем». Иисус сказал в ответ: «Не знаете, чего просите.

Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?». Они говорят Ему: «Можем». И говорит им: «Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим».

Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.

Иисус же, подозвав их, сказал: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих»». (Мф. 20: 20-28).

Ни эта женщина, ни апостолы не знали еще, что должен претерпеть Господь в земной жизни. Они, как и все тогдашние иудеи, представляли мессию как земного царя, который освободит их от ненавистного римского владычества, восстановит израильское царство, где даст евреям власть и привилегии.

Тщеславие прикровенное и явное

Тщеславие может быть страстью, смыслом жизни, а может быть мелким, бытовым, но это не значит, что оно не опасно, ведь и могучее дерево вырастает из маленького семечка, и «с голубого ручейка начинается» большая река.

Нередко на исповеди можно наблюдать такую картину. Приходит человек, ходивший в храм всю сознательную жизнь, и начинает вроде бы исповедоваться, а вроде бы и нет: «Да, я, конечно, грешен (как и все) тем-то, тем-то и тем-то.

Словом, делом и помышлением, но это все так, по чистой случайности, по недоразумению, а вообще-то я примерный христианин, хожу в церковь, читаю Евангелие, делаю добрые дела». Притом такой человек, естественно, знает тот отрывок из Евангелия от Луки, который читается в церкви в Неделю о мытаре и фарисее, перед Великим постом.

Важно

Фарисей говорит о себе: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 11-12), но к себе он эти евангельские слова, конечно, не относит.

Или похожая ситуация: женщина, пожилая, на исповеди называет грех, например: «Раздражаюсь, гневлюсь», а потом со всеми подробностями описывает, как и кто ее к этому греху подтолкнул: «Ну, как тут не согрешишь, опять зять пришел выпивши, мусор не вынес, вот и поругались. А так я хорошая, да и вообще это не я, а он меня прогневал».

Такая исповедь, конечно, никакой пользы не принесет. Ибо построена она на тщеславии. Человек боится даже у аналоя, перед священником показаться хоть чуть-чуть хуже, чем он про себя думает. Но перед Богом-то мы не покажемся чище, чем мы есть!

В таких ситуациях даже молодым батюшкам все ясно: человек находится в плену мелкого тщеславия, боится уронить свое имя (или, как сейчас модно говорить, имидж) благочестивого христианина или усердного прихожанина: не дай Бог сказать что-нибудь лишнее, что может бросить на него тень и изменить мнение о нем.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что одним из проявлений тщеславия является «стыд исповедовать грехи свои, сокрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство, самооправдание».

Почему святые отцы, подвижники, победившие, казалось бы, все страсти, видели свои грехи бесчисленные, как песок морской? Именно потому, что они побороли тщеславие и стяжали смирение. Им незачем было казаться в своих глазах и глазах других людей менее грешными, чем они есть.

Приближаясь к Богу, они видели себя ничтожными перед величием Творца. Помните, как авва Дорофей спросил одного из знатных горожан городка Газы: кем он будет почитать себя, когда приблизится к императору Византийской империи? И тот ответил: «Почти бедняком».

Чем ближе человек к Богу, тем объективнее он оценивает себя.

От тщеславия прикровенного, тайного перейдем к открытому

Тщеславие является очень мощным стимулом, помогающим людям добиться больших успехов. Посмотрим на так называемых «звезд», людей знаменитых, чья деятельность связана с искусством, шоу-бизнесом или спортом. Эти люди почти всегда служат идолу тщеславия.

Они кладут на алтарь этого божества лучшие годы жизни, здоровье, семейное счастье, материнство. Все, что обычно для человека составляет огромную ценность, приносится в жертву тщеславию. Все ради одного: еще немного побыть на гребне славы, погреться в ее лучах.

Известного оперного певца, который не так давно развелся с женой, спросили, что для него выше: семья или карьера, успех; он уверенно ответил, что ради роста в своей профессии принесет в жертву даже семью. Пение, музыка для него главное в жизни.

