В конце декабря 2018 года министр просвещения России подписал Приказ №345, который утверждает перечень учебников, допущенных к использованию в образовательных заведениях нашего государства в новом учебном году.
Фото: pixabay.com
Содержание документа
В подписанном Ольгой Васильевой документе нет каких-то серьёзных изменений по сравнению со списком учебной литературы прошлого года. Так что скорее всего у основной массы школ сложностей с получением дополнительного количества учебных пособий не будет. В этом году, как и в прошлом, федеральный перечень учебников (далее ФПУ) объединён в 3 группы:
- так называемая база, т.е. основная часть учебников из перечня, состоящего из 910 названий;
- адаптивные учебные пособия, изданные с учётом потребностей отдельных категорий учащихся (слабовидящих, с утратой слуха и пр.)
- специально подготовленная литература для регионов России, где ведётся преподавание на национальных языках, с учётом региональных и этнокультурных компонентов.
Из перечня исключили учебники с фактическими ошибками и устаревшими данными. Не стоит забывать и про обязательное условие при разработке образовательных траекторий на следующий учебный год! Все российские учителя должны при разработке таких документов использовать рекомендуемый ФГОС список. С полным текстом Приказа можно ознакомиться на сайте Минпросвещения России www.edu.gov.ru.
Есть ли новое
Фото: pixabay.com
Серьёзных изменений федерального перечня учебников, утверждённых ФГОС, не производилось с 2016 года, чтобы не создавать трудностей с поступлением литературы в регионы. В перечень добавлена литература, которая прошла аккредитацию и, безусловно, интересна педагогам. Обещанный пересмотр списка, о котором заявлялось ранее, пока не произошёл. Больших изменений в ФПУ не наблюдается. В нем остались привычные педагогам пособия, на которых они в прошлом году опирались в работе и при построении планов уроков. Ну и, конечно, появились новые интересные варианты.
Менять или не менять?
Конечно, никаких массовых переходов на преподавание по новым учебникам не будет. Выбор варианта учебного пособия из вновь утверждённого перечня всецело остаётся за педагогом. Только он может принять решение, учитывая все факторы:
- насколько доступно изложен материал;
- интересны ли школьникам задания, которые есть в книге;
- как оформлена книга;
- укомплектован ли новый учебник печатными материалами;
- есть ли аудио или видеоматериалы, как дополнение к учебному процессу. Это особенно важно для малышей, поскольку многократно усиливает интерес к учебе;
- имеется ли возможность укомплектовать печатными рабочими тетрадями и аудиовизуальными материалами (очень актуально для начальной школы);
- насколько учитель готов к работе по предлагаемым методикам, подходят ли они непосредственно ему;
- возможно ли технически применение новых методов обучения в условиях конкретного учебного заведения.
Со списком рекомендуемой литературы на 2019-2020 учебный год, можно ознакомиться в приложении к приказу Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345.
Как можно увидеть из этого списка — у любого педагога есть вариант найти подходящий учебник по любому предмету. Конечно, остаются издания, по которым учится не одно поколение (например, классическая «Геометрия»).
Как заказать
Фото: pixabay.com
Все школы каждый год подают сведения о наличии у них учебников и данные о новых книгах, которые им необходимы для обеспечения бесперебойного учебного процесса. Заказ на новые книги делается в определенном порядке, который не изменился — сначала вопрос обсуждается на методическом совете, окончательное решение утверждается директором учебного заведения. Далее работник библиотеки по инструкции готовит список нужной литературы и передаёт его ответственному за заказы лицу. Все заказы школ оформляются централизованно.
Важная информация — школы снабжаются пособиями бесплатно. Но рабочие тетради и прочие дополнительные учебные материалы не являются бесплатными, и их нужно заказывать индивидуально. Централизованных поставок по таким материалам нет. И заниматься заказом учебников все же стоило заранее, поскольку все книги должны были получить учебные заведения уже к 15 августа.
Поиск альтернативы в цифре
В текущем учебном году вся учебная литература, вошедшая в федеральный перечень учебников, утверждённых ФГОС, должна быть не только в бумажном, но и в электронном варианте. Это дает и родителям, и педагогическому составу возможность выбора.
Уже не первый год мы рассуждаем о необходимости перехода на электронные учебники. Из года в год число школ, где поддерживают желание родителей учиться с помощью планшетов, а не бумажной литературы, увеличивается. Причём в ряде школ планшеты закупаются именно как школьное имущество и находятся в классах постоянно.
И это прекрасная инициатива — детям использование гаджетов намного удобнее. Вся информация хранится в одном месте, можно там же записывать домашние задания и список текстов для внеклассного чтения, звуковые файлы для занятий иностранными языками или графики и таблицы.
Ну и, конечно же, несомненный плюс инициативы — малыши не носят тяжёлые рюкзаки, а государство экономит лесные ресурсы. Хочется надеяться, что в младших классах использование цифровых копий одобрят законодательно.