Жадность российских бизнесменов как тупик развития экономики

0
555

Жадность российских бизнесменов как тупик развития экономики

Аккурат под Новый год Федеральная антимонопольная служба обнаружила, что российская авиакомпания UTair устанавливала цены на билеты так, что на одинаковые места они могли отличаться в…12 раз! При этом пассажиры получали одинаковые условия обслуживания, размещение в одном и том же салоне эконом-класса.

В то же время самый дешёвый билет на рейсы, например, из Кургана в Москву и обратно в 2019 году стоил 1490 рублей, а самый дорогой — 19 000 рублей. На стоимость билета влиял только один фактор — время покупки. Иного обоснования такой разницы в цене ФАС не нашёл. При этом UTair — единственная авиакомпания, которая перевозит пассажиров из Кургана в Москву и обратно, поэтому жители не могли воспользоваться услугами конкурентов.

Была ли компания, так бессовестно взвинчивавшая цены на билеты, как-то наказана? Отнюдь. ФАС лишь слегка ее пожурила и рекомендовала UTair пересмотреть тарифы, не назначать разные цены на одинаковые билеты… О чем говорит этот пример? Во-первых, это — свидетельство патологической жадности наших предпринимателей, с чем каждому из нас приходится сталкиваться каждый день. А во-вторых, — о нежелании власти решительно с этим бороться. А ведь с такой картиной безудержной алчности сталкиваешься повсюду. Вот какой текст выложил, например, по этому поводу в интернете пользователь Николай Тимофеев. «Бываю, — пишет он, — в разных местах на разных производствах и наблюдаю следующую картину: совхоз — на ферме — гастарбайтеры, животноводческий комплекс — скотники, дояры и т.д. — гастарбайтеры, дворы метут гастарбайтеры, на стройках — гастарбайтеры, захожу в магазин «Пятерочку» или «Магнит», уборщица — гастарбайтер, часто за кассой сидит киргизка — гастарбайтер… В общем, куда ни глянь — везде гастарбайтеры, сколько миллионов гастарбайтеров в России — не знает никто. Парадокс, но работу в России легче найти гастарбайтеру, чем коренному россиянину».

Убогость мышления и жадность российских бизнесменов поражает — они не хотят нанимать россиян в целях экономии, а если и наймут, то платят маленькую зарплату, потому что гастарбайтеры составляют конкуренцию местным и готовы работать за меньшую оплату.

Эти самые бизнесмены экономят на зарплате и тем самым наносят огромный ущерб и себе, и России в целом: деньги из страны утекают, местные жители на грани выживания, потому что зарплаты не растут, а платить им никто не хочет.

«Самая значительная инфляция в России — продовольственная инфляция, — считает генеральный директор Национального фонда защиты потребителей Александр Калинин. — Для ее снижения надо работать и с обществом, с и правительством, но в первую очередь — поработать с такой экономической категорией, как жадность. Предпринимательская жадность. Это бич сегодняшнего бизнеса, могу сказать откровенно.

Я недавно общался с владельцем немецкого концерна «Штерн Вивиоль», сам господин Вивиоль был у меня в гостях, и он с гордостью мне говорит: «Господин Калинин, мы получили в прошлом году прекрасную прибыль 1,6% по концерну, и имеем возможность сейчас дать премии людям, решить какие-то социальные вопросы».

У нас же за 1,6% прибыли ни один бизнесмен не работает. Если прибыль не выходит на 25%, то никто не берется делать бизнес. С этим делом нам надо потихонечку разбираться. Жадность, социальная безответственность отечественного бизнеса — это серьезная проблема. Я зашел вчера в магазин, купить гранатовый сок из Азербайджана, на той же улице в одном магазине он стоит 90 рублей, а в магазине напротив 50 рублей. Откуда взялась такая разница, в 40 рублей за бутылочку гранатового сока? Это жадность предпринимателей, больше ничего».

