• для оценки проектов расширения и незначительных изменений существующих построек;
• для оценки разных типов зданий и сооружений;
• для оценки соблюдения принципов «устойчивого» развития;
• для оценки крупных архитектурных и градостроительных проектов — на соответствие характеру определенных территориальных зон.
Руководство содержит описание общих подходов, а также методику рассмотрения и принятия решений по каждой группе субкритериев. В случае крупных проектов следует обратиться к еще одной карте — с деталировкой сложившихся типов сред. Всего их выделено 14: от исторического центра до природных территорий. Фигурируют также срединная зона XIX в., районы 1920-1940-х гг., ИЖС, жилая застройка после 1985 г. и пр. Главным обра
зом оцениваются: решения по планировке участка, объемно-пространственная композиция, фасады, материалы и цвета. Ожидается, что объект должен стать органичной частью своего окружения.
Если же речь идет не о соответствии, а об изменении контекста, применяются три дополнительные группы субкритериев:
• Для оценки отклонений. Имеются в виду проекты, существенным образом меняющие морфологию и облик района застройки. Такие проекты оцениваются по так называемым критериям «общего блага» и подразумевают предварительные рассмотрения с авторами;
• Для оценки «образцовых» проектов. Имеются в виду решения, которые могут быть признаны модельными и тем или иным образом воспроизводиться в дальнейшем. Как правило, это комплексы жилой застройки — строчной или периметральной;
• Для оценки «территорий трансформации». Оценка градостроитель-ных и объемнопространственных решений в этом случае производится с опорой на разработанную граддокументацию (прежде всего, проект детальной планировки).
В свою очередь «общие критерии», несмотря на название, применяются к особым ситуациям, когда механизм оценки по «особым критериям» не работает. Речь главным образом идет о знаковых или контрастных зданиях, а также об объектах монументального искусства и пабликарта.
В таком случае рекомендуется оценивать более тонкие вещи: стиль, пропорции, детали и пр. Принимаются в расчет также функциональные характеристики будущей постройки и ее взаимодействие с градостроительным и социокультурным контекстом. «Красота Амстердама» содержит обстоятельные рекомендации и на этот счет.Площадка профессиональных рассмотрений проектов на соответствие установленным критериям
облика. Существует с 1898 г. Организует и финансирует деятельность комиссии муниципалитет.
Сформирована исключительно из независимых экспертов, не работающих в органах государственной и муниципальной власти. Члены комиссии отбираются по конкурсу, проводимому Городским советом. Максимальный срок членства — шесть лет. Работа ведется на гонорарной основе, оплата почасовая.
Орган состоит из четырех подкомитетов, отвечающих за конкретные территориальные зоны.
В каждом из подкомитетов — пять постоянных членов, как минимум один из них должен быть историком. По необходимости к рассмотрению привлекаются консультанты: специалисты из разных областей, от городского планирования до современного искусства.
Выводы Комиссии по итогам рассмотрений носят рекомендательный характер. Однако при согласовании проектов и выдаче разрешения на строительство, как правило, учитываются. В силу независимости, понятности и прозрачности своих действий этот институт пользуется доверием и поддержкой. А в условиях демократии общественный вес принимаемых решений служит лучшим гарантом их воплощения в жизнь.
Система, созданная в Амстердаме, является действенным инструментом оценки уровня архитектурных решений. Она обеспечивает соблюдение определенной планки качества с учетом специфики конкретных проектов и территориальных зон. С одной стороны, это позволяет избежать появления диссонансных объектов в сложившейся городской среде, с другой — не препятствует рождению ярких и оригинальных решений. Если последние уместны.Залог эффективности системы — три ее главных свойства: