Какого числа начинается и заканчивается Петров пост в 2019 году как правильно поститься, календарь питания по дням

0
473

Какого числа начинается и заканчивается Петров пост в 2019 году: как правильно поститься, календарь питания по дням

Петров пост — важное событие в православном мире. Он предваряет праздник в честь апостолов Петра и Павла и служит для укрепления в вере, а также для воспитания силы духа.

Петров пост является вторым по значимости после Великого, но его продолжительность намного меньше. Верующие ответственно подходят к вступлению в Петров пост, готовясь к воздержанию в пище и другим ограничениям. Эксперты нашего сайта рекомендуют узнать, что можно и что нельзя делать во время поста, чтобы ненароком не нарушить предписания церкви.

Когда начинается и заканчивается Петров пост в 2019 году

На вопрос, какого числа начинается и заканчивается Петров пост в 2019 году, следует ответить, что дата его наступления варьируется в зависимости от даты Троицы. Пост начинается спустя неделю после нее, в понедельник, а заканчивается всегда 12 июля (29 июня по старому стилю), в День Петра и Павла, которым и посвящен. Продолжительность этого поста составляет 8-42 дня.

В 2019 году Троицу будут праздновать 16 июня. Спустя неделю, в понедельник, 24 июня, начнутся Петровки. Длительность их в 2019 году составит ровно 18 дней.

Возникновение Петрова поста

Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Апостольский или Петров пост, в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле, пишет pravmir.ru.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел –злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. – М., 1882. Сс. 151-152).

Как поститься

Петров пост не столь строг и суров как Великий. Сухоядение, предусмотренное в нем – давняя традиция, соблюдаемая сегодня преимущественно в монастырях. Тем же, кто просто желает очистить душу и тело перед большим праздником – Днем святых Петра и Павла – достаточно исключить из ежедневного рациона скоромную, то есть животного происхождения, пищу.

  • Понедельник – разрешена абсолютно постная пища, приготовленная без добавления растительного масла; блюда можно употреблять в горячем виде.
  • Вторник – разрешена постная горячая пища с маслом (разумеется, растительным) и рыба, преимущественно речная.
  • Среда – сухоядение, то есть под запретом как пища, в приготовлении которой использовалось растительное масло, так и вообще какие-либо горячие блюда.
  • Четверг – день, когда можно включать в меню не только постную еду, но и рыбные блюда.
  • Пятница – сухоядение: запрет на горячую пищу и блюда с маслом.
  • Суббота – дозволяется вкушать горячие блюда, растительное масло, рыбу и морепродукты.
  • Воскресенье – к субботнему меню можно добавить небольшое количество вина, желательно красного типа кагора. Ключевое слово – небольшое, то есть максимум неполный бокал; ни в коем случае не допускается опьянение.

Петров Пост 2019: календарь питания по дням

Можно ли играть свадьбу в Петров пост, венчаться, крестить детей

Поскольку Петров пост приходится на летний период времени. Многих молодых людей волнует вопрос: «Можно ли играть свадьбу на Петров пост?».

  • Если речь идет о регистрации молодоженов в ЗАГСе, то да эту процедуру можно провести в любое время. Но, стоит помнить, что церковь не признает этот брак. Лишь когда молодожены прошли обряд венчания в церкви, брак считается законным.
  • А, вот если молодые люди решили венчаться, то следует подождать, пока не закончится пост. Любые увеселительные мероприятия во время поста, церковь не одобряет.
  • Если жених и невеста решили после церемонии в ЗАГСе, устроить пышное торжество, то это также не возбраняется. Но, и не приветствуется церковью. Гости, соблюдающие пост могут посетить мероприятие, но принимать активное участие в играх и забавах не должны. А из угощений, могут употреблять только постную пищу.
  • Крестить детей во время поста церковь не возбраняет. Если родители, не желают ждать и хотят, как можно скорее совершить таинство, то им необходимо обговорить сложившуюся ситуацию с настоятелем.

