Джордано Бруно и Главная Тайна церкви

0
219

Недавно учёные нашли неопубликованную статью Уинстона Черчилля. В ней он рассуждает об экзопланетах и высокой вероятности появления живых существ в других звёздных системах. Политик так же, как и нынешние ученые, опирался на «принцип Коперника», согласно которому сложно поверить, что во Вселенной люди — единственные разумные существа, учитывая ее размеры. Как писал Черчилль почти 80 лет назад, главным условием для возникновения многоклеточной жизни является наличие воды. Но если 80 лет назад научно обоснованная вера в инопланетян могла вызвать восхищение, то 400 лет назад она привела на костёр. В феврале 1600 года был казнён Джордано Бруно. Кто-то считает его мучеником науки, погибшим за свою верность новой астрономии Коперника, кто-то — магом и язычником, далёким от рационального мышления. Но за что именно сожгли Джордано Бруно? Давайте разбираться.Только в 1925 году префект Секретного архива Ватикана выяснил, что 37 лет назад там нашли инквизиционное дело Бруно, но тогда папа Лев Тринадцатый приказал передать дело лично ему и спрятал документы. На поиск папок ушло ещё 15 лет, и только в годы Второй мировой дело было опубликовано. Тогда впервые стало понятно, что самой большой «ересью» Бруно была идея о множестве обитаемых миров во Вселенной. Но что это за идея и почему католическая церковь относится к ней так враждебно? Существование бесконечного множества миров допускали ещё Демокрит и Эпикур — множества земель, лун и солнц. Герои диалога Плутарха «О лике, видимом на диске Луны» спорили, есть ли на Луне растения, деревья и животные или же она представляет собой загробное царство, где души людей находят покой после смерти (подобно тому, как на Земле закапывают их тела). Однако Цицерон и Плиний среди прочих считали это вздором. К ним присоединились первые отцы церкви, для которых множество миров было не абстрактной философской истиной, а атрибутом языческих верований — например, учения о переселении душ. Так, пифагорейцы учили о том, что души людей прилетают из области Млечного Пути, а животных — со звёзд.

Чуть позже споры о единственности мира, то есть Земли, или множестве миров разгорелись с новой силой. Афанасий Александрийский настаивал на том, что мир один, потому что Бог один. Считать иначе было нечестиво, абсурдно и бесчестно, но пока ещё не еретично. Беда случилась из-за великого богослова Оригена, часть мыслей которого церковь отвергла — как раз мыслей о переселении душ. А окончательную формулировку дал Исидор Севильский, перечисливший основные ереси в своей энциклопедии. В конце списка христианских ересей, перед языческими, он заметил: «Есть и другие ереси, у которых нет основателя и признанного имени… кто-то думает, что души людей попадают в демонов или животных; иные спорят о состоянии мира; кто-то считает, что число миров бесконечно». Позиция церкви в Средние века видна на примере церковника Руперта из Дойца. Воздав хвалу Богу, сотворившему мир, полный прекрасных существ, он пишет: «Да сгинут еретики-эпикурейцы, говорящие о множестве миров, и все, кто лжёт о переходе душ умерших в другие тела». Идею множества миров отверг и Фома Аквинский, главный богослов латинского Средневековья. Да, могущество Божие безгранично, и, значит, он может создать бесконечное множество миров. К этому аргументу затем прибегнет и Джордано Бруно. Однако Фома продолжает: «Но против сказано: Мир через Него начал быть, где о мире говорится в единственном числе, так как если бы существовал только один мир. И потому множественность миров могли допускать только те, кто рассматривал в качестве причины мира не некую упорядочивающую мудрость, но случай: например, Демокрит, который утверждал, что этот мир, равно как и бесконечное число других миров, возник в результате случайной комбинации атомов». После возникновения индекса запрещённых книг и системы судов инквизиции, ересь о множестве миров получила свой порядковый номер (77 по списку Августина). В новом кодексе церковного права (1582 год), созданном папой Григорием XIII, есть специальный параграф: «Есть и другие ереси, безымянные, среди которых… вера в бесконечное число миров». Та же формулировка попала и в руководство для инквизиторов.