Рыцари и доспехи. В начале XV века доспехи, предназначенные для турнирных поединков на копьях, были полностью модифицированы. Забота об увеличении безопасности рыцарей, сражавшихся на турнире, и постоянное стремление к его зрелищности привели к появлению особо тяжелого, специального доспеха, сводившего к минимуму возможность получить серьезную травму. Сами же поединки на копьях стали называться гештех (от нем. stechen — колоть). Соответственно, доспех для такого поединка стал называться «штехцойг». Понятно, что в разных странах Европы доспехи имели свои местные различия. Однако собственно доспехов такого типа было всего два: немецкий штехцойг и итальянский.
Доспехи в Венском императорском арсенале занимают восемь больших залов, окружающих перекрытый куполом внутренний дворик с лоджиями. Прямо перед нами – всадник в роскошных рифленых доспехах, прикрывающих не только его самого, но также и его коня. На следующем фото мы рассмотрим его подробнее.
Этот роскошный гарнитур Фердинанда I для всадника и его коня мог быть использован как в бою, так и на турнире. Поскольку стоимость боевых и турнирных доспехов в XVI веке стала просто зашкаливать, вошли в моду латные гарнитуры, детали которых можно было менять и таким образом иметь в своем распоряжении сразу несколько доспехов при существенной экономии средств. Тем не менее стоимость подобного гарнитура была исключительно велика, да и неудивительно. Ведь его детали имели рифление, а рифленые латы более трудоемки в изготовлении. Края их были отделаны золотом на синем фоне, с изображением завитков, трофеев, сказочных животных и фигурами людей в позднем стиле аугсбургского мастера Дэниела Хопфера. Достоверную атрибуцию принадлежности этого доспеха Фердинанду I и мастеру Кольмана Хельмшмиду удалось осуществить с помощью Тунского кодекса, утраченного в 1945 году, в котором находились предварительные эскизы, относящиеся к приказам Габсбургов по мастерским Хельмшмидов. Экспонируется доспех в зале №3. Владелец император Фердинанд I (1503—1564), сын Филиппа Габсбургского. Изготовитель: Колман Хельмшмид (1471—1532 гг., Аугсбург), о чем свидетельствует также его клеймо. Материалы и технологии изготовления: рифленое кованое железо, золото, латунь, кожа.
Классический немецкий штехцойг состоял из нескольких частей. Прежде всего для него был придуман новый шлем, получивший своеобразное название «жабья голова». Внешне он несколько напоминал старые шлемы-горшки, его нижняя часть также закрывала лицо от шеи до глаз, затылок и шею, но теменная часть была приплюснута, а лицевая часть сильно вытянута вперед. Смотровая щель была устроена таким образом, что для того, чтобы через нее смотреть, рыцарь должен был наклонять вперед голову. Стоило только ее поднять, как эта щель становилась недоступной ни для какого оружия, включая и наконечник копья и вот на этой-то его особенности и были основаны все его защитные свойства. Атакуя противника, всадник наклонял голову, но непосредственно перед ударом, хорошенько нацелив копье, он его поднимал и тогда вражеское копье, если оно даже попадало в шлем, не могло причинить его обладателю ни малейшего время. Как на темени, так и по обеим сторонам шлема имелись парные отверстия; одни служили для крепления нашлемного украшения, другие — для кожаных ремешков, стягивавших находившийся под ним подшлемник.
Неполный штехцойг императора Максимилиана I
Кираса такого доспеха была короткой. Левый бок кирасы был выпуклый, а правый, где находился крюк для копья — плоский. Кстати, этот крюк, появившийся именно на этих доспехах, стал просто необходим, ведь копье теперь сильно прибавило в весе и удерживать его одной рукой стало практически невозможно. Шлем крепился на груди тремя винтами или с помощью специального зажима. На спине шлем с кирасой соединялся вертикально расположенным нашлемным болтом, что создавало очень прочную и жесткую конструкцию. На груди кирасы с правой стороны находился массивный крюк для копья, а сзади еще и кронштейн для фиксации задней части копья. На левой стороне кирасы видны два отверстия, которые иногда заменяли массивное кольцо. Все это было нужно для крепления пеньковой веревки, с помощью которой на левую сторону груди привязывали щит тарч. Тарч обычно был деревянный и покрывался кожей и… костяными пластинками. Ширина его была около 40 см, длина около 35 см. Перед поединком такой тарч покрывали тканью одного цвета и рисунка с конской попоной. Ноги защищали пластинчатые набедренники, доходившие до колен. Нижняя часть кирасы опиралась на седло и таким образом удерживала на себе всю тяжесть этого доспеха.