 Правильно говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Где голосок – там и бесок». Бесок тщеславия.

А профессиональный спорт? Это же сплошное тщеславие. Детство, молодость, здоровье, все свободное время отдается для того, чтобы повесить на грудь позолоченный или посеребренный кружок из далеко не драгоценного металла. Усилия прилагаются нечеловеческие, организм работает на износ.

Мне приходилось общаться с профессиональными спортсменами, почти каждая ночь для них – пытка, все тело, все старые травмы и переломы начинают болеть. Существует даже шутка: «Если у спортсмена с утра ничего не болит – значит, он уже умер».

А сколько интриг, зависти и преступлений вокруг шоу-бизнеса, спорта и политики!

Если человек уже укоренился в страсти тщеславия, он не может жить без славы, жизнь теряет всякий смысл. Стареющие «звезды» используют любой скандал, даже сами их режиссируют и создают, чтобы еще хотя бы пару лет продержаться на вершине звездного олимпа.

Совет

Хотя, казалось бы, уже все, что можно было, достигнуто, все награды, звания, регалии, богатства получены. Тщеславие – это наркотик, без него их жизнь невозможна. Тщеславие рука об руку ходит с завистью. Тщеславный не терпит конкуренции, соперничества. Он всегда первый и единственный.

И если кто-то его в чем-то опережает, его начинает грызть черная зависть.

С человеком тщеславным, самовлюбленным, подверженным хвастовству, очень тяжело общаться

Ведь слово общение означает, что мы имеем с собеседником что-то общее, а тщеславного интересует только собственная персона. Его «эго», самолюбие превыше всего. Местоимение «я» и его падежные формы «у меня», «мне» занимают в его речи первое место.

Это все, в лучшем случае, вызывает усмешки окружающих, а в худшем – раздражение, зависть и отчуждение. Наоборот, человек скромный, относящийся к себе с самоиронией, всегда приятный собеседник, у него много друзей, с ним приятно общаться. В разговоре он больше слушает, чем говорит, избегает многословия и никогда не выпячивает свое «я».

READ  Бразилец из сборной порассуждал об изменившей его России

Тщеславный, зараженный «звездной болезнью» человек рискует остаться один, ибо любит только себя и свое тщеславие.

Тщеславие может иметь не только грубые, прямые формы, но и рядиться в одежды смиренные, даже монашеские. Парадоксально, но тщеславный может даже совершать аскетические подвиги и гордиться своим «смирением».

Питаемый тщеславием и врагом рода человеческого такой горе-монах может весьма преуспеть в своих «подвигах», но Господь обязательно смирит его. В Константинополе жили два брата, мирянина, они были весьма набожны и много постились.

Один из них ушел в монастырь и стал иноком. Его навестил оставшийся в миру брат. Тут он увидел, что инок принимает пищу в обеденное время, и, соблазнившись, сказал ему: «Брат, в миру ты не вкушал пищу до заката солнца!».

Монах ответил ему: «Это правда! Но в миру я насыщался через уши: пустые людские слова и похвала немало питали меня и облегчали труды подвижничества».

Обратите внимание

Когда мы затеваем какое-либо хорошее дело, нужно особенно быть настороже, чтобы не быть плененным тщеславием. Ведь очень часто, когда мы помогаем людям, нами в глубине души движет самолюбие и тщеславие, и, вроде бы совершив доброе дело, мы можем ожиданием суетной похвалы испортить весь труд.

 Трудящийся ради тщеславия и похвалы уже получает награду здесь, а значит, не получит ее из рук Творца. Иногда мы можем наблюдать, как легко и быстро идет дело, если нами движет тщеславие, и, наоборот, с каким скрипом и какими искушениями продвигается иной раз по-настоящему доброе дело, затеянное без тайного желания получить похвалу и самоудовлетворение.