В большинстве случаев священнослужители идут навстречу родителям и крестят дитя. Но, советуют, если время позволяет, лучше подождать окончания поста.

Петров пост и пост Петра и Павла это одно и то же?

Это одно и то же понятие. Петр, рыбак, любимый ученик Иисуса. Он был с ним повсюду. Вместе с Иисусом нес людям свет, наставлял на путь истинный, видел все деяния его.

Павел же напротив, из знатной римской семьи. Был противников веры. Гнал христиан. После того как ему явился Иисус, обратился в веру, стал проповедником. Помогал не только иудеем, но и неверующим принять слово божие. Благодаря его трудам верующими стали даже язычники.

Эти абсолютно два разных человека, вместе несли свет и слово Божие в мир. За что и были жестоко наказаны. Будучи в темнице Петру была выбрана мера наказания – распятие. Для Павла было выбрано отсечение головы. Это все случилось после длительного держания поста.

Это происходило 12 числа. Именно поэтому и пост и сама дата казни была названа в их честь.

Как провести Петров пост?

Протоиерей Игорь Пчелинцев:

Наступает православный Петров пост, по-другому его еще называют пост апостольский. Мы знаем, что он заканчивается праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Мы знаем, что это пост летний, не такой строгий, как Великий или Успенский, что в это время уже появляются первые свежие овощи, поэтому этот пост в целом легкий. Но, к сожалению, для многих православных христиан этим и заканчиваются смыслы Петрова поста.

Попоститься — вот отгуляли Пятидесятницу, наелись скоромного, можно теперь и поговеть. Надо причаститься, поисповедоваться, ну как положено в посты. А для некоторых как и нет этого поста, ну, говорят — «не Великий же пост, нам некогда (нет сил, времени etc.) поститься «все время».

Думается, что было бы гораздо логичнее посвятить время этого поста осмыслению апостольства в Церкви. Даже так — посвятить деятельному осмыслению.

Прошу понять меня правильно. Было бы слишком дерзновенно взять на себя без благословения апостольское звание, равноапостольных святых не так много в Месяцеслове. Но, тем не менее, каждый христианин все равно должен быть служителем Слова Божия. Слово Христово, сказанное апостолам при Вознесении: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь » (Мф.28:19,20) – определило главную апостольскую задачу.

Бог послал Святого Духа апостолам, чтобы они несли весть о воскресении во все концы мира. Через апостолов это послушание установилось в церковной иерархии — у епископов и священников. Епископ и священник, живущий во Христе, старающийся это делать может искренне повторить за Апостолом: « Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! » (1Кор.9:16); Но это не слагает с мирян обязанности иметь послушание благовестия. Особенно у православных христиан. И очень хорошо, если проверить свои силы мы сможем в течение поста, который в Церкви назван Апостольским.

Я бы выделил в этой задаче два основных направления — апостольство внутреннее и апостольство внешнее (прошу не судить категорично за терминологию — слова могут быть и другие, если кто-то усматривает здесь некий «протестантский налет»).

Внутреннее — для большинства церковных и еще только ищущих своего пути и места в Церкви людей — наверное, самое важное. Донести Благую Весть о Воскресении Христовом, о покаянии и преображении человека Духом Святым прежде всего до своего сердца и ума. Внутренне, со смирением принять то, что дает человеку ищущему Бога Церковь. Научиться простым вещам (на первый взгляд простым, но и несложным при том) — просто верить, довериться Богу и Его Слову, верить Церкви как матери, просто молиться, как я говорю своим студентам: «Без заламывания рук и закатывания глаз» (образно конечно — просто, значит — разумно и без психического надлома).

Протоиерей Игорь Пчелинцев

Есть красивое выражение: «Пост и молитва – это два крыла, которые поднимают христианина в Царство Небесное». Что ж, если это так, и если молитва должна быть проста и разумна, то и пост должен быть прост и разумен. Мы уже обсуждали это во время Великого поста. Пост должен быть по силам и без молекулярно-ингредиентого подхода. Ради Христа. Ради преображения Духом Божиим нашего истлевшего или истлевающего естества.