А вот это еще одна любопытная «броня»: грангарда турнирного гарнитура короля Франциска I (то есть дополнительная накладная броня, легко превращавшая обычный боевой доспех в турнирный!). В 1539 году турнирный доспешный гарнитур вместе с копейным щитком (вэмплейт) были заказаны императором Фердинандом I для французского короля Франциска I в качестве подарка. Мастер Йорг Зойзенхофер лично отправился в Париж, чтобы измерить короля. Оформление доспеха выполняли сразу несколько мастеров, о чем говорит некоторая эклектичность его узоров. В 1540 году работа была завершена, но сам подарок из-за ухудшившихся отношений вручен не был. В итоге доспехи попали в Вену, откуда в 1805 году Наполеон вывез их в Париж, где осталась их большая часть (Музей искусств, инв. номер G 117). В Вене осталась грангарда и вэмплэйт. Предназначались такие доспехи для группового боя верхом, цель которого заключалась в том, чтобы выбить противника тяжелым тупым копьем из седла. При этом скачущие навстречу друг другу лошади разделялись барьером, который назывался паллия. Что же касается причин дарения, то они связаны с тем, что король Франции Франциск I в это время четыре раза воевал с императором Карлом V за господство в Италии. Он был захвачен в плен в битве при Павии в 1525 году и освобожден только в связи с Мадридским миром, заключенным в 1526 году. В короткий период мира между 1538-1542 гг. между Габсбургами и Франциском I и были созданы эти доспехи. Ухудшение отношений помешало доставке подарка французскому королю. Изготовители: Йорг Зойзенхофер (1528 — 1580, Инсбрук), Деген Пиргер (травление) (1537 – 1558, Инсбрук). Материал и технология: кованое железо, так называемый белый доспех с травленым позолоченным узором.
Следует отметить, что на штехцойг, как правило, надевали плиссированную юбку из ткани, украшавшуюся роскошными вышивками и ниспадавшую на бедра красивыми складками. Древко копья изготавливалось из мягких пород дерева, и имело стандартную длину 370 см и диаметр около 9 см. Наконечник – корончатый, состоял и короткой гильзы с тремя-четырьмя не слишком длинными, но острыми зубцами. На копье надевался защитный диск, который крепился на винтах к железному кольцу на древке копья.
Рыцарь (слева) в плиссированной юбке выбит ударом копья из седла. «Турнирная книга» императора Максимилиана I (1459 – 1519). (Венский императорский арсенал).
Еще один очень важный предмет доспеха для копейного поединка – защитный диск вамплейт. Принадлежал императору Максимилиану II (1527 – 1576) и был изготовлен в Аугсбурге ок. 1548/1550 гг. по случаю избрания Максимилиана II королем Богемии вместе с турнирным доспехом. Над его изготовлением трудился аугсбургский оружейник Маттеус Фрауэнпрайс, изготовивший сразу два сменных диска. Изысканные орнаменты, позолоченные полоски с узорами принадлежат художнику по травлению Йоргу Соргу.
«Тройкик» — наконечник турнирного копья от доспеха штехцойга императора Максимилиана I. Экспонируется в зале №1.
Шпоры, правда здесь они не показаны, имели одинаковую конструкцию для всех разновидностей турниров. Делались они из железа, хотя снаружи их, случалось, покрывали латунью. Длина их доходила до 20 см. На конце была вращающаяся звездочка. Шпоры такой формы позволяли всаднику управлять конем во время турнира. Седло имело высокие, окованные металлом луки, дававшие хорошую защиту всаднику даже без каких-либо доспехов.
Седло эрцгерцога Карла II, сына Фердинанда I, 1563 г.
Типичный штехцойг, примерно 1483/1484 гг. принадлежавший эрцгерцогу Зигмунду Тирольскому, сыну императора Фридриха IV (1427 – 1496). Тяжелый штехцойг весом около 40-45 кг состоял из тщательно продуманных элементов снаряжения, которые прочно соединялись друг с другом, так что оказавшийся внутри такого доспеха человек был практически полностью защищен от возможных повреждений. Цель поединка заключалась в том, чтобы попасть копьем в толстый деревянный щит с кожаной обивкой, привязанный на груди у рыцаря слева. Создателем этого доспеха был Каспар Ридер — один из многочисленных тирольских мастеров-доспешников, работавший в пригороде города Инсбрука. В 1472 году он с тремя другими мастерами он выполнял заказ по изготовлению доспехов для короля Неаполя. Высокая оценка его работы императором Максимилиана I выразилась в том, что помимо обычной платы за работу он получил от него в подарок почетное платье.
Итальянский штехцойг также предназначался для турнира на копьях, получившего название «романского». Отличался он от немецкого в деталях. Во-первых, его шлем прикреплялся к нагруднику и наспиннику при помощи винтов. Причем на передней стенке шлема имелась пластина с отверстиями — застежка. Ну а сам шлем имел справа широкую прямоугольную дверцу- своего рода форточку для проветривания. Во-вторых, бок кирасы справа был выпуклым, а не плоским, то есть кираса имела асимметричную форму. В-третьих, спереди она обтягивалась тонким камчатным полотном, на котором были вышиты геральдические эмблемы. На левом боку кирасы было кольцо для тарча. На правом боку, на поясе, находился кожаный стакан, обтянутый тканью, в который перед выходом на ристалище вставлялось копье. Причем оно было значительно легче тех копий, что использовались в немецком турнире. По этой причине на доспехе не было и заднего кронштейна для копейного древка.
Подмышечные впадины штехцойга часто закрывали выпуклые диски.
Французский штехцойг был практически идентичен итальянскому, а вот английский хотя его и называли штейцойгом, имел больше всего сходства с боевыми и турнирными доспехами XIV века, нежели с настоящими немецкими доспехами XV – XVI вв. Причина заключалась в том, что в Англии обновления рыцарского турнирного снаряжения проходило очень медленно.
P. S. Автор и администрация сайта выражают сердечную благодарность кураторам палаты Ильзе Юнг и Флориану Куглеру за предоставленную возможность использовать фотоматериалы Венской оружейной палаты.
Продолжение следует…
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Статьи из этой серии:
Венская оружейная палата. Доспехи для турниров