Если же мы в чем-либо преуспели, нужно почаще вспоминать слова пророка Давида: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113: 9). И особенно полезно, если за труд нас не только не отблагодарят, но даже, наоборот, будут поносить. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Пей поношения как воду жизни». Вот такое дело, действительно, принесет пользу душе.

А «за неблагодарных Бог благодарит», как говорил один мой хороший товарищ, ныне уже покойный.

Один святой отец сказал, что воздаяние бывает не добродетели, не труду ради нее, а рождающемуся от этого смирению.

Тщеславие святитель Феофан Затворник называет «домашним вором», оно подкрадывается незаметно и похищает у нас тот труд, которые мы затеяли ради Бога и ближнего, и награду за него.

То же происходит, когда мы из хвастовства начинаем рассказывать про свои добрые дела другим людям, сами у себя похищая возможность получить награду от Господа за них.

Тщеславие может похитить и молитвенные труды, если они совершаются без смирения.

Борьба со страстью тщеславия

Как же бороться с этим хитрым змием, который исподволь пролезает в душу и похищает наши труды, сводя их на нет?

Как уже неоднократно говорилось, противопоставлением ему противоположной добродетели – смирения. Например, известно, что самолюбие, обидчивость есть порождение тщеславия.

Человек, не терпящий критики, легко ранимый, мгновенно обижается и как бы говорит себе: «Как они смеют? Ведь я не такой, я хороший! Как они могут так говорить?». И хотя нам это и неприятно будет услышать, но скорее всего, наши обидчики, критики правы. Ну, пусть не на все 100%. Ведь со стороны виднее.

Мы представляем себя всегда лучше, чем мы есть на самом деле, прощаем себе многое, чего не потерпели бы в других. Так что есть о чем задуматься. Обидчивого критика повергает в уныние, а для умного человека она является стимулом для роста. Критика вообще бодрит и не дает почивать на лаврах, понуждает к исправлению.

Мы должны не только не обижаться, но поклониться в ноги обидчикам как нашим воспитателям, которые вовремя «дают нам по носу» и подрезают крылья нашему тщеславию.

Обиду, как и гнев, нужно гасить, когда она еще является маленьким угольком, искрой, пока пламя обиды не разгорелось. Если в костер не подкладывать поленьев, он потухнет. Если обиды не «солить», ее не лелеять, а постараться поскорее забыть (или просто изменить свое отношение к критике, то есть принять ее к сведению), обида быстро пройдет.

Люди духовные, подвижники не только не боятся поношений, но и с радостью принимают, как будто напрашиваются на них, тем самым скрывая свои подвиги.

Важно

Старец Паисий Афонский рассказывал: «В одном монастыре Греции был обычай: за трудную работу давать братиям немного денег. Монахи хотели потрудиться побольше, а полученные деньги раздать бедным. Так делали все. Только один монах поступал по-другому. Никто никогда не видел, чтобы он подал милостыню хотя бы одному бедняку. И его прозвали Жадиной. Проходили годы.

Все оставалось по-прежнему. «Вот скупердяй!» – думали другие монахи. Но вот пришло время перейти монаху, прозванному Жадиной, в жизнь иную, и он умер. Когда в окрестных селениях узнали про его смерть, в монастырь стали стекаться все жители, чтобы попрощаться с умершим. Они оплакивали его и сожалели о его смерти. А братия удивлялась.

«Что сделал вам доброго этот человек, если вы так оплакиваете его?» – спросили они. Один крестьянин сказал: «Он спас меня!». А другой добавил: «И меня!». Оказывается, монах, которого прозвали Жадиной, копил деньги и покупал волов самым бедным крестьянам, чтобы они могли пахать землю и их дети не сидели бы без хлеба. Так он спасал их от голода и бедности.

Как же были удивлены все те, кто считал монаха жадиной!».

