Кто виноват в гибели 14 подводников АПЛ «Лошарик»?

0
222

—>

Кто виноват в гибели 14 подводников АПЛ «Лошарик»?

2 июля стало известно, что «в российских территориальных водах на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана, в ходе проведения батиметрических измерений возник пожар. 14 подводников погибли в результате отравления продуктами горения».

Позднее российские и мировые СМИ сообщили, что речь идет о российской атомной глубоководной подлодке АС-12, также известной как «Лошарик». По официальной российской военно-морской классификации – это атомная глубоководная станция, не несущая вооружения и способная погружаться, по некоторым данным, на глубину до 6000 метров. Практически было продемонстрировано погружение АС-12 на глубину до 3000 метров.

Подлодка строилась и эксплуатировалась в условиях глубокой секретности. Однако в октябре 2015 года эксперты Пентагона заявили, что АС-12 — это «диверсионный аппарат» для установки устройств для разрушения подводной инфраструктуры, и в первую очередь кабелей связи, и что в случае глобального военного конфликта АС-12 может подорвать работу интернета, разрушив магистральные подводные кабели связи между материками.

В 2015 году эксперты НАТО опубликовали аналитический материал, который указывает, что АС-12 способна находиться на океанском дне на большей части территории мирового океана и имеет потенциал модернизации в «субмарину на колесах» для передвижения по морскому дну. Это фактически исключает возможность обнаружения таких аппаратов акустическими и магнитометрическими средствами, поэтому такая подлодка может незаметно подобраться к охраняемым объектам и совершить внезапное нападение. Известно, что выдвижные колеса имеются на американском глубоководном аппарате NR-1, который схож с АС-12, но уступает ей по глубине погружения.

Сверхмалая подводная лодка на колесах «Зеетойфель» («Морской черт») впервые была создана в Германии во время второй мировой войны, но технический уровень того времени не позволял полностью использовать ее возможности.

Глубоководная станция первого ранга АС-12 («Лошарик», заводской номер 210, обозначение НАТО — NORSUB-5) приписана к Северному флоту России, но не подчиняется его командованию. Корабль входит в состав Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны РФ, и подчиняется только министру обороны. Корпус АС-12 собран из высокопрочных титановых шарообразных отсеков, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки соединены между собой проходами и расположены внутри легкого корпуса.

Кто виноват в гибели 14 подводников АПЛ «Лошарик»?

Из-за этой особенности конструкции судостроители северодвинского предприятия «Севмаш» прозвали АС-12 «Лошариком» по аналогии с мультипликационным персонажем — лошадкой, собранной из шариков. Предположительно, «Лошарик» имеет в длину 79 м, в ширину – 7м, его полное водоизмещение составляет 2000 тонн. Станция может погружаться на глубину до 6 км и развивать скорость до 30 узлов.

В одной из сфер АС-12 расположен атомный реактор. Вооружения на «Лошарике» нет. Станция оснащена манипуляторами, драгой (система очистки породы), телегрефером (ковш с телекамерой). В состав экипажа входят 25 офицеров. «Лошарик» способен находиться в погруженном состоянии несколько месяцев. Для глубоководной станции АС-12 была произведена переделка стратегической АПЛ проекта 667БДР «Кальмар» К-129, которая стала носителем «Лошарика», который крепится к носителю снизу. К-129 в настоящее время числится в составе Северного флота России как БС-136 «Оренбург». «Оренбург» вместе с другим подобным АПЛ-носителем БС-64 «Подмосковье» входит в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок ГУГИ, которая базируется на Кольском полуострове в губе Оленья (Гаджиево).

Что касается миссии АПЛ «Лошарик», то использовать ее для батиметрических замеров слишком накладно, существуют более простые способы. Видимо, глубоководной станции были поставлены иные задачи, о которых наши военные не сообщают.

Русский «Форбс» сообщает, что авария произошла не на АС -12, а на аналогичной подлодке АС-31. По словам источников, близких к Минобороны России, как пишет «Форбс», ЧП на «Лошарике» произошло 1 июля «в ходе получения батиметрической информации в Баренцевом море в интересах ВМФ». По сообщению военных источников, подлодка должна была осуществить подводную разведку морского рельефа и в случае обнаружения там каких-либо технических средств осуществить их подъем для дальнейшего изучения специалистами. Причиной возгорания и пожара «Форбс» со ссылкой на военные источники называет «проблемы с одной из аккумуляторных батарей, обеспечивающих электропитание глубоководного аппарата, ЧП могло произойти, когда АС-31 совершал подъем из глубины к носителю». Экипаж в условиях пожара и перебоев с энергопитанием обеспечил подъем АС-31 на поверхность воды и не допустил повреждения атомного реактора, что позволило избежать куда более серьезных последствий, подтвердил источник «Форбс» в оборонном ведомстве: именно этим объясняется официальная формулировка Минобороны про «самоотверженные действия команды».

Между тем, ведущие западные СМИ сообщили, что 2 июля вице-президент США Майк Пенс прервал свою поездку в штат Нью-Хемпшир и срочно вылетел в Вашингтон для встречи с президентом Дональдом Трампом.

