Сегодня в обществе доминирует точка зрения, что кинематограф – это в первую очередь развлекательная индустрия, задача которой зарядить человека положительными эмоциями, помочь ему отдохнуть, расслабиться, отвлечься, погрузиться в мир сказки и так далее. Это легкомысленное отношение к фильмам искусственно поддерживается через институты премий и сферу кинокритики, которая привыкла обсуждать форму подачи, но очень редко затрагивает смысловую составляющую. Вместо того, чтобы оценивать воспитательный и идейный посыл фильма, прогнозировать его влияние на отдельного зрителя и в целом на общество, нас постоянно погружают в обсуждение второстепенных моментов: игры актёров, размера бюджетов, киношных штампов и многого другого. Даже такие государственные ведомства России, как Министерство культуры или Фонд кино, спонсирующие производство фильмов, не проводят никакой психолого-педагогической экспертизы тех произведений, на которые выделяются бюджетные, а по сути – народные деньги. Результатом работы этой системы становится воспитание граждан, которыми легко манипулировать. Они относятся к кинематографу и в целом к массовой культуре некритически, и потому с лёгкостью перенимают транслируемые деструктивные модели поведения и ценности. Можно ли исправить ситуацию? Да, можно! Для этого надо с ранних лет формировать у детей навыки критического и осознанного восприятия информации, вырабатывая у них привычку анализировать и оценивать любой фильм или мультфильм, который они смотрят.И сегодня в России уже есть проект, участники которого и занимаются подобной работой с детьми, называется он – «Киноуроки в школах России». Его авторы – продюсер Виктор Меркулов и сценарист Елена Дубровская – сумели реализовать прекрасную задумку, которая позволяет не только учить детей правильно, осознанно воспринимать кино, но и пробуждает в них лучшие человеческие качества и даже вовлекает в общественно-полезную деятельность. С этой целью Виктор, Елена и их соратники уже несколько лет снимают короткометражные художественные фильмы воспитательного назначения для детей. Сегодня все картины, а их уже более двадцати, опубликованы в открытом доступе, и с ними можно ознакомиться на официальном сайте проекта, составив своё собственное мнение о том, полезно ли такое кино подрастающему поколению. Нам больше всего понравились такие фильмы как «Великий», «Честь имею», «Лошадка для героя», «Мандарин», каждый из которых в трогательной и доступной ребёнку форме рассказывает свою поучительную историю.Многие из вас, просматривая работы проекта и подбирая подходящие фильмы для своих детей, вероятно, почувствуют сильный контраст с теми произведениями, которые в наши дни транслируют в кинотеатрах под брендом «семейного» или «детского» кино, и на которых даже взрослым часто становится стыдно за происходящее на экране. Потому что есть огромная разница в результатах работы, когда авторы ставят перед собой задачу: развлечь зрителя и заработать на нём, или – когда стремятся воспитать и донести значимые конструктивные смыслы. Однако идея киноуроков не сводится только к показу детям действительно созидательных и полезных фильмов, помогающих развитию душевных качеств. Основная задумка заключается в том, чтобы на базе созданного каталога картин проводить регулярные коллективные киноуроки в школах, привлекая учеников к совместному обсуждению просмотренных произведений и организации общественно-полезных акций для закрепления воспитательного посыла киноисторий. При этом ребята могут сами придумать то дело, которым они хотели бы заняться.Один из примеров такой деятельности – это совместный сбор макулатуры. Собственно, большинство фильмов как раз и созданы на средства, которые заработали школьники различных регионов России, участвуя в благотворительной акции «Киноэкология». А всего планируется за ближайшие 5 лет аналогичным образом выпустить 99 картин для детей. Ситуация хоть и парадоксальная, но весьма показательная: если государство в лице Министерства культуры и других ведомств, отвечающих за кинематограф, отказывается заниматься развитием детского кино в России, то люди на местах сами начинают брать на себя эту ответственность, заботясь о будущем подрастающего поколения. Подробный алгоритм действий, показывающий, каким образом любой родитель или педагог может принять участие в программе «Киноуроки в школах России», опубликован на сайте проекта. При этом сами фильмы были рассмотрены экспертами «Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» и получили положительное заключение, вся необходимая документация также представлена на ресурсе. Со своей стороны желаем проекту «Киноуроки в школах России» дальнейшего развития, и призываем наших читателей и зрителей по мере сил участвовать в нём, вовлекая детей в созидательную общественную деятельность и знакомя их с полезными для нравственного воспитания фильмами.