Этот день посвящен памяти Афиногена, почитаемого как священномученик, и десяти его учеников, тоже погибших за христианскую веру. Согласно легенде, правитель города Севасии Филомарх как-то раз затеял роскошный языческий праздник с жертвоприношениями идолам, которые должны были совершить горожане. Но многие люди ослушались правителя, так как принадлежали к христианам, и тогда по приказу Филомарха началось избиение отступников.Стало известно и о епископе Афиногене, старце, так хорошо проповедовавшем веру во Христа, что в нее обратилось множество людей. Пожелав предать его суду, правитель отправил за ним воинов, но те вместо Афиногена захватили в монастыре десять его учеников. Афиноген же сам явился под очи правителя с укором в том, что тот заточил в темницу невинных юношей.Но сердце Филомарха было глухо, и епископ также оказался в заключении. На скором языческом суде ни один из них не отрекся от веры, и после мучительных истязаний они были казнены. Но Афиноген до того, как его душа рассталась с телом, услышал глас Божий, сказавший, что встретит учителя и учеников в раю.На этот день по народному календарю приходился самый разгар жаркого лета, а также приходила пора сжинать рожь, и с этим связано несколько любопытных обрядов. Так, первый из снопов — именинный — вечером после первой жатвы торжественно и с песнями нес на гумно сам хозяин поля в окружении работников.Этот сноп был полезен во многом — его молотили самым первым, зерно с него считалось целебным для людей, а солома – для скотины, так же немного зерна с него откладывали на посев.
На самой же ниве в конце жатвы оставляли несжатые колосья, которые назывались «финогенова волотка» (волоткой прежде называли верхушку снопа). После из этих колосков старушки плели «бороду Волоса», так преподнося жертву славянскому божеству, и никто не должен был отныне не то что жать, но даже касаться ее.К Афиногену было сложено немало поговорок и пословиц, а также погодных примет: «Придет Финогей с теплом и светом — уберешься загодя со жнитвом; Финогей с дождем — копногной, хлеб в снопе прорастет», «Первый колосок Финогею, последний — Илье на бороду»; «На Финогея молись солнышку — проси Бога о ведрышке». Поникшая морковная ботва в этот день обещала скорый дождь.Если же частенько ползли туманы, значит, скоро будет пора собираться в лес за грибами. Грибы росли сами по себе, в изобилии, и потому могли быть на столе у каждого, кто не поленится сходить в лес, и теперь на крестьянском столе появлялось с ними множество блюд: икра из грибов и жареный с ними картофель, котлеты из грибов белых и гречневая каша с луком и грибами, пирожки с грибными начинками, грибные супы…К этому времени начинали смолкать птицы, чувствующие, что лето на исходе: «Заря ходит — птичьи перья подбирает», «На Афиногена и пташка задумывается».По церковному календарю, 29 июля поминают мученицу Иулию, пострадавшую за веру. Родилась будущая Святая в христианской семье в Карфагене. Девочкой попав в плен к персам, она была продана в рабство в Сирии.Дева верно служила своему господину, но отказывалась отречься – соблюдая посты, она постоянно молилась Богу.Как-то купец, отправившись в Галлию с товаром, взял с собой Иулию. По пути корабль пристал к острову Корсика, где хозяин решил принять участие в языческом празднике, а дева осталась на корабле.Когда купец и его спутники, которых корсиканцы напоили вином, заснули, язычники, привели с корабля Иулию. Когда она призналась, что она христианка, они, обезумев, распяли ее на кресте.