Источник: НИУ «Высшая школа экономики»
Доля российских потребителей, делающих покупки в Интернете, выросла в 2016 году. Но Россия все еще серьезно отстает от ведущих стран Европы, где этот показатель уже превышает 70%.
В 2016 году доля россиян в возрасте 15-72 лет, покупающих товары и услуги в Интернете, выросла с 20% до 23%, говорится в отчете Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики». Среди пользователей Интернета товары и услуги онлайн заказывают 30%. Исходя из оценки числа пользователей Интернета в России в 80,5 млн (данные РАЭК), покупают в онлайне больше 24 млн человек.
Наиболее активно через Интернет россияне приобретают одежду, обувь и спорттовары — 48% онлайн-покупателей, предметы домашнего обихода — 26%, электронику — 14%.
Меньше всего доверяют Интернету при покупке «важных товаров для жизнеобеспечения» — продуктов питания — 9%, медицинских товаров — 10%.
Согласно исследованию, набирает популярность безналичный расчет. За последние три года доля населения, оплатившего интернет-заказы с помощью банковской карты, выросла почти в 1,5 раза — с 47 до 68%.
Несмотря на рост, востребованность онлайн-покупок в России в два с лишним раза ниже, чем в странах Евросоюза (23% и 55% соответственно), а разрыв с лидерами Великобританией и Данией более чем трехкратный.
Опыт зарубежных стран позволяет надеяться, что интернет-ретейл станет полноправной формой торговли по мере повышения доверия к нему населения, отмечают авторы исследования. Сейчас доверие к нему, по данным ВШЭ, полностью отсутствует у 19% россиян. Еще 37% потенциальных покупателей просто не испытывают потребности использовать новый способ торговли либо интереса к нему, а 54% предпочитают делать покупки лично, в традиционных магазинах.
В Ассоциации компаний интернет-торговли считают оценки ВШЭ заниженными. По данным АКИТ, покупки онлайн делают не менее 40% населения в возрасте 15-72 лет, а среди интернет-пользователей этот уровень достигает 50-60%. Такие выводы в АКИТ сделали «на основе количественного анализа аудитории интернет-магазинов в РФ». При этом в ассоциации подчеркивают наличие сдерживающих развитие рынка факторов: за пределами легального поля пока находится целый ряд потенциальных сегментов онлайн-торговли, включая дистанционную продажу ювелирных изделий, лекарственных препаратов и алкоголя.
Источник