Быстрее всех трансформировала свои стилевые ориентации американская внