Хроники проблемного истребителя
Недавно автор набрел на материал Олега Капцова «Реактивный истребитель Me.262: позор и деградация люфтваффе». Первой мыслью был критический обзор, однако, ознакомившись более внимательно, он (автор) понял, что это не имеет смысла: странные методы оценки потенциала и эффективности Me.262 видны невооруженным глазом.
Вообще, статью можно рассматривать как очень характерный (по крайней мере, в русскоязычной литературе) пример оценки Messerschmitt Me.262 —первого серийного турбореактивного самолета и первого в мире турбореактивного самолета, который вообще участвовал в боевых действиях.
Здесь встречаются две крайности:
а) Me.262 — небоеспособное «бревно». Его вообще не нужно было запускать в серию;
б) Me.262 — это чудо-оружие. Он бы позволил Гитлеру победить, появись на год раньше.
Сразу нужно сказать, что сравнение с британским Gloster Meteor некорректно по многим причинам, в частности, «британец» не воевал в воздухе против боевых самолетов врага, ограничившись перехватами ракет «Фау» и разведкой. Словом, не густо. Me.262 не в пример результативнее: на его счету, как полагают историки, примерно 150 сбитых машин врага.
И здесь, как уже отмечалось выше, вступают в дело пропагандисты всех мастей. В русскоязычной литературе упор традиционно делают на «детские болезни» истребителя. Однако авторы скромно умалчивают, что они имеют место вообще у любой современной (тем более революционной) техники. А еще нужно понимать, что многие новые машины антигитлеровской коалиции имели массу похожих проблем, которые устраняли годами.
Так, в несколько тенденциозной книге «»Соколы», умытые кровью: Почему советские ВВС воевали хуже Люфтваффе?» историк Андрей Смирнов пишет, что первые советские истребители Ла-7, из-за свойственного всем истребителям «Ла» невысокого качества сборки, нередко ничем не отличались от гораздо более ранних Ла-5ФН. Ну, а совсем ранние «Лавки» нередко были настоящим проклятием для летчиков. И о том, чтобы хотя бы приблизительно достичь скорости Bf.109F/G можно было только мечтать. Вообще, «мессер» — очень опасный противник. В любой промежуток войны. Далеко не каждая страна — участник Второй мировой — могла похвастаться тем, что создала похожий по своим качествам истребитель. И излишне критические оценки Bf.109 в русскоязычной литературе не красят их авторов.
Также желающие могут ознакомиться с проблемами британского «чудо-оружия» Hawker Typhoon, который, мягко говоря, стал совсем не тем, что изначально планировали. И лишь только в виде Hawker Tempest стал по-настоящему грозной боевой машиной. Такие примеры можно приводить бесконечно, но говорит ли это о том, что Me.262 — настоящее оружие победы? Вовсе нет.
Me.262: прорыв в никуда
Тем более странно слышать доводы некоторых фанатов Schwalbe. Сразу оговоримся, что не будем рассматривать ударную версию самолета — Me.262 с возможностью подвески двух 250-килограммовых бомб, несущего не четыре пушки MK 108, а две. Произвести горизонтальное бомбометание на скорости, скажем, 700 километров в час, не имея никаких прицельных приспособлений, и поразить цель — задача почти невозможная. Что-то, конечно, удавалось, но Me.262A-2 — точно не лучшее оружие победы, а плод гитлеровского эскапизма, которому фюрер был чересчур подвержен в последние годы войны.
Если Me.262 и сыграл свою роль в войне, то именно как перехватчик. Наводивший ужас на летчиков бомбардировочной авиации Британии и США. Вопреки мнению некоторых авторов, вооружение 262-го было одним из самых лучших во Второй мировой войне, что совершенно справедливо отмечает Роман Скоморохов в своем материале «О водоизмещении истребителя «Ме-262»».