У святителя Феофана также находим совет, как побеждать тщеславие смирением. Одной женщине он пишет: «Не присадиться в церкви хорошо. А придет тщеславие, нарочно присядьте, чтоб сказать помыслу, когда станет тщеславиться: сидела ведь и сама. Один отец, когда пришел помысл тщеславия, что много постится, вышел рано туда, где много народу бывает, сел и начал есть хлеб».

Итак, будем помнить, что начинается тщеславие с мелочей: кому-то похвастались добрым делом, где-то с радостью приняли похвалу и лесть. А там уже недалеко до того, чтобы страсть поселилась в нашей душе. Чтобы этого не произошло, будем отслеживать тщеславие в самом начале, относиться к своей персоне критично и почаще произносить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему».

Тщеславие Тщеславный

Что такое тщеславие, кто такой тщеславный человек значение этого греха

       Тщеславие – насущная потребность личности в почестях, почитании, похвалах и суетной, пустой славе; стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих.

       Однажды одному воздушному шарику надоело, что его кто-то держит на ниточке, и захотелось ему отделиться от своего обладателя. Вырвался он из руки ребёнка и взмыл ввысь. Подхватил его ветер и понёс, а шарик смотрел вниз на своих друзей, что остались там колыхаться на ниточках, и загордился. — Вот, я — свободный шар, лечу, куда хочу.

А вы — рабы своих хозяев. Посмотрите, какой я большой и как много во мне воздуха, не то, что вы. Вы по сравнению со мной — мелочь пузатая, — говорил он, раздувая щёки.

Шарик поднимался всё выше и выше, и чем выше он поднимался, тем больше раздувался от гордости, а чем больше он раздувался, тем выше возносился, пока не лопнул от распиравшей его гордыни.

        В умах людей существует три концепции счастья: благости, страсти и невежества.

Человек в благости видит счастье в жизни для людей, ему хочется «сеять разумное, доброе, вечное», приносить пользу окружающим людям, то есть для него счастье в бескорыстной деятельности на благо всех.

К сожалению,  людей с такой концепцией счастья ничтожно мало. Виноват в этом эгоизм человека. Именно он управляет личностью, мотивирует ее мысли, действия и поступки, порождая жгучее желание жить для себя.

        Концепция счастья в страсти означает: «Я хочу жить для себя, но я не желаю никому делать вреда, я хочу, чтобы все были тоже счастливы, но я в первую очередь. Они могут быть со мной счастливы, если я буду с ними счастлив.

Совет

Я законопослушен, но если эти законы мешают мне быть счастливым, то я буду стараться их обойти. Я уважаю всех окружающих людей, но если они мне не дают быть счастливым, то я буду стараться делать так, чтобы счастье перетекло ко мне, а не к ним”.

А дальше, внимание: «Я хочу быть удовлетворенным и достойным уважения.  Все должны меня уважать. Я хочу славы, почета».

     Когда разум человека полностью захвачен и полонен эгоизмом, он видит счастье в удовлетворении только своих потребностей.

Концепция счастья в невежестве – рвать и тянуть все к себе, ни с кем и ни с чем не считаться, никого не уважать, быть жестоким, вести себя абсолютно независимо от общества, жить по «понятиям».

«Все, кто считает, что я не правильно живу или все, кто мешает мне жить таким образом, — они за это поплатятся. То есть, я буду действовать так, как считаю нужным, используя законы и беззаконие в своих личных интересах».

     Подавляющая часть людей живет в страсти и невежестве. Из эгоистических концепций счастья вытекает тщеславие, оно их детище, прямое следствие и абсолютно предсказуемый результат. Можно «похоронить» тщеславие, не изменив концепции счастья людей? Безусловно, нет.

Это утопия, благое пожелание, пустая мечта и фантазия. С тщеславием не сладить, если не поменять вкус к счастью. Может быть тщеславным человек с концепцией счастья в благости? Конечно, нет.

