Две недели страна оплакивает постановщика, подарившего зрителям «12 стульев» и «Формулу любви». Жизнь Марка Захарова делилась на черные и белые полосы, ведь, кроме успеха, ему довелось испытать и горечь утраты. Не опускать руки мэтру всегда помогала работа.
Марк Захаров привык находиться за кадром и перед сценой, создавая шедевры, любимые публикой. Он точно знал, что хочет показать зрителю, безупречно работая с материалом. У драматурга был и особый талант: он зажигал звезды. Так, Марк Анатольевич открыл миру Александра Абдулова, Инну Чурикову, Александра Пороховщикова. Если Леонид Гайдай, снимая «12 стульев», отказался дать роли Андрею Миронову и Анатолию Папанову, то Захаров спустя пять лет сразу взял артистов в свою экранизацию романа Ильфа и Петрова.
В сердечных делах режиссер был успешен, встретив единственную любовь, актрису Нину Лапшинову. Больше полувека пара провела в гармонии. Смерть жены от рака стала для драматурга ударом. Горе Марк Анатольевич заглушал работой, но унять тоску по супруге так и не смог. Он пережил избранницу всего на пять лет, скончавшись две недели назад, 28 сентября. В день рождения Марка Захарова вспоминаем, как он создавал сказку на экране и в жизни, несмотря на невзгоды и препятствия.
АВТОР ШЕДЕВРОВ
Марк Анатольевич появился на свет в Москве в семье военного 13 октября 1933-го. Мама будущего режиссера грезила стать актрисой. Однако о мечте пришлось забыть, когда ее мужа приговорили к трем годам ссылки за контрреволюционную деятельность. Вернуться в столицу они смогли только в 1943-м, с трудом получив две комнаты в коммуналке.
То время Захаров впоследствии называл бедным и полуголодным. Но семья не отчаивалась, даже когда отца Марка Анатольевича вновь сослали в Сибирь. Желая быть ближе к искусству, мама артиста устроилась преподавателем в драмкружок, приобщив к занятиям и сына.
Родительница лично помогала наследнику готовиться к поступлению в вуз после окончания школы. Во МХАТ абитуриент не прошел, зато в ГИТИС его взяли сразу. Уже со второго курса артист начал выступать на сцене, а после получения диплома отправился по распределению в Пермский областной драмтеатр. Там он не только работал актером, но и писал, рисовал карикатуры, участвовал в радио-шоу. Умение передавать характеры персонажей через юмористические рассказы помогло Марку Анатольевичу поставить собственные спектакли «Мистификация» и «Варвар и еретик», а также стать автором писем красноармейца Сухова к жене для фильма «Белое солнце пустыни».
«Сказал, что можно было бы сделать вечер его рассказов, — вспоминал Геннадий Хазанов. — После моих слов повисло тяжелое молчание. И он ответил, что Сталин тех, кто слишком хорошо помнил его в молодости, расстреливал. Было ощущение, что я вынул из сундука памяти какую-то неприличную тайну, которую Марк Анатольевич тщательно скрывает».
Все силы Захаров направил на режиссуру. Его дебютом в Студенческом театре МГУ стал «Дракон». Позднее мэтр вернулся к этому проекту для фильма «Убить дракона». Он готовил спектакли в Театре Сатиры, неизменно собирая аншлаги, а в 1973-м возглавил «Ленком». Именно здесь Марк Анатольевич буквально взорвал культурную среду Москвы постановкой «Юнона и Авось». Телеверсия легендарной истории выходила дважды: в 1983-м и 2002-м.
Удачной оказалась и работа режиссера в кино. Так, Захаров обожал книгу Ильфа и Петрова и осмелился снять по ней четырехсерийный фильм «12 стульев» с Андреем Мироновым в главной роли, не испугавшись сравнений с более ранней экранизацией Леонида Гайдая. Вскоре вышло и «Обыкновенное чудо», прославившее Александра Абдулова и Евгению Симонову.
«Обыкновенное чудо», «12 стульев»: самые известные фильмы Марка Захарова
Марк Анатольевич ценил актерский талант Олега Янковского, поэтому видел лишь его в главной роли в картине «Тот самый Мюнхгаузен». В целом, режиссер привлекал к работе в своих фильмах артистов, с которыми сотрудничал не раз. Так, в «Формуле любви» появились уже знакомые Захарову Леонид Броневой и Семен Фарада, а для Абдулова специально написали роль Жакоба.
НАЙТИ И ПОТЕРЯТЬ
В театре его иногда называли «Мрак Анатольевич» за требовательность, негодующие взгляды и молчаливое неодобрение. Любовь актеров к мэтру граничила со страхом. Но это была лишь маска, ведь точно так же Захаров умел хвалить артистов за удачные сцены и искренне шутить. Однако перечить режиссеру осмеливались только два человека — сценарист Григорий Горин и любимая жена.
Нину Лапшинову драматург встретил в ГИТИСе. Она училась на актерском факультете и была редактором стенгазеты. Марк Анатольевич рисовал карикатуры и иногда печатался в разных СМИ, но на просьбу Лапшиновой создать картинку для нового выпуска студенческого издания ответил отказом.
«У нее был какой-то лексический талант. Вообще, когда на меня напирают, я не люблю, замыкаюсь и ухожу в сторону. А она сказала: «Захаров-Презахаров». Меня это покорило, я стал иначе относиться к ней, как к какому-то чуду», — рассказывал Захаров в документальном фильме «Марк Захаров. «Я оптимист, но не настолько…».
