Конституционный комитет Совета Федерации направил в Госдуму заключение на законопроект о поправке в Конституцию, сенаторы поддержали документ. Разбираем, что изменится в главном документе страны, учитывая, что эксперты Царьграда неоднократно заявляли, что экс-президент России Борис Ельцин создавал Конституцию РФ под диктовку Запада.
Конституция 1993 года наконец-то будет скорректирована. Проведённые в прошлом году соцопросы говорили о том, что две трети (68%) населения РФ считают необходимым вносить время от времени изменения в текст Основного закона. Президент предложил провести суверенизацию критически важных положений этого главного документа страны.
Суверенизация России как государства
Хорошее начало положено в вопросе ухода от юридической зависимости и главенства международного права над национальным законодательством.Изменения решили внести в статью 79, добавив следующий текст: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации». Речь идёт, вероятно, о решениях международных судов, приписывавших ранее выплачивать по своим постановлениям против РФ разные денежные компенсации и т.п.
Дополнение, безусловно, правильное. Но вызывает сожаление, что осталась без правки статья 15, пункт 4: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Этот пункт необходимо вообще убрать из Конституции как противоречащий её новому суверенному духу.
Высшие должностные лица станут патриотами-однолюбами
Вносится в Конституцию долгожданное и совершенно естественное положение для высших сановников РФ. Если эти предложения будут приняты, то должности президента РФ, председателя правительства, его замов и министров, руководителей федерального государственного органа, глав субъектов Федерации, членов Федерального собрания и судей смогут занимать только граждане РФ, не имеющие «гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства».
Это ограничение делается из необходимости обеспечения безопасности и независимости нашего государства.
Интересны дополнения к статье 77, где говорится, что «федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования» к высшим должностным лицам страны. Возможно, ограничения, связанные с обязательным одним гражданством, не являются конечными требованиями и далее будут дополнительные уточнения.
Думаю, что нужно было бы распространить это правило и на всех государственных служащих, вне зависимости от их ранга. Почему закон требует от высших сановников быть патриотами-однолюбами и не обязывает их заместителей или простых чиновников столь же бескомпромиссно относиться к своему служению Родине? Появляется вопрос, могут ли обычные госслужащие оставаться мультипатриотами? Думаю, что это недопустимо.
Высшие должностные лица станут патриотами-однолюбами. Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
Но, возможно, в силу изменений 71-й статьи в отношении остальных чиновников будут приняты другие неконституционные законодательные акты с такими же ограничениями, но не входящими в состав Основного закона.
Хотелось бы. И было бы правильным.
Должность президента России имеет цивилизационный компонент
В поправках особое место занимает должность президента РФ.
По поводу президента РФ в статье 81 дано уточнение по его должности, что её может занимать гражданин РФ, не только «не имеющий», но и никогда «не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства».
Это уточнение очень важно и закрепляет должность президента страны только за природными гражданами России, никогда не менявшими своего Отечества.
Но это не всё. Не менее важным является предлагаемое продолжение статьи 81: «Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства».
В поправках особое место занимает должность Президента России. Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»
Конечно, это положение имеет отношение к Крыму, принятому в состав РФ в 2014 году. Но одновременно оно может быть понимаемо и в отношении тех земель или государств, которые могут войти в состав России в будущем. По сути, это тихая декларация собирания Российской Федерацией земель Большой России, территорий расколотого Русского мира.
Это грандиозная поправка, открывающая большие перспективы.
Россия становится социальным государством
Для ограждения социальных прав граждан РФ в статьи Конституции вводятся гарантии по минимальному размеру оплаты труда, не менее величины прожиточного минимума, и обязательные индексации социальных пособий, а также по пенсионному обеспечению и его индексациям.
Россия становится социальным государством. Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
Власть вносит эти гарантии в Основной закон и будет регулировать их федеральными законами.
Президент перераспределил систему управления
Президент Путин предложил Федеральному собранию взять на себя дополнительные политические права, обременённые и соответствующей политической ответственностью.
Государственная дума согласно поправкам в статью 83 будет утверждать кандидатуру председателя правительства РФ и его предложения по кандидатурам министров.
А Совет Федерации должен будет проводить консультации с президентом по поводу руководителей федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за оборону, безопасность, внутренние дела, чрезвычайные ситуации и т.д.
Президент также будет представлять Совфеду кандидатуры для Конституционного, Верховного и других федеральных судов. А также кандидатов на должности генерального прокурора и его заместителей.
Эти права, внешне кажущиеся новыми преимуществами Федерального собрания, на практике скорее будут той политической ответственностью, которую придётся брать депутатам за курс, проводимый исполнительной властью.Интересным моментом, ранее не озвученным, стало предложение президента по включению в состав Совета Федерации представителей РФ, назначаемых в этот орган непосредственно президентом: «Не более 10% от числа членов Совета Федерации». Видимо, эти доверенные лица будут представлять самого президента, участвуя наравне с другими сенаторами в работе Совфеда.
Особый конституционный статус Государственного совета
В статьи Конституции вводится и особый орган – Государственный совет. Он будет помогать президенту обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие «органов государственной власти, определение основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства».
Его статус будет дополнительно прописан федеральным законом.
Местное самоуправление вводится в единую систему публичной власти
Законопроект создаёт единую систему публичной власти, вводя в неё органы местного самоуправления. Будут внесены изменения в статьи 132 и 133. Это даст в том числе и местному самоуправлению возможности более эффективно осуществлять свои полномочия, имеющие государственное значение.
Местное самоуправление вводится в единую систему публичной власти. Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
Здесь вызывает удивление, что правкой не затронута статья 76, в пункте 6 утверждающая, что «в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвёртой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации».
Эта конфедеративная норма признаёт верховенство закона субъекта Федерации над федеральным законодательством.
В общем, анализируя предложенные поправки в Конституцию, надо признать их важными и существенно изменяющими старый Основной закон. Это хорошее начинание, но оно требует своего логического продолжения. Продолжение суверенизации и её углубления.