Почему президент торопится с поправками в Конституцию? — Блокнот Россия

0
203

Почему президент торопится с поправками в Конституцию? - Блокнот Россия

Авторская колонка политконсультанта Ярослава Игнатовского – о грядущих переменах

Проект поправок в Конституцию выглядит как оформленное желание Путина выстроить институциональную систему преемственности власти, основанной на балансе и консенсусе элит, а не на конфронтации. Такого мнения придерживается руководитель аналитического центра «ПолитГен» Ярослав Игнатовский.  В своей авторской колонке эксперт объясняет. Что для это нужно, и какие перемены всех нас ожидают.

Во-первых, поправки обеспечивают сохранение ключевых представителей своей команды во власти, как минимум, на период транзита. Это и закрепление статуса Госсовета в Конституции, усиление роли спикеров обеих палат парламента, запуск квоты «сенаторов Российской Федерации», сокращение числа конституционных судей при расширении полномочий, усиление роли Генпрокуратуры при очевидном сохранении влияния ФСБ.

Во-вторых, ликвидация «двойной лояльности» элит. Этому, несомненно, будет способствовать запрет на иностранное гражданство для ключевых госчиновников, цензы возраста и оседлости.

В-третьих, предохранение от попыток внешних посягательств на суверенитет, чему должен способствовать приоритет Конституции над межгосударственными органами.

Почему президент торопится с поправками в Конституцию? - Блокнот РоссияГлава аналитического центра «ПолитГен» Ярослав Игнатовский

В-четвертых, новый социальный компромисс, реализация положения статьи 7 Конституции: «Российская Федерация — социальное государство». Это несомненно, слабейшее звено всего сценария, для осуществления которого будет задействован целый арсенал средств — пакет расширенных соц. поправок, реализация нац. проектов, расширение полномочий МСУ.

В-пятых, достижение «идеи солидаризма», которую В. Зорькин в своей статье 2018 года «Буква и дух Конституции» противопоставляет «либерально-индивидуалистическому подходу». Здесь тоже вижу существенный пробел, главным образом связанный с отсутствием какой-либо идеологии, предложенной стране и тотальной разобщённостью российского общества.

В-шестых, получение гарантий неприкосновенности для себя и своих близких через некоторое время. Если Путин идет на Госсовет, которого согласно поправкам назначает президент, то этот вопрос пока остается открытым. Тем не менее, время на поиск сверхлояльного преемника еще есть, а 12 будущих президентских лет — достаточный срок для реализации полноценного перехода власти.

Вместе с тем роль президента в будущей конфигурации власти снижается не значительно. Это свидетельствует о том, что Путин, как и обещал, не собирается «сидеть до 100 лет».

Несомненно, новая модель государства не решает ряд важнейших вопросов, главные из которых: еще большее снижение политической конкуренции, отсутствие реальной политической воли для борьбы с коррупцией, отчуждение от государства прогрессивной части общества.

Но для Путина, по всей видимости, все это — издержки, осуществляемых реформ. Как и ряд экспертов, вижу его главную мотивацию не в сохранении власти ради самой власти, а в выстраивании удачно введенного Сурковым термина «Долгое государство». Путинские тезисы последних лет про «служение, сбережение и приумножение» в том числе и про это. А скорость, с которой сегодня осуществляются преобразования, говорят о нежелании президента превращаться окончательно в «хромую утку», тонущую в собственном бюрократическом болоте.

Образно говоря, президент сегодня выступает с посылом: «Сохранил и приумножил страну. Вечно сидеть не буду. Передам Россию, но только в надежные руки». Чтобы потом, лет через 10-12, сказать: «Россия, вот тебе мой наказ…».

А там и новая волна транзита может начаться под лозунгом «От Нацлидера к Духовному Отцу нации». С переездом во Псково — Печерский монастырь. Почему бы и нет?