Бескорыстное служение людям, искреннее желание всем счастья ни каким боком не соприкасается с тщеславием.

      Люди на все явления жизни смотрят исходя из своей концепции счастья. Например, человеку в невежестве благостный человек кажется святошей, слюнтяем.  Он  смотрит на него, как на заморскую диковинку.

Обратите внимание

Человек в страсти кажется ему простаком, работягой, ишаком, который пашет от зари до зари и радуется своей крошечной зарплате.

Зачем столько вкалывать, если можно быстро кого-то ограбить, обнести квартиру или взять банк? Человек в невежестве кажется ему уважаемым, серьезным, умным и продвинутым.

Девушка в невежестве кажется ему очень красивой, «своей в доску», а на девушку в благости он смотрит и думает: «Телка явно не в себе». Девушку под влиянием концепции страсти он воспринимает как излишне прямолинейную и простую, а женщину в невежестве он считает хорошей, она любому голову оторвет, кроме меня. Мощная, очень классная баба.

      На качества личности люди смотрят точно также – через призму своей концепции счастья. Поэтому тщеславие с позиций благости – несомненно, порочное качество, с позиций страсти – если без фанатизма, то вполне приемлемое качество личности.

С позиции невежества тщеславие одно из самых лучших качеств, каким должен обладать серьезный, реальный «перец» и продвинутая телка. Клево, если телка хочет славы, организуем в момент.

И что мы видим, приходит этакий братан к продюсеру, сует ему пистолет в ухо и зловещим голосом говорит: «Тебя, скотина, вежливо спрашивают: «Будет моя Нинка через неделю звездой эстрады?»

     Вполне понятно, что автор не предполагает учить своего читателя «плохому» и поэтому рассматривает все качества личности с позиции концепции счастья в благости, делая небольшие уступки господствующей в обществе концепции счастья в страсти.

      Тщеславие рассматривает любого человека или ситуацию через призму: «А что я за это буду иметь?» При этом старается казаться кем-то, а не быть им реально. Казаться более значительным, нежели есть на самом деле – одно из его свойств.

Важно

Чтобы быть кем-то, нужно стремиться к совершенствованию, самореализации, а чтобы казаться – достаточно самоутверждаться за счет других, псевдоразвиваться, унижать, принижать и осмеивать других людей.

Самообманом, имитацией роста тщеславие добивается самоудовлетворения от иллюзии собственного превосходства.

Это духовно порочное состояние личности на запущенных стадиях может перерасти в звездную болезнь, в манию величия, постоянное ожидание похвалы, самодовольную паранойю, когда человеку без всяких оснований становится ясно, что он Бог, царь и гениальность.

READ  Директора российского пансионата наказали после похорон труженицы тыла в пакете

       Самосовершенствование и самоутверждение по своей сути противоположны. Первое предполагает личностный рост, стремление развить свои способности, раскрыть свой духовный потенциал.

Цель самосовершенствования будет максимально реализована, если человек сфокусирован исключительно на своем росте, а не на мыслях перед кем он сможет потом похвастать своими достижениями.

Самоутверждение, присущее тщеславию, как раз задействовано на пиаре своих мнимых способностей для получения почестей, восхищения и одобрения, доказательства того, что оно лучше других. Тщеславие духовно парализовано, у него отсутствует желание личностного роста.

      Когда человек идет ради людей к высокой бескорыстной цели, нужно быть крайне бдительным, чтобы не попасть в расставленные силки тщеславия.

Зачастую, совершая благочестивый поступок или реализуя свое предназначение перед обществом, где-то в глубинах подсознания зашевелится «червячок» ожидания восхищения, суетных похвал, произведенного впечатления на родных и знакомых от реализованной цели.

Совет

Тщеславный помысел – этого червячка надо давить решительно и сразу, иначе можно испоганить всю цель и испортить весь труд. Надо держать в уме слова В.