Но как эту неуемную жадность обуздать? Ведь прибыль — это главный стержень капитализма. Впрочем, если капиталиста не переделаешь, то его алчность можно все-таки как-то ограничить. Как? На Западе это сделали давно путем введения прогрессивной шкалы налогообложения.«Даже страны, развитие которых построено на либеральной концепции, согласно которой каждый выживает сам по себе, сегодня определились с тем, что прогрессивный подоходный налог — это справедливо, — сказал, выступая в Госдуме, депутат Борис Кашин. — В США, где, как и во всех развитых странах, давно действует прогрессивная шкала налогообложения, демократы и республиканцы договорились о введении дополнительного налога на доходы семьи с суммы, превышающей 400 тыс. долларов в год. Там же один из богатейших людей мира, У. Баффет, настаивает на принятии мер, исключающих возможность гражданам с годовым доходом более 1 млн долларов платить подоходный налог по ставке, меньшей 30%. Франсуа Олланд получил в свое время поддержку избирателей во Франции, выдвинув идею о 75%-ом налоге на доходы семьи, превышающие 1 млн евро в год. При этом во Франции сейчас богатые отдают в бюджет 40% дохода. Если мы не готовы сравнивать себя с развитыми странами и признаем, что власть беспомощна в борьбе с теневой экономикой, давайте посмотрим на наших друзей по БРИКС. В Индии действует четыре ставки налогообложения: 0, 10, 20 и 30 процентов. Причем высшая ставка применяется к суммам, превышающим примерно 500 тыс. рублей годового дохода. Аналогично прогрессивная шкала работает в Китае, ЮАР, Бразилии.

Что же на самом деле мешает введению этой совершенно справедливой меры в нашей стране? Я думаю, главная причина – непомерная жадность наших олигархов и плотный контроль с их стороны за исполнительной и законодательной властью», — считает Б. Кашин.

К чему может привести ничем не контролируемая жадность бизнеса, свидетельствует наша собственная горькая история. Историк Михаил Покровский еще в 1924 году считал, что именно уродливость российского капитализма привела к революции 1917 года. Его мысль заключалась в том, что в отличие от западных стран в России доходы пролетариата, то есть, рабочих никогда не росли, наоборот, падали, а производительность труда находилась на низком уровне. Покровский приводил такой пример. Если взять за 100 условных единиц зарплату, которую английский рабочий получал в 1850 году, то в 1900-м рабочий зарабатывал 178 единиц. При этом стоимость условной еды в Англии 1850-го года составляла 100 единиц, а в 1900-м — 97. Оплата росла, а затраты на жизнь снижались. То есть, жизненная обстановка для английского рабочего изменялась к лучшему, капиталист ему приплачивал. Получалось это за счет роста производительности труда. С ее ростом капиталист платил рабочему за единицу товара все меньше, но так как производилось его намного больше, с меньшими усилиями, то и зарплата росла. А достигалось это улучшением техники и совершенствованием производства.А что происходило тем временем в России? А там из-за быстрого обнищания деревни прикармливать рабочих не было никакой необходимости. Свободных рук было много, и фабрикант мог считать себя «благодетелем», дающим средства к существованию. В результате фабриканты в России рабочим платили строго в обрез. Если заплата рабочего в 1892 году в России составляла 100 единиц, то в 1902 году — 105. А цена на хлеб при этом увеличилась со 100 единиц до 125. В итоге реальная зарплата и покупательская способность у русских рабочих постоянно снижалась, а у английских — росла. Поэтому русский рабочий быстро понимал, что его классовые интересы отстаивают революционеры. И в России к революции между словами «сознательный рабочий» и «революционер» практически образовался знак равенства, отмечал Покровский.

Сейчас ситуация в стране, конечно, совершенно другая. Да и печальные уроки всех революций в России еще у многих свежи в памяти.

Сегодня жадность капиталистов – тормоз на пути развития России. Они вывозят богатства в офшоры, а нанятые ими гастарбайтеры, переводят заработанные в России деньги к себе на родину. Наша страна в результате развивается вовсе не такими темпами, как могла бы.

Ну, а о том, какой не только экономический, но еще и моральный ущерб наносит обществу эта, разъедающая страну жадность предпринимателей, и говорить нечего. Еще в 1915 году Иван Бунин опубликовал нашумевший рассказ «Господин из Сан-Франциско». Это своего рода притча, повествующая о ничтожности богатства и власти перед лицом смерти. Главная идея рассказа — осмысление сущности бытия человека: жизнь человеческая хрупка и тленна, поэтому она становится отвратительной, если в ней отсутствует подлинность и красота.

А разве не этому уже много веков учит Библия? «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21).

Все это так, но ни «Господина из Сан-Франциско», ни Библию наши доморощенные бизнесмены, увы, вряд ли прочтут…

Владимир Малышев