Еще одна компания с впечатляющим послужным списком инноваций — это Herrenknecht. Всего лишь за 25 лет компания стала неоспоримым лидером оборудования для бурения тоннелей (тоннелепроходческих машин. — Прим. ред.). В строительстве тоннелей постоянно вводятся новые технологические стандарты проходки. Так было, например, в случае со швейцарским Готардским автомобильным тоннелем, самым длинным тоннелем в мире, строительство которого будет завершено в 2015 г., или с самым большим проходческим щитом, который используется в Шанхае для постройки тоннеля через реку Янцзы («Метрострой» также использует проходческие щиты Herrenknecht для строительства перегонных тоннелей. — Прим. ред.). В 2005 году была открыта новая дочерняя компания Herrenknecht Vertical для продвижения инновационных идей бурения на глубину до 6 тыс. м (около четырех миль) для геотермических целей. Этот радикально новый рынок может привлечь огромное количество клиентов. Обязательно посетите здесь, где можно получить ордер ГАТИ.
Мы могли бы продлить этот список радикальных инноваций. Приведенные примеры подтверждают впечатление, что скрытые чемпионы появляются на волне крупных инноваций. И инновационный дух, как кажется, проявляется в них вновь и вновь. Во многих областях скрытые чемпионы сейчас превратились в технологических лидеров, и масштабные усилия последних лет по проведению исследований и разработок начинают приносить плоды. Возможно, это ключ к объяснению роста абсолютных и относительных долей рынка, которые мы рассмотрели в главе 2. К началу 21-го века скрытые чемпионы стали в технологическом плане сильнее, чем были когда-либо раньше, и имеют достаточные основания, чтобы смотреть в будущее с оптимизмом.
Самая простая классификация движущих сил инноваций состоит в выделении внутренних и внешних для компании стимулов. Клиенты — это самый важный внешний стимул Поставщики, конкуренты и партнеры по кооперации также вносят свои идеи для инноваций, иногда даже без прямого намерения делать это. Внутренние стимулы исходят преимущественно от топ-менеджмента и от отдела НИОКР.
Мы провели опрос, какой именно из факторов — развитие технологий (т.е. внутренние стимулы. — Прим ред.) или сигналы рынка (внешние стимулы. — Прим ред.) — является основной движущей силой, или они важны в одинаковой мере? Для сравнения мы также задали этот вопрос крупным корпорациям. Результаты опроса приведены на рис. 6.1.
Ровно половина крупных компаний считает, что проводимые ими инновации определяются рынком. Конечно, это может быть политкорректный ответ, выдержанный в соответствии с современной верой в то, какой должна быть компания. Только треть «больших игроков» (31%) считает, что доминирующая сил« — технологии И только 19% видят в рынке и технологиях одинаково сильный двигатель инноваций.
Картина радикально меняется, если обратиться некрытым чемпионам. Около 2/3 (65%) считают, что рынок и технологии одинаково важны в качестве движущих сил инноваций Только 21% утверждают, что они в основном движимы стимулами, исходящими от рынка, и лишь 14% признают, что их побуждают к инновациям в основном технологии.
В литературе о корпоративных стратегиях не затихает активная дискуссия между сторонниками ресурсоориентированных и рынкоориентированных взглядов. Ресурсоориентированная школа строит свою позицию на постулате, что стратегия компании должна двигаться изнутри, т.е. отталкиваться от имеющихся ресурсов. Соответственно интерес фокусируется на компетенциях и навыках, на их происхождении и развитии1. Рынкоориентированная школа, напротив, фокусируется на возможностях, возникающих на рынке, и требует, чтобы стратегии строились в соответствии с нуждами рынка. Здесь внимание уделяется главным образом поиску свободных ниш рынка, лучшему удовлетворению нужд клиентов и созданию конкурентных преимуществ.