Канал CNN сообщил, что один из сотрудников вице-президента Майка Пенса поднялся на трибуну в центре по лечению наркомании в Нью-Хемпшире, который должен был посетить Майк Пенс, и сказал: «У меня есть некоторые плохие новости на данный момент», сказал он серьезно. «Air Force Two (личный самолет вице-президента — ред.) направлялся сюда, но возникла чрезвычайная ситуация».

Позднее в офисе Пенса заявили, что изменение графика не имеет ничего общего ни с его или президента Дональда Трампа здоровьем, ни с национальной безопасностью. «Отмена поездки за несколько секунд до вылета вице-президентского самолета происходит редко, — пишет CNN. — Это было настолько неожиданно, что агентам секретной службы пришлось суетиться, чтобы отправить автоколонну Пенса в аэропорт, чтобы он мог добраться до Белого дома».

Марк Шорт, руководитель аппарата вице-президента, усилил возникшие спекуляции вокруг внезапного возвращения Майка Пенса из запланированной поездки в Нью-Хемпшир, когда он сказал журналистам, что они выяснят причину «через несколько недель».

Между тем, известный американский радиоведущий Хэл Тёрнер связал экстренную встречу Дональда Трампа и Майка Пенса с сообщением израильского ресурса debkafile о том, что «подводная лодка США перехватила российскую атомную подводную лодку в американских территориальных водах вблизи Аляски». «Российская подводная лодка, сопровождающая атомную подводную лодку, ответила торпедой «Балкан 2000» и затопила американскую подлодку. – пишет израильский ресурс, сообщая также, что «срочные консультации как в Белом доме, так и в Кремле проходили во вторник вечером» и что вице-президент США Майк Пенс отменил выступление в Нью-Хемпшире после того, как его вызвали в Вашингтон на конференцию, созванную президентом Дональдом Трампом без объяснения причин».

Хэл Тёрнер в своей публикации сообщил, что он на протяжении нескольких часов пытался дозвониться в пресс-службу Пентагона подполковнику Карле Глисон, чтобы прояснить ситуацию с инцидентом с российской подлодкой, но она не брала трубку.

Между тем, есть все основания сомневаться в достоверности сообщения израильского ресурса, который не раз был замечен в публикации фейков. Да и как могла российская АПЛ за несколько часов успеть вернуться в Североморск, если инцидент произошел у берегов Аляски?

Что касается российского президента, то Владимир Путин действительно встретился с министром обороны Сергеем Шойгу и «поручил ему вылететь в Североморск, чтобы лично заслушать доклады и нацелить комиссию на безусловное выявление причин этой трагедии».

В российских и западных СМИ аварию на «Лошарике» сравнивают с гибелью АПЛ «Курск», которая потерпела крушение в Баренцевом море, в 175 км от Североморска на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года. По официальной версии, причиной гибели подлодки «Курск» стал взрыв собственной торпеды.

Однако французский кинорежиссер Жан-Мишель Карре в своем фильме-расследовании «Курск: подводная лодка в мутной воде» (Koursk: un sous-marin en eaux troubles), который был показан 7 января 2005 года на французском телеканале France 2, утверждает, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой «Мемфис». Согласно его версии, «Курск» выполнял показательный выстрел новой торпеды «Шквал», и за этими испытаниями следили две американские подводные лодки, «Мемфис» и «Толедо». «Толедо» шел в опасной близости от «Курска» под прикрытием «Мемфиса». В один момент «Курск» и «Толедо» якобы столкнулись, и чтобы предотвратить выстрел «Курска» в «Толедо» (предполагается, что было услышано открытие трубы торпедного аппарата «Курска»), «Мемфис» открыл огонь торпедой Mk-48 по «Курску».

В июне 2007 года в США прошла громкая презентация книги Scorpion Down военного журналиста Эда Оффли, который в течение 25 лет расследовал катастрофу американской атомной субмарины USS Scorpion (SSN-589). «Гибель «Скорпиона» была актом возмездия со стороны Советов, так как они считали, что ВМС США несли ответственность за потерю К-129 в марте 1968 года», – пишет Оффли. По его мнению, СССР (а теперь – Россия) и США уже более 40 лет скрывают этот факт, опасаясь осложнения двусторонних отношений.

По моему мнению, информация израильского ресурса о «перестрелке» американской и российской подлодок носит откровенно провокационный характер. Но, если авария на «Лошарике» носит техногенный характер, то есть все основания для серьезного беспокойства, о чем откровенно пишут в сети бывшие военные моряки: «Без какого-либо воздействия противника, при выполнении штатной задачи, в простой обстановке, в территориальных водах, в закрытом полигоне, происходит возгорание, от которого погибает 14 человек — то есть практически экипаж станции, причем от отравления продуктами горения…Так выглядит реальное событие , который показывает что дело с безопасностью АГС — дрянь. Суют в нос рассказы о героизме. Всякий подвиг это следствие непрофессионализма и разгильдяйства… Прошло 30 лет после пожара на «Комсомольце» с недоученным экипажем…И снова пожар, отравленные подводники – глубоководники».

В отличие от вошедших в дурную российскую традицию авиакатастроф экипаж «Лошарика» невозможно обвинить в непрофессионализме. Следовательно, причины трагедии на глубоководной подлодке лежат в непрофессионализме и разгильдяйстве каких-то других людей.

Кто же виноват в трагедии в Баренцевом море? Узнаем ли мы правду или «Лошарик» станет еще одной «подлодкой в мутной воде»?