Основу морской авиации военно-морского флота России составляют пилотируемые самолеты и вертолеты разных типов. Несколько лет назад в морской авиации появились первые подразделения, оснащенные беспилотными летательными аппаратами. К настоящему времени подобная техника имеется в распоряжении всех флотов и используется как на берегу, так и на кораблях. При этом процесс развития беспилотной части авиации ВМФ продолжается и в будущем должен привести к новым результатам.
Подготовка к вылету БПЛА «Форпост» из состава МА Балтийского флота. Фото Минобороны РФ / mil.ru
Отряды и эскадрильи
С точки зрения формирования подразделений с БПЛА российский флот в некоторой мере отстал от сухопутных войск. Формирование первых отрядов и эскадрилий с новой техникой стартовало всего несколько лет назад. Тем не менее, за прошедшее время удалось решить ряд поставленных задач и создать существенный задел для дальнейшего развития беспилотной части МА ВМФ.
Первый отряд беспилотных летательных аппаратов был сформирован в 2013 г. в составе Северного флота с базированием в г. Североморске. В нем состояло всего два десятка военнослужащих, которым предстояло эксплуатировать несколько комплектов БПЛА. В 2014-м свой отряд беспилотников появился у Тихоокеанского флота. В том же году аналогичные подразделения сформировали в составе Балтийского и Черноморского флотов.
Почти одновременно с формированием последних отрядов началась их перестройка. К 2015 г. отряды БПЛА были преобразованы в эскадрильи, подчиненные авиабазам МА. Большое значение этих подразделений вскоре привело к новым преобразованиям. С 2016 г. эскадрильи расширяются, также их дополняют новыми подразделениями.
Сравнительно недавно беспилотники флота перестали быть техникой исключительно сухопутного базирования и пополнили палубную авиацию. В прошлом году БПЛА начали эксплуатировать на кораблях одного из последних проектов. Ожидается, что в ближайшее время носителями такой техники станут другие корабли.
Материальная часть
Согласно открытым источникам, к настоящему времени в эксплуатацию в МА ВМФ поступили беспилотные летательные аппараты всего двух типов. Ранее техника тех же моделей поступила на вооружение ВКС и сухопутных войск и хорошо зарекомендовала себя.
«Форпост» в воздухе. Фото Минобороны РФ / mil.ru
Первыми на флот попали БПЛА «Форпост», представляющие собой российскую версию израильского аппарата IAI Searcher II. Летательный аппарат массой до 500 кг способен нести 120 кг полезной нагрузки в виде различной аппаратуры наблюдения или разведки. Максимальная скорость достигает 200 км/ч, продолжительность полета – 15-18 ч. Обеспечивается работа на удалении до 250 км от оператора.
«Форпосты» эксплуатируются только на сухопутных аэродромах. Такая техника предназначается для разведки местности, поиска целей и выдачи целеуказания. Также аппарат используется для контроля за результатами стрельбы. При помощи подобных БПЛА флот может искать надводные и береговые цели, а затем наносить удары по ним с использованием любого имеющегося оружия.
Практически с момента поступления на вооружение ВМФ «Форпосты» обеспечивали эффективный огонь артиллерии. В прошлом году сообщалось об успешном совместном применением таких БПЛА и корабельных ракетных комплексов «Калибр» и «Оникс». С помощью барражирующего летательного аппарата в режиме реального времени осуществлялось отслеживание найденной цели с одновременной выдачей целеуказания.
Количество «Форпостов» в морской авиации неизвестно. К настоящему времени для российской армии было построено около 50 беспилотных комплексов, каждый из которых включает по три БПЛА и сопутствующую аппаратуру. Продолжается поставка серийных образцов военно-морскому флоту. Так, на днях стало известно, что в составе 318-го смешанного авиационного полка МА Черноморского флота появилась отдельная эскадрилья, укомплектованная комплексами «Форпост».
Второй образец БПЛА в подразделениях морской авиации – «Орлан-10». Ранее такая техника поставлялась другим родам войск, но в последние годы ее начал осваивать и флот. Ряд характерных особенностей и преимуществ способствует расширению круга решаемых задач. Прежде всего, все это позволяет эксплуатировать «Орланы-10» как на суше, так и на кораблях.
Изделие «Орлан-10» представляет собой БПЛА массой не более 14 кг, способный нести 5 кг полезной нагрузки. Максимальная скорость полета достигает 150 км/ч. Продолжительность – до 15 ч. Аппарат способен удаляться на 120 км от комплекса управления. Также имеется автономный режим, обеспечивающий дальность действия до 600 км. Беспилотник способен нести оптико-электронную, радиотехническую или иную аппаратуру для разведки, ретрансляции сигнала или РЭБ.