Маяковского: «Мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь» и крайне осознанно понимать истину: творящий ради славы, получает награду здесь, а, следовательно, не получит ее из рук Бога.Тщеславие, как вор, похищает не только наш реализованный замысел, который мы посвящали Богу и людям, но и награду за него. Тот же эффект получается после хвастовства окружающим своими хорошими поступками.

        Тщеславие, прилепившись к какой-либо добродетели, обесценивает ее перед Богом.  «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди.

Истинно говорю вам: они уже получают награду свою».  Это касается не только милостыни, но и любого доброго дела. Удовлетворил свое тщеславие перед людьми? – уже получил награду свою.

Ларошфуко подметил: «В основе так называемой щедрости обычно лежит тщеславие, которое нам дороже всего, что мы дарим».

      Как бы окружающие не изощрялись в похвалах, тщеславие ненасытно  требует новых похвальных доз и обижается, раздражается и конфликтует, когда иссякают хвалебные панегирики.

Постепенно тщеславие перерастает в вечно обиженную, недовольную, постоянно жалующуюся на кого-нибудь особу. Изнанка тщеславия – пустая показуха. На результат тщеславия нельзя смотреть без сожаления и грусти. Не будем никого конкретно осуждать.

Просто посмотрите в кого превращаются, пораженные этим недугом, некоторые «звезды» эстрады. Жуткое зрелище.

Обратите внимание

       Есть три качества личности противоположные простоте – это тщеславие, лицемерие и зависть. Достаточно обладать одним из этих качеств, чтобы человек не мог быть простым.

Кроме этого, тщеславие занимает третье место в числе качеств людей, наделенных демонической природой – это гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество.

Тщеславие, отчетливо понимая, сколь много проигрывает, дистанцируясь от простых людей, маскируется под внешними признаками простоты.

  Как часто мы видим тщеславие ряженую в простоту – известные публичные личности внешне скромно одеты, неряшливо одеваются и пренебрегают своим внешним видом, и все это ради того, чтобы скрыть свою потребность в почестях и славе. Существует рассказ о том, как Сократ сказал некоему оратору, взошедшему на трибуну в старых и оборванных одеждах, следующее: «Юный афинянин, твое тщеславие смотрит из всех дыр твоей хламиды!»

      Тщеславие падко на лесть и, как наркоман, зависимо от людских оценок. В его окружении всегда толкутся люди, которые охотно подпитывают данное качество личности. По словам В.

Даля «тщеславие способно к унижению и подлостям, лишь бы ему гласно и наружно поклонялись; оно принимает и самую пошлую лесть, вызывающую на самохвальство».

Когда неуверенный в себе, пустой человек слышит сладкоречивые речи насчет своих сомнительных добродетелей, у него «сносит крышу» от тщеславия, и он полностью утрачивает мизерную способность критически относиться к своим словам, действиям и поступкам.

  «Подсев» на наркотике почестей и похвал, тщеславие прогибается и угодничает перед людьми, при этом их не уважая. Возникает противоречие: для того, чтобы меня уважали, мне нужно быть тем, кого люди уважают. А уважают люди того, кто их уважает. В этом порочный замкнутый круг тщеславия.

              Поскольку тщеславие подразумевает лобовую атаку внешнего мира с целью достижения пустой и напрасной славы, оно неизбежно сталкивается со своими аналогами, расталкивающими локтями мир.  Ф.

Важно

Честерфилд пишет: «Тщеславие – порок самый отвратительный, самый неприятный для всех, ибо им страдает каждый без исключения человек, а два тщеславия никогда не любят друг друга». Злоба, интриги, зависть и ненависть – результат столкновения разъяренных тщеславий.

  Ненасытное до почестей и славы тщеславие, оставляет после себя разоренную «смоленскую дорогу», подменяя здоровую соревновательность кознями, коварством и враждой, творческую деятельность – интригами и спекуляциями, истину – ложью и клеветой.

