О священных местах народов Севера

0
725

Писатель Борис Житков в своем произведении «Полуостров Ямал», описывает происхождение некоторых святых мест северных народов.
Писатель Борис Житков в своем произведении «Полуостров Ямал», описывает происхождение некоторых святых мест северных народов. Жертвенные места выглядели примерно таким образом. Вокруг деревянных идолов (а их было семь), расставленных на некоторой дистанции друг от друга, были сделаны кучи из черепов от оленей, которых приносили в жертву богам. В середину каждой кучи была вставлена сухая лиственница, которая считалась священным деревом. Здесь происходили религиозные ритуалы и жертвоприношения.

В 1827 году проводилось обращение народов Севера в христианскую веру. Тогда миссионеры, прибывшие  на остров Вайгач, разрушили всех идолов и места, где приносилась жертва богам. На священном месте просто ставили крест. Но ненцы устраивали новые священные места и снова приносили жертву своим богам.

Самым почитаемы святым местом считалось озеро Нум –то, что означает «Божье» или «Небесное». Озеро напоминает облик человека, а речки, которые из него вытекают, люди принимали за косы. Острова в центре озера считались его «глазами» и «сердцем». В давние времена на «сердце» приносили жертвы Нуму.

По преданиям, у этого озера запрещалось воевать ловить рыбу, рвать ягоду. Туда нельзя было ходить женщинам. В годы советской власти местному населению вменили в обязанность ловить там рыбу, и остров «сердце» сгорел дотла.

Сегодня древние традиции возвращаются вновь: на берегах озера Нум -то проводится День Оленевода, и снова здесь приносят в жертву оленей. У ненцев появилось много новых священных мест: они то здесь, то там появляются в тундре, ведь вера в духов еще жива в памяти людей.

Чаще всего жертвенные места размещались возле камня какой-нибудь особой конфигурации, их находили на вершинах сопок, на берегах озер. Иногда люди устраивали «проверки» своим богам: точно ли они исполняют их просьбы? Они ставили сети в озера или капкан к песцовой норе и просили об удаче. Когда улов был удачен, то люди признавали силу духов, разукрашивали камень и всячески его восхваляли, если улов был неудачен, или капкан оказывался пуст, то на камень больше не обращали никакого внимания.

Такой проверке подвергались и идолы. Если сядэя (идол) не помогал, то его били розгами и больше не приносили ему жертв.

Были у северных народов и особые духи — охранники жилища, которых размещали в «красном» углу чума, вместе со скульптурками других духов. Когда семья уходила на новое место, то всех духов забирали с собой в особых священных нартах – хэхехан.

Читать также: матрасы недорого можно купить в магазине Анатомия сна.