Подготовка БПЛА «Орлан-10» на сухопутном полигоне. Фото Минобороны РФ / mil.ru
При эксплуатации сухопутными подразделениями «Орлан-10» запускается с катапульты и садится при помощи парашюта. Не так давно началось использование таких БПЛА на кораблях ВМФ. Корабль-носитель получает штатную катапульту, а также специальное посадочное устройство на основе сетки. Подлетающий БПЛА должен влетать в сетку и буквально запутываться в ней, что позволяет безопасно вернуть его на палубу.
Пока БПЛА «Орлан-10» используются только на малых ракетных кораблях пр. 22800 «Каракурт». Корабль с соответствующим оснащением впервые показали публике на военно-морском параде в прошлом году. По всей видимости, все следующие «Каракурты» тоже смогут использовать многоцелевые БПЛА, для чего получат соответствующее оборудование. В последнее время неоднократно появлялась информация о возможности применения «Орлана-10» на фрегатах пр. 11356. В строю уже имеется три таких корабля, но ни один из них, насколько известно, пока не несет БПЛА.
Численность БПЛА «Орлан-10» в ВМФ России неизвестна. К настоящему времени было построено более тысячи таких изделий, и некоторая их часть могла поступить в распоряжение морской авиации. При этом можно предположить, что роль корабельного разведчика пока освоили только единичные беспилотники.
Беспилотные перспективы
За последние годы были сделаны важные шаги по внедрению и освоению БПЛА в МА ВМФ. Однако пока результаты таких работ выглядят достаточно скромно и оставляют большой простор для дальнейшей деятельности. Беспилотные аппараты имеются в береговых частях всех флотов, а также на отдельных кораблях. При этом общее их количество не слишком велико, а кроме того, на вооружении состоят комплексы всего двух типов.
Из этого следуют очевидные выводы о возможных путях дальнейшего развития группировки БПЛА МА. Прежде всего, следует ожидать закупку и поставку новых аппаратов «Форпост» и «Орлан-10», за счет которых будет осуществляться наращивание и обновление парка техники. Такие меры позволят получить результаты количественного характера.
МРК «Ураган» пр. 22800 с БПЛА «Орлан-10» на борту. Фото Twitter.com/saidpvo
Качественный рост следует обеспечить за счет постановки в эксплуатацию новых беспилотных комплексов разного назначения. В ближайшем будущем ожидается появление модернизированного БПЛА «Форпост-М» с повышенными характеристиками. Известно о разработке будущей замены для «Орлана-10». Также разными предприятиями предлагаются многочисленные проекты других БПЛА самолетного и вертолетного типа, предназначенных для решения различных задач.
Специфика работы МА позволяет считать необходимым принятие на вооружение БПЛА вертолетного типа среднего или тяжелого класса. Подобная машина с тем или иным целевым оборудованием сможет стать дополнением или даже заменой для пилотируемых вертолетов. Она сможет решать свои задачи, не предъявляя особых требований к средствам взлета и посадки. Беспилотный вертолет сможет работать со штатной полетной палубы.
С прицелом на дальнюю перспективу следует прорабатывать вопрос создания тяжелого разведывательно-ударного БПЛА самолетного типа. Подобная техника пока только создается для ВКС, но в дальнейшем может быть полезной и для МА ВМФ. Такие беспилотники могут найти применение в авиации сухопутного базирования и в составе авиагруппы перспективного авианосца.
Постепенное развитие
Следует признать, что в вопросах принятия на вооружение и освоения БПЛА российский военно-морской флот заметно проигрывает ВМС других развитых стран. Имеет место отставание в размерах беспилотного парка и в количестве его носителей. Также нужно отметить меньшее число образцов в эксплуатации. Наконец, существующие отечественные образцы проигрывают отдельным зарубежным изделиям в тактико-технических характеристиках.
Одновременно с этим нельзя не отметить, что за последние шесть лет, прошедшие с момента формирования первого отряда БПЛА, был проделан достаточно большой путь и получены реальные результаты. В эксплуатации находятся десятки беспилотников, и такая техника имеется в распоряжении всех флотов. Отрабатываются новые способы базирования и применения БПЛА.
Естественно, на этом развитие беспилотной части морской авиации ВМФ не останавливается. Ожидается появление новых образцов техники и методов ее применения, что позволит повысить потенциал не только МА, но и флота в целом. По сути, беспилотный парк морской авиации российского флота все еще находится на ранних стадиях своего развития, но в дальнейшем его ждет большое будущее.
Автор:
Рябов Кирилл