Тщеславие  заставило Герострата поджечь храм Артемиды в Эфесе с единственной целью — добиться славы, войти в историю. Тщеславие побудило князя Андрея – героя романа «Война и мир» думать: «Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую.

Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, как ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но как ни страшно и не неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми…».

Тщеславие, подобно лицемерию, обожает играть им же самим надуманную роль, но отсутствие непринужденности и естественности делает эту роль фальшивой и неинтересной. Оно работает «на публику», напоказ, а это отчетливо видно независимому взгляду.

        Признаки тщеславия: стремление к известности и славе; нетерпимость к упрекам и критике; стремление привлекать внимание и вызывать интерес (хотя бы и негативный); повышенное внимание к похвалам; стремление выделяться, отличаться, удивлять, производить впечатление; постоянный взгляд на себя со стороны; оценка своих действий с позиций окружающих; стремление оставлять о себе память (хотя бы даже негативную).

        Тщеславие, в конечном счете, показывает склонность человека увлекаться пустыми вещами. Мишель де Монтень писал: «У каждого человека тщеславия ровно столько, насколько у него не хватает ума».

Оно многолико и принимает тысячу разнообразных форм. С ним не нужно бороться, это ничего не даст.

Совет

Лишь изменяя вкус счастья, встав на позиции концепции благости,  человек способен воспитать в себе те качества личности, которые постепенно нивелируют тщеславие.

       В этом контексте хочется привести вот эту интересную историю. В одном из монастырей Греции за трудную работу монахам давали немного денег. Все монахи старались больше трудиться, чтобы иметь возможность отдавать деньги беднякам. Так делали все, за исключением одного монаха. Никто никогда не видел, чтобы он дал кому-нибудь хотя бы копейку. За это его прозвали Жадиной.

Так проходили годы, пока Жадина не ушел в мир иной. И вот тогда, чтобы попрощаться с ним, в монастырь пришли все жители окрестных сел. Монахи были удивлены: что же такого сделал Жадина, что его все так оплакивают. Оказывается, он деньги собирал, а потом покупал самым бедным крестьянам волов, чтобы те могли вспахать землю и вырастить урожай, чтобы их дети не голодали.

Он спасал их от нищеты и голода.

        Поскольку тщеславие в какой-то мере присуще любому человеку, надо бдительно следить, чтобы оно не приобрело отчетливой проявленной формы. На шкале «Скромность – Тщеславие» надо четко видеть свое местонахождение. Скромность —  отсутствие стремления к почестям, а тщеславие – наоборот.

В умении слушать, воспринимать новое, реакции на похвалу, умиротворенности, сдержанности, не притязательности и не навязчивости в общении можно тестировать себя на склонность к тщеславию. Помните слова дьявола из фильма “Адвокат дьявола”: “Все-таки тщеславие – мой любимый порок!”.  А ненавистный порок, скорее всего, скромность.

Поэтому вслушаемся в слова Булата Окуджавы:

«Тщеславие нас всех подогревает. Пока ж никто и не подозревает, как мы полны тщеславием своим.

Давайте в скромных позах постоим».

Петр Ковалев 2013 годДругие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Что такое Тщеславие? | 101Я

Что такое тщеславие, кто такой тщеславный человек значение этого греха

Добавить в избранное

Проявление и свойства ТщеславияСовременная жизнь и поступки людей идут по определенному пути развития, в котором можно выделить три основных концепции достижения Счастья  — это Благость, Страсть и Невежество.

Подавляющая часть современного общества и людей живет в Страсти и Невежестве.

Из эгоистических ориентиров и концепций Счастья в этом случае, вытекает Тщеславие, это прямое следствие и абсолютно предсказуемый результат.

Тщеславие занимает третье место в числе отрицательных качеств людей, наделенных злой природой проявления таких качеств личности как – Гордыня, Тщеславие, Гневливость, Грубость и Невежество.

