Рождественский мясоед хоть и не праздник, но и не простой день в крестьянском календаре. С этого дня на столе появлялось мясо, что было разрешено и верой, и тем, что в начале января забивали скотину, а значит, свежатины, особенно свинины, было вдоволь.
Правда, поститься в пятницу и среду было по-прежнему обязательно, о чем была пословица: «Мясное — в мясоед, но постному — свой черед».
На Мясоед старались справить побольше свадеб, и опять-таки отчасти потому, что в это время можно было устроить богатое угощение. Кроме того, все «мясное» время до самой Масленицы и по части хозяйственных забот было относительно свободным.
Продолжались в Мясоед и святочные гуляния, и, конечно, сытный кусок был за столом в веселое время совсем не лишним.
Другое название этой даты — Домочадцев день подчеркивало традицию в этот день все делать дружно, вместе – и по хозяйству работать, и за стол садиться, как бы воздавая хвалу тому негласному, но важнейшему крестьянскому правилу, что семья – дороже всех богатств, что только в этом маленьком обществе человек по-настоящему силен, о чем есть и поговорка: «Когда в семье лад, то и дело спорится, и достаток родится».
Помочь общим семейным желаниям исполниться поскорее помогал особый обряд. Близ каждой деревни была Красная горка. Накануне Мясоеда на ней вбивали в землю колья, и на следующий день каждая семья на один из кольев повязывала кусок ткани, загадывая желание.
Примечая погоду в этот день, крестьяне особо отмечали, нет ли инея на скирдах? Если есть, значит, летом жди частых дождей.