Наша внутренняя убежденность в правоте Слова Божия вместе с покаянием и жизнью в Церкви должна дать нам самое творческое основание для нашего апостольства — мир сердечный, иное, по сравнению с миром суетным отношение к Богу, Церкви, человеку и себе самому. Мир, любовь, прощение, сострадание, сочувствие, боль сердечная о неправде и несправедливости — противоположные ненависти и равнодушию качества души-христианки.

Мы должны дать Богу привить эти добрые вещи к ветвям нашей личности. Прирастить нас к Себе Самому, Он — лоза, мы – ветви. И без Него не можем творить ничего. Все в Боге и обретает свою ценность, в том числе и благовествование. Самое приличное занятие в пост.

И очень важно апостольство внешнее, потому что, как христиане, мы ответственны и за других, за ближних, далеких, за весь мир. Даже если кажется, что ну никак не может хватить сил нашей души на самого себя, куда уж до целого мира!

У одного человека никогда не достанет сил спасти мир — он может только сотрудничать Богу, содействовать исполнению Его воли в мире — чтобы все познали Истину и спаслись …Но наставляйте друг друга каждый день,… чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом » (Евр.3:12-13).

Во времена «дикого рынка» и навязчивого маркетинга мы научились бояться тех, кто обещает нам что-то хорошее. В таком контексте, евангельское слово «благовествовать» может испугать человека. Мы по душевной робости боимся предлагать нашу веру другим, как если бы речь шла о товаре. Мы имеем чувство уважения к окружающим и не желаем, чтобы о нас подумали, что мы навязываем свою точку зрения или пытаемся в чем-то «самом верном и правильном стопроцентно убедить». Особенно, если речь идет о такой личной теме для разговора, как доверие Богу.

Для христиан, возвещать Благую Весть воскресения не значит говорить об учении, наборе параграфов и пунктов, который следует выучить наизусть. Благовествовать – значит, в первую очередь, свидетельствовать о внутреннем преображении человеческого существа. Господь Иисус Христос возвращал каждому человеку его ценность и достоинство с бесконечным уважением. Благовествовать – не только значит говорить с кем-то об Иисусе или о Православии как таковом, а, намного глубже, привлечь внимание человека к тому, насколько он ценен для Бога. Так об этом говорили и святые отцы и многие подвижники, знающие о действии благодати Святого Духа в человеке.

Но наше внешнее свидетельство о Христе и Церкви может проистекать только из последствий внутреннего апостольства, усвоения себе через законные церковные средства — пост, молитву, милостыню, Таинства (сколько уже говорилось об этом!) жизни во Христе. Иначе наши слова не будут иметь духовной силы. Они и нам самим ничего не скажут.

Я недавно нашел очень светлое христианское рассуждение, мне показалось, что оно очень подходит к нашему разговору о внутреннем и внешнем апостольстве каждого христианина. Поэтому вместо традиционной притчи, я хотел бы завершить заметку о Петровом посте такими словами, исполненными любви Христовой:

  1. Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны – все равно прощайте их.
  2. Если вы проявили доброту, а люди обвинили вас в тайных личных побуждениях – все равно проявляйте доброту.
  3. Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов – все равно добивайтесь успеха.
  4. Если вы честны и откровенны, то люди могут вас обманывать – все равно будьте честны и откровенны.
  5. То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье – все равно продолжайте строить.
  6. Если вы обрели счастье, то вам могут завидовать – все равно будьте счастливы.
  7. Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут завтра – все равно творите добро.
  8. Делитесь с людьми самым лучшим из того, что у вас есть, и им этого никогда не будет достаточно – все равно продолжайте делиться с ними самым лучшим. В конце концов, вы убедитесь, что все это было между Богом и вами и никогда не было между вами и ними.
  9. Неважно, кто и что говорит о вас – принимайте все с улыбкой и продолжайте делать свое дело.

Понравилась статья, поделитесь с друзьями :

Загрузка…