Лапшинова проявила инициативу, предложив Марку Анатольевичу проводить ее дома. Поступок смутил режиссера, решившего, что смелая девушка может ограничить его свободу в дальнейшем. Но когда мэтр увидел студентку с другим юношей, то спохватился: так ведь можно было и упустить свое счастье. С того момента отношения развивались стремительно. Захаров женился на возлюбленной, о чем не пожалел ни разу за 58 лет совместной жизни.
Когда Марк Анатольевич обрел известность, супруга поступила мудро, заявив, что не будет пользоваться его протекцией для продвижения собственной карьеры. Лишь однажды режиссер снял ее в эпизоде «12 стульев». После рождения дочки Александры Нина Лапшинова и вовсе посвятила себя дому и ее воспитанию. Наследница оказалась достойной продолжательницей дела мамы и папы, став актрисой.
В отличие от Лапшиновой, Александра Захарова снималась в картинах отца, но вот доступ в «Ленком» получила только в 30 лет. «Я не отнимала ничьи роли, играла только свои, долго была в массовке», — признавалась артистка.
2000-е годы стали для Захарова и его театра испытанием. Умерли Абдулов и Янковский, в страшную аварию попал Караченцов. Марк Анатольевич не верил, что незаменимых людей нет, ему было тяжело терять лучших артистов. В последний путь он проводил Андрея Вознесенского, написавшего стихи к рок-опере «Юнона и Авось». С трудом принял режиссер и уход из жизни верного друга и соратника Григория Горина.
«Неправильно думать, что Горин все время шутил и балагурил. Большую часть времени он был серьезным человеком. И я его за эту серьезность очень ценил. Еще за прямоту. Мне Гриши сейчас очень не хватает. Он ведь был последним, кто мог подойти ко мне после спектакля или репетиции и сказать: «Марк, ты что, дурак? Как тебя угораздило сделать такую гадость и пошлость?» — откровенничал Марк Анатольевич.
А потом он потерял и своего главного цензора, любимую жену. Несколько лет Нина Тихоновна боролась с онкологическим заболеванием, пока не скончалась 10 сентября 2014-го. Режиссер не переставал скучать по супруге. Вспоминая о ней, Марк Анатольевич с трудом сдерживал слезы.
Марк Захаров до сих пор не может оправиться после смерти жены
«Будучи христианином надо избегать уныния. Надо пережить это тяжелое время. А потом найти в себе силы, чтобы продолжать делать то, что полезно и интересно для людей, которые приходят в театр, — рассуждал Захаров. — Работа спасает».
СМЕРТЬ ЛЕГЕНДЫ
О здоровье режиссера поклонники и друзья начали беспокоиться еще пять лет назад, когда он попал в клинику с переломом шейки бедра. Как правило, после такой травмы сложно восстановиться, но Марку Анатольевичу удалось не только встать на ноги, но и вернуться к работе.
В прошлом году мэтр отметил 85-летний юбилей. Коллеги восхищались, насколько бодрым и деятельным остается драматург, несмотря на почтенный возраст. Однако Захаров все чаще жаловался на проблемы с легкими. В минувшем августе его госпитализировали с двусторонней пневмонией.
Близкие режиссера не комментировали случившееся, и поклонники надеялись, что все обойдется. Однако этого не случилось, и 28 сентября Марк Захаров скончался, не дожив до 86-летия всего две недели. Его смерть стала трагедией для миллионов людей.
Умер Марк Захаров
Пока неизвестно, оставил ли драматург специальное завещание, но скорее всего его недвижимость перейдет к осиротевшей дочери.
«Александра — единственная наследница первой очереди, куда входят дети, родители и супруги. Поскольку супруга Марка Анатольевича скончалась, а других детей у него нет, то все имущество режиссера по закону достанется Александре Марковне», — рассказал адвокат Сергей Жорин.
После переезда на Тверскую семья Захарова жила в одном доме с Аллой Пугачевой. Квартира здесь стоит порядка 35 миллионов рублей. Также 10 лет назад Марк Анатольевич обзавелся загородным особняком в Куркино, оцененным в 50 миллионов. Кроме того, из-за травмы ноги режиссеру необходим был комфортабельный автомобиль, и его выбор пал на Toyota Land Cruiser за пять миллионов.
Квартира в центре Москвы и дача: наследство Марка Захарова
Все это и накопленные звездным отцом средства по праву перейдут Александре Марковне через полгода, как установлено законом. Однако сейчас актрису не волнуют финансовые вопросы: слишком сильным оказалось эмоциональное потрясение из-за потери близкого человека.
Новый худрук «Ленкома» Марк Варшавер принял решение позволить Александре Захаровой закончить последний спектакль ее папы «Капкан». Марк Анатольевич почти завершил работу, так что наследнице, которая, к тому же, играет в постановке главную роль, останется лишь добавить несколько нюансов и проследить, чтобы все прошло по задумке родителя.
По материалам «КП», Teleprogramma.pro.
Фото: Olga Zinovskaya / Vadim Tarakanov / Legion-Media, кадр из фильма «12 стульев», кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», кадр из документального фильма «Марк Захаров. «Я оптимист, но не настолько…» Первого канала