Обнаруженные берегу заринской реки четыре обезглавленных скелета пролежали не менее лет

0
245

Следователи СУ СКР по Алтайскому краю выяснили предположительный возраст четырех обезглавленных скелетов, которые были найдены в ходе добычи песка на берегу озера Займища в Заринском районе. Как информирует «Комсомольская правда», судмедэкспертиза установила, что останки пролежали в земле больше века. При этом черепа так и не нашли. Тем временем среди местных жителей и историков появилось уже несколько версий случившегося.

По сведениям КП, первым неизвестную могилу обнаружил сотрудник МЧС Николай Ужаков, который 24 июня присматривал песок на сельскую Олимпиаду. «Это было в полдень, осматривая карьер, вдруг увидел тазобедренный позвонок, торчащий на метр-полтора от поверхности. Сразу позвонил в сельсовет», — вспомнил спасатель. Приехавшие на место полицейские извлекли четыре пары берцовых человеческих костей, затем другие позвонки — кости передали криминалистам. «По результатам экспертизы, найденным костям примерно 100-150 лет», — сообщили позже в пресс-службе управления Следственного комитета по Алтайскому краю.

По мнению главы сельсовета Марины Бесперстовой, много лет назад на указанном месте были землянки. Возможно, останки сохранились с тех пор. Впрочем, у учителя истории Комарской школы Ксении Протопоповой своя версия событий. «Именно хлеб стал главной причиной страшных событий в 1920-х годах. Мятеж вспыхнул во время продразверстки. В ночь на 17 января 1921 года в наших местах крестьяне-мятежники обманным путем собрали коммунаров, и к утру их на старом овечьем загоне расстреляли. Саблей отрубили голову беременной жене Ивана Большанина. В течение двух дней родственникам не давали хоронить тела. Первые дни мятежа для многих деревень стали варфоломеевской ночью. Может быть, и найденные кости — отголоски мятежа. Есть рассказы, что перед казнью людей раздевали догола и возили на подводах для устрашения», — рассказала учительница.

Бывшая глава села и директор школы Нина Касьяненко тем временем вспомнила о жизни своего деда. «Они не хотели в коммуну, считали, что туда идут лентяи. Но стали притеснять, деваться некуда было. Пошли туда, корову отдали. Бабушка вечером пошла тайком доить ее, чтобы детишек голодных накормить. Председатель схватил жердину: «Сейчас убью тебя», — рассказала женщина. По ее словам, в селе был перебежчик по имени Тимофей, который якобы считал отрубленные головы. «После мятежа он отрубил голову старику, который увез тело замученного организатора коммуны. А потом такой случай был: мальчишка из соседнего села Дмитро-Титово пас коней, лошадь убежала, он пошел искать, его схватили. Пока отец бегал в сельсовет, доказывая что сын не бандит, этот Тимофей отрубил парню голову. И гордо ходил, хвастался, что это — сотый, что сто голов он уже срубил. Так что, может, в этом карьере и его жертвы, кто знает», — рассудила директор школы.

Ксения Протопопова в свою очередь выдвинула еще одну версию. По ее словам, жертвы с отрубленными головами могли появиться здесь и раньше во время гражданской войны. «Есть воспоминания о сапожнике Петре Параскуне. После агитации за советскую власть каратели привезли его в родную деревню, разули, раздели, сами встали на грудь и повезли и по всей деревне, потом отрубили голову, бросили под крутой берег Чумыша и родственникам запретили хоронить. Ночью старшая дочь с мужем прошли на то место, спрятать тело от собак и прикрыть соломой», — вычитала историк.

Тем временем краевед Юрий Гончаров считает, что останки могут принадлежать казненным белогвардейцам из 13-го батальона охраны железных дорог. «Они были убиты подчиненными партизана-анархиста Дмитрия Рогова в августе — начале сентября 1919 года. Камарское находилось рядом с дорогой Тогул-Кытманово. В конце августа-сентябре 1919 года чехи и железнодорожные батальоны из Барнаула и Новониколаевска проводили операции против Рогова. В пользу этой версии, по словам Гончарова, говорит тот факт, что рядом не было одежды и обуви – партизаны все снимали», — пояснил ученый. Скорее всего, жертвы были либо просто брошены, либо прикопаны. «Головы отрублены, у партизан этот способ казни назывался «снять чалпан», — заявил исследователь.

Однако, по словам историка, коммуниста Евгения Платунова, не стоит забывать и о зверствах дружины «Святого креста», организованной из кулаков и купцов села Дмитро-Титово попом Василием Закурдаевым. С благословения этого священнослужителя дружинники в деревне Евдокимовой якобы зверски избили, а потом застрелили 70-летнего старика — отца партизана. К слову, попа Василия Закурдаева потом казнили, протащив по земле на лошади. А вот его жена Руфина Закурдаева стала красной активисткой, даже сделала карьеру при советской власти. «Получается, во время заварухи и метаний отрубить головы могли и роговцы, и дружинники «Святого креста», и мятежники, и красные, и белые», — считает Платунов.

Напомним, в начале июля 2019 года в селе Комарское Заринского района при подготовке спортивных объектов к районной олимпиаде были обнаружены человеческие останки. При обустройстве ямы для прыжков в длину возникла необходимость засыпать ее песком, который решили взять на берегу близлежащего водоема, прозванного местными жителями озером Займище. На месте вместе с песком техника извлекла на свет и жуткую находку — человеческие кости. Их количество явно указывало, что скелет в песке не один.