Три качества личности которые являются противоположностью качеству личности Простота — это Тщеславие, Лицемерие и Зависть.

Тщеславие и имитация Саморазвития

Среди основных проявлений можно назвать такие свойства Тщеславия как имитация саморазвития. Имитацией собственного роста Тщеславие добивается самоудовлетворения от иллюзии собственного превосходства.

Самоутверждение, присущее Тщеславию, как раз задействовано на пиаре своих мнимых способностей для получения почестей, восхищения и одобрения, доказательства того, что оно лучше других. Тщеславие духовно парализовано, у него отсутствует даже желание личностного роста.

Тщеславие стремиться казаться более значительным, чем есть на самом деле. Чтобы быть кем-то, нужно стремиться к совершенствованию, самореализации, а чтобы казаться – достаточно самоутверждаться за счет других, псевдоразвиваться, унижать, принижать и осмеивать других людей.

Обратите внимание

Порочное состояние личности на запущенных стадиях Тщеславия, может перерасти в звездную болезнь и манию величия. Постоянное ожидание похвалы, самодовольную паранойю, когда человеку без всяких оснований мерещиться, что он Бог, Царь и Гениальность. Обратная сторона Тщеславия это пустая показуха себя. На результат Тщеславия нельзя смотреть без сожаления и грусти.

Тщеславие, отчетливо понимая, как много проигрывает, отделяясь от простых людей, часто маскируется под внешними признаками Простоты.

Поскольку тщеславие подразумевает столкновение с подобными людьми во внешнем мире, оно порождает Злобу, Интриги, Зависть и Ненависть к себе подобным.

Тщеславие – порок самый отвратительный, самый неприятный для всех, ибо им страдает каждый без исключения человек, а два тщеславия никогда не любят друг друга.

Тщеславие ненасытно

Тщеславие ненасытно и требует новых похвал и обижается, раздражается и конфликтует, когда заканчивается похвала. Постепенно тщеславие перерастает в вечно обиженную, недовольную, постоянно жалующуюся на кого-нибудь личность.

Ненасытное до почестей и славы Тщеславие, оставляет после себя разоренный сад, подменяя истинное Счастье кознями, коварством, враждой, интригами и спекуляциями.Тщеславие заменяет Истину – ложью и клеветой, с единственной целью — добиться славы, войти в историю.

Тщеславие жестоко

Смерть, раны, потеря семьи, уничтожение близких — ничто не страшно для Тщеславия. Чудовищность поступков Тщеславного человека просто поражает. Тщеславие говорит, как ни дороги, как ни милы мне многие люди, отец, сестра, жена это самые дорогие мне люди – но как ни страшно и не неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества!

Признаки Тщеславия:

  • Повышенное внимание к похвале
  • Стремление привлекать внимание
  • Стремление выделяться, отличаться, удивлять, производить впечатление
  • Нетерпимость к упрекам и критике
  • Постоянный взгляд на себя со стороны
  • Оценка своих действий с позиций окружающих
  • Стремление оставлять о себе память, даже негативную.
  • Тщеславие падко на лесть и зависимо от людских оценок

Тщеславие в какой-то степени присутствует в любом человеке.  На шкале Простота > Скромность > Тщеславие надо четко видеть свое местонахождение. Скромность это отсутствие стремления к почестям, а Тщеславие – наоборот.

В умении слушать, воспринимать новое, реакции на похвалу, умиротворенности, сдержанности, не притязательности и не навязчивости в общении можно тестировать себя на склонность к Тщеславию. Бдительно следите, чтобы крайние формы Тщеславия не поразили Вас.

Тщеславие многолико и принимает тысячу разнообразных форм. С ним не нужно бороться, это не дает результат. Лишь с возрастом, при угасании личной обаятельности, Тщеславие изменяя вкус Счастья, встав на позиции концепции Благости, постепенно нивелирует свое Тщеславие, хотя вероятность такого шага очень мала.