Кириллица — основа нашей идентичности, находится под угрозой

0
212

Собственно, кто я такой, чтобы писать этот текст? Да и кому он адресован? Собственно кто его прочитает? А если и прочитает, то зачем этим немногим все в нем описанное? Не знаю. Сегодня стала возможной удивительная история – можно писать никому, писать вообще, писать в никуда. Средь шумного бала бурления информационной пены, можно пребывать в почти эталонной тишине. Кто сегодня читает «многобукав»? Да и с какой собственно стати затурканный повседневностью провинциал вдруг решился порассуждать на эти глобальные темы?

У меня только одно объяснение для этого бессмысленного занятия – я хочу зафиксировать свои представления об идеальной стране. Я придумываю самому себе правильную страну. Мне это интересно. Может это будет интересно еще кому-то. Вообще давайте вместе поиграем в придумывание прекрасной страны. Что мы теряем?(улыбка)

Позволю себе нескромность в самом начале процитировать себя:«Русский мир – это кириллический мир, мир кириллического алфавита, мир общности визуализации, воплощения языков, некой глубинной прото-общности, содружества в автоматизме пред-чтения – от Сербии и Болгарии до Монголии, а потому нам сегодня просто необходимы кириллические политики, большая кириллическая игра» (статья «Русский мир как предчувствие»).

«Еще одна примета того, как дизайн «вписан» в городской культурный ландшафт – высокий градус латинизированности. Типографически общественные пространства в Екатеринбурге в значительной степени латинизированы. В комплексе причин такой алфавитной несуверенности городских общественных пространств наиболее значима та, что в нашей стране отсутствуют кириллические политики, которые в публичном поле могут быть только государственными. У нас очень мало красивых и бесплатных кириллических шрифтов в отличие от латинских. Кириллическая недостаточность в общественных средах кажется нам вопросом, ни много ни мало, национальной безопасности. Малый и средний бизнес, представители субкультур в значительной степени самопрезентуются на латинице» (статья «Реклама и дизайн» в исследовании «Культурный пульс Екатеринбурга»).

Сегодня не будет преувеличением говорить о том, что кириллица, основа нашей идентичности, основание нашей особости и самости, по сути наше всё, находится под угрозой:

1. В 1990–е годы от кириллицы уже отказались Азербайджан, Молдавия, Узбекистан и Туркмения, уже принято решение о переходе на латиницу в Казахстане.

2. Уже дискутируется переход на латиницу на Украине и в Сербии, причём в Сербии ползучая латинизация набирает обороты, на латинском алфавите выходят две газеты, в Черногории кириллица и латиница уравнены в правах.

3. Время от времени в Татарстане, даже в нашей стране, поднимается тема перевода татарского языка с кириллицы на латиницу.

4. Самое опасное – кириллица стремительно исчезает из самопрезентаций молодежи, сегодняшние молодые самопрезентуются преимущественно на латинице, вообще в ином дискурсе, в ином вещном и визуальном синтаксисе.5. Не менее опасная тенденция — кириллица постепенно вытесняется из городского быта, городского шума – значительная часть корпоративного сегмента самопрезентуется на латинице, латиница на равных сосуществует в логотипах и айдентиках большого, среднего и малого бизнесов.

Несомненно, это является результатом чьих-то и каких-то политик. Но есть и некоторые институциональные, кажущиеся объективными причины:

1. Сужается само поле использование кириллического алфавита, сегодня люди все меньше читают, хотя нельзя не признать, что у нас довольно мощная современная литература, но сегодня мы живем во времена выхода на арену homo videns (человека смотрящего), всё чаще в общении используется новый иероглиф (эмоджи, смайлик, стикер), происходит фундаментальное отучивание человека от способности представлять, не собирать и вызывать эмоцию при помощи букв, а «назначать» её знаком, набирает силу тренд наступления новой архаики, варваризации.

2. Кириллический рынок значительно сузился после распада СССР. Более того, не будет никакой теорией заговора утверждение о том, что антикириллические политики существуют, последовательно реализуются, а вот кириллических политик нет. Создается впечатление, что наша крайне некомпетентная в гуманитарных вопросах власть не очень понимает важность таких политик для нашей национальной безопасности.

3. Кириллический мир в последнее время не рождает оригинальных решений для придуманной не нами современности, наш язык потому и заимствует сегодня так много из английского, что сам не «делает» ее. Причем нужно признать, заимствует наш язык, осваивает и присваивает слова очень талантливо и уже далеко не в первый раз в нашей истории.

4. Кириллических шрифтов (особенно бесплатных и особенно красивых) на рынке относительно мало, тайп-дизайнеров едва ли не единицы, не сформировано тайп-сообщество. Нужно признать, сегодня латинских шрифтов больше, и они красивее.

5. Из кириллической среды пока выходит весьма скудная поп-культура. Нужно понимать, что если страна «не делает» свою поп-культуру, ей ее обязательно сделает кто-то другой.

6. Наше гуманитарное сообщество не занимается словотворчеством, фиксацией и кодификацией, мотивированием и управлением словотворчеством широких слоев нашего очень талантливого населения.

