Встарь работали слаженно, дружно. Тут песня в подмогу – настраивает на общий лад, задаёт скорость работе. При работе в поле песня придаёт сил, помогает почувствовать помощь Матери Сырой Земли да поддержку товарищей рядом. Потому и песни здесь задорные, звонкие. У жонок да девиц на супрядках уж другие обрядовые песни – спокойные, медленные, настраивающие на медленное кручение веретена.
Не только ритмом хороши славянские песни. Хранят они в себе и силу чаяний человека, мечтающего увидеть вскоре плоды своего труда. В песнях люди описывали богатый урожай, который ждёт из по осени, достаток в доме, большую семью, живущую непременно в ладу да в согласии друг с дружкой.
С песней душа растёт
Особо важны песни славян на народных праздниках. Каждому дню своя обрядовая песня: по весне поют о пробуждении природы да чествуют Бога Ярило, на праздник Купало песни о любви, осенью – о богатых дарах земли, зимой на Коляду и нынче помним обычай колядок, песенных пожеланий достатка и счастья.В славянской песне хранится сама суть народных праздников: подъём души, вера в лучшее будущее, единение с родной природой. Можно рассказать о том и на словах, но песня да красивый славянский обряд оживляют мысль, делают её наглядной, зримой… и вот, кружась в хороводе уже чувствуешь душевный подъём, который усиливается совместным пением.
Обрядовые песни для главных славянских праздников
Поделимся нынче обрядовыми песнями да описаниями празднования встречи с четырьмя Солнечными Богами.Коляда:«А с земли уже доносилась песня, призывающая Коляду:Коляда-Солнцеворот,Стань у наших у ворот.Разгони потемь,Верни в Явь красный день.Огнем возгори,Коло воздыми, уводи,Коло, горе, а свету дай преболе!Гой! Коляда! Слава!Солнышко повернись,Красное разожгись!В дорогу выезжай,Зимушку погоняй!Гой! Коляда! Слава!Еще днем подготовили большой костер — «Краду», в котором к ночи зажгли даже не поленья, а целые бревна. Одно такое бревно, было специально подготовлено для особого действа. Его нужно было горящим протащить вокруг всей деревни и вернуть обратно в Краду.На этот раз бревно, «Балда», так называли его сельчане, благополучно протащили по снеговой дорожке, устроенной тоже заранее, и вернули горящим в костер.— Слава! Слава! — раздавались радостные крики, — год будет удачным!»Из книги «Боги и Люди»Ярило:«И вот, однажды наступил день Ярилиной Стречи. Ярилу, бога ярого весеннего солнца, любовной страсти и плодородия, в деревне у нас очень чтили. Вся деревня с утра участвовала в празднике – и стар и млад. Идут на Ярилину Горку, каждый хозяин несет хлеб- соль, складывают его кучкой, а специально выбранный хозяин троекратно кланяется на три стороны и произносит обращение к Яриле:Гой ты, Ярила огненная Сила!С неба грядучи, ты возьми ключи,Отомкни ты Матерь Сыру Землю,Пусти теплу росу да на всю весну,
На сухое лето да на ядрено жито!Гой! Слава!А весь народ повторяет это за ним и тоже кланяется на три стороны. Потом идут на поля, трижды обходят их и поют:Волочился Ярило По всему белу свету,Полю жито родил,Людям деток плодил.А где он ногою — Там жито копною,А где он глянет,Там колос цветет.А вечером выбирали самого красивого парня, надевали ему венок на голову, в руки давали черемуховую ветку и водили вокруг него хороводы, распевая песни.А у нас Ярилин день,Я травку-муравку вытопчу,Тебя, молоденьку, подержу…На эти вечерние игрища допускались только молодые парни и девушки. После хоровода они разбивались на пары и разбредались, кто в поле, кто в лес».Из книги «Боги и Люди»Купало:«До ночи в честь Купало оставалось три дня. К вечеру девушки и парни опять потянулись к березкам. Теперь они несли наряды для березок и подарки для русалок. Во что только не наряжали березки — и в платки, ленты, бусы, и даже в женскую одежду! И опять водили хороводы, в которых заклинали приходить дождю и чтобы урожай был хороший.Пели «Ты удайся, удайся мой лен», сопровождая пение движениями, как будто сеют лен, собирают его, вымачивают, отбивают, прядут, ткут и отбеливают. Но особенно любили изображать «А мы просо сеяли», потому что в конце песни девушки разбегались, а парни их ловили да и целовали украдкой».Из книги «Боги и Люди»Текст песни «А мы просо сеяли»Два хора — мужской и женский1. А мы просо сеяли, сеяли;Ой, Дид Ладо, сеяли, сеяли!2. А мы просо вытопчем, вытопчем;Ой, Дид Ладо, вытопчем, вытопчем!1. А чем же вам вытоптать, вытоптать?Ой, Дид Ладо, вытоптать, вытоптать?2. А мы коней выпустим, выпустим;Ой, Дид Ладо, выпустим, выпустим!1. А мы коней в плен возьмём, в плен возьмём;Ой, Дид Ладо, в плен возьмём, в плен возьмём!2. А мы коней выкупим, выкупим;Ой, Дид Ладо, выкупим, выкупим!1. А чем же вам выкупить, выкупить?Ой, Дид Ладо, выкупить, выкупить!2. А мы дадим сто рублей, сто рублей;Ой, Дид Ладо, сто рублей, сто рублей!1. Чего же вам надобно, надобно?Ой, Дид Ладо, надобно, надобно!2. Нам надобно девицу, девицу;Ой, Дид Ладо, девицу, девицу!1. Какую вам надобно девицу?Ой, Дид Ладо, надобно девицу!2. Нам вот эту надобно девицу!Ой, Дид Ладо, надобно девицу!1. У нас в полку убыло, убыло;Ой, Дид Ладо, убыло, убыло!2. У нас в полку прибыло, прибыло;Ой, Дид Ладо, прибыло, прибыло!Авсень:«Наступил праздник Авсеня – Осенины. Праздник-то большой – всем селом справляется! Вместе рожь убирали, нынче вместе радуются тому, что закрома на зиму полны.Затевалась ярмарка большая да прямо в самом селе – торжок в середине был большой, как раз рассчитан на местных и на прибывших. Не только из окрестных сёл прибывали, но и даже гостей заморских ждали, любили они через море в устье реки Онеги заходить на своих судах, глубины тут хватало, чтобы встать и не беспокоиться о мелях.Наступил последний день ярмарки. Началось празднование хороводами, в которые вставали по многу людей и водились особыми знающими:Заплетися, плетень, заплетися,Завертися труба золотая,Вокруг столба дубового,Вкруг священия зелёного.Вот заплёлся плетень, вот заплёлся,Золотая труба завилася.Расплетися плетень…Вот расплёлся плетень…»Из книги «Люди и Духи»Будете ли и вы нынче вспоминать славянские песни на празднование Авсеня, да после зимой на Коляду? Коли так, рады мы, что древняя традиция жива и ныне! Пусть и дальше на земле нашей слышатся радостные песни, напоминающие о былых временах.