Действительно, что у Messerschmitt Me.262A-1 Schwalbe было четыре 30-мм пушки MK 108, даже один снаряд которой мог отправить тяжелый бомбардировщик на тот свет. Для сравнения, 20-мм немецкой пушке MG 151 требовалось иногда 20-30 попаданий, чтобы сбить B-17 или B-24. Показательно то, что даже самые лучшие советские и американские истребители имели в несколько раз более слабое вооружение, чем Me.262.
Например, Як-3 вооружили всего лишь одной 20-мм пушкой ШВАК и двумя 12,7-мм пулеметами УБС. Откровенно говоря, такое вооружение на 1944 год вообще не выдерживало критики. Впрочем, «мессер» без дополнительного подвесного вооружения, резко снижавшего характеристики машины, был не намного лучше в плане огневой мощи. Он, как и советские машины, стремительно устаревал в 1944 году, несмотря на все свои изначальные достоинства.
Отдельно стоит сказать о «неудовлетворительной баллистике» MK 108. Критикам этой пушки желательно ознакомиться с мемуарами асов Второй мировой, которые предпочитали поражать врага с минимальной дистанции, когда «сферическая максимальная дальность в вакууме» не играла почти никакой роли. Вообще, поразить пушечным огнем удаленную воздушную цель по умолчанию очень и очень тяжело. Лучше подойти к противнику на минимально возможное расстояние.
Упущенный шанс Гитлера?
Наконец, мы пришли к самому главному: мог ли перехватчик Messerschmitt Me.262 стать тем ключом, который бы помог Гитлеру открыть дверь, ведущую к победе? Очевидным ответом на этот вопрос будет «нет». Даже если бы 262-й появился раньше на год, это не смогло бы предотвратить налетов на Германию, наступления Красной армии и тотального дефицита в Рейхе буквально всего. Стоит сказать, что Германии и так удалось построить полторы тысячи Me.262 и если бы эти машины действительно были «вундерваффе», то они неизменно показали бы себя так, как и планировали нацисты изначально: то есть, записали бы на свой счет намного больше сотни-другой вражеских машин. На практике же самолет был примерно одинаковой проблемой: как для союзников, так и для немцев. На его доведение до ума понадобилось бы намного больше времени, чем то, которое у Рейха вообще было. И совсем другие условия, при которых, скажем, не стояло бы проблемы постоянных налетов и связанных с ними задержек поставок запасных частей.
Впрочем, время бы Рейх все равно не спасло. Постепенно дряхлеющая во второй половине войны Германия была неспособна производить самолеты на уровне Антигитлеровской коалиции по определению. И обеспечивать их всем необходимым: топливом, боеприпасами и др. И, главное, подготовленными летчиками. Достаточно сказать, что США за годы войны произвели 18 тысяч (!) четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков Consolidated B-24 Liberator. B-17 выпустили в размере 12 тысяч единиц, а британский Avro Lancaster был выпущен серией в 7,3 тысячи экземпляров.
А что же немецкая промышленность? Условным аналогом этих машин можно назвать немецкий бомбардировщик Heinkel He 177, который за всю войну был выпущен партией в 1000 самолетов и который так и не смогли довести до ума. Даже если мы посмотрим только на более актуальные для Германии во второй половине войны истребители, то увидим, что летчиков и самолетов у Третьего рейха было критически мало для того, чтобы воевать с сильнейшими мировыми державами своего времени. Да еще и на два фронта, условия воздушной войны в которых совершенно разные: высотные бои — на Западном фронте, бои на низкой и средней высоте — на Восточном театре военных действий.
С этой точки зрения обсуждение «сухих» характеристик Me.262 теряет всякий смысл. Имея очень высокие летно-технические характеристики и мощнейшее для своего времени вооружение, Me.262 ни при каких обстоятельствах все равно бы не стал «чудо-оружием», способным принести победу. Ведь победа в любой войне — это комплекс технологий, методов и возможностей. Тех самых, которыми Рейх после Сталинграда и Курска уже не обладал.
Автор:
Илья Легат