7. Будем честны, кириллическая среда сегодня не порождает оригинального, эдаких культурных «первоисточников»; сообщество культурных производителей просто не способно загрузить, заполнить самостоятельно логистическую систему современной культуры.

Совокупность этих (и еще многих других) факторов порождает довольно невеселую картину. Но не все так плохо. У нас есть шанс оседлать глобальный тренд деглобализации, регионализации и кастомизации. Также нельзя не учитывать и то, что сегодня уже многие участники символического рынка понимают, что региональное, национальное, частное – необходимое топливо для отличия, оригинальности даже для самых амбициозных творцов. Кириллический мир, кириллический рынок составляет сегодня пока еще более 250 млн. человек. Это очень серьезный цивилизационный актив, это очень серьезный рынок. Это пространство огромных возможностей. Это место жительства кириллического сознания, глубинной цивилизационной общности. Это то, за что просто необходимо бороться, а значит создать комплекс кириллических политик. Вот некоторые из них:

1. Организация внушительных, но самое главное – постоянных и качественных, бесплатных и широко доступных, адаптированных и для других кириллических стран, шрифтовых эмиссий, через систему грантов, прямого найма тайп-дизайнеров – чем чёрт не шутит, было бы здорово, если бы появилось государственное тайп-агентство; нам просто необходимо создать критическую массу бесплатных кириллических шрифтов; сегодня крайне неверно считать, что рынок сам всё решит, что тот, кому нужно, сам купит, поучаствует в создании рынка кириллических шрифтов; так не будет; сегодня мы пребываем в ситуации почти экзистенциальной, само собой ничто не сложится, необходимо проектное усилие, приложение воли.

2. Мотивировать креативное сообщество на создание Клуба тайп-директоров, по аналогии с подобными структурами в западном мире, с регулярным конкурсом, награждением лучших шрифтовых решений года, внушительным премированием.

3. Мотивировать занятия кириллической каллиграфией, поддерживать кириллические выставки каллиграфов – вообще как-то больше нужно замечать эту отрасль культуры.

4. В несколько этапов, не шоковым образом запретить регистрацию крупных, малых и средних предприятий, ориентированных на внутренний рынок, с логотипами на латинском; разработать четкий регламент использования латинской версии логотипа для предприятий, заявляющих намерение осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

5. Поддерживать инициативы по продвижению кириллицы в молодежной среде, мотивировать появление кириллических самопрезентаций субкультур, достичь кириллизации культурной сцены.

6. Создать жёсткие контрольные органы, эдаких кириллических инквизиторов для контроля за соблюдением шрифтовых регламентов.

7. Проводить последовательную работу по актуализации кириллического наследия – литературного, живописного, дизайнового – массивы неактуализованного, но уже созданного, в нашей культуре столь огромны, что иногда непонятно, почему…почему же мы столь нелюбопытны? Просто необходим государственный заказ на актуализацию всего, что хранится в наших библиотеках, музеях и архивах…если полюбопытствовать, сколько всего написанного в XVIII веке ещё не опубликовано, то волосы встают дыбом!

8. Мотивировать, кодифицировать активное словотворчество для описания текучей современности через поддержанные медиа институты «новое слово месяца», «новое слово года», — необходимо заразить всех игрой в словообразование, это не самослучающиеся процессы, такие игры можно запустить и поддерживать; вообще необходимо словотворчество и словофиксации, словарные игры отшить от только академического сообщества, академическое сообщество лингвистов и филологов не должны обладать монополией на такого рода игры, особенно сегодня, когда наши дипломированные лингвисты чудовищно несуверенны, готовы за гранты сдать все что угодно; вынужден заявить совсем греховное — сегодня часто диплом или научная степень в этой области часто могут стать знаком профнепригодности, интеллектуальной коррумпированности и прочего всего не самого хорошего…

Разумеется, всё это меры, которые сработают, когда случится расцвет суверенной поп-культуры, когда наши интеллектуалы начнут выдавать по-настоящему ценное и актуальное, когда появится драйв языковой, словотворческой игры, когда появится сообщество культурных политиков, способных к умной автаркии.

Самое главное – нам нужно понять, что язык разговаривает нами. Именно кириллица способна поведать миру что-то очень важное и особенное. Именно в кириллической среде возник великий русский язык, язык истинной свободы, язык абсолютного творчества, язык, обладающий потрясающей способностью к оттенкам и деталям, частностям и интонациям, потрясающий пластилин для безграничного творчества.Нам необходимо понимать многочисленные угрозы, одной из которых становится и кажущаяся невинной необязательность онлайнового языка, эдакая легитимность допустимой, оправданной безграмотности. СМС-язык, язык социальных сетей и мессенджеров – это взлом незыблемости языковых правил. Миром правит эдакая языковая расхлябанность, санкционированная безграмотность. Всё это по сути стало эррозией языка. Языковые правила сегодня находятся под ударом «рационализации», «реформ». Отрицается уже само право языка на самоценность правил, которые все чаще рассматриваются, как нечто необязательное, ненужное, излишнее.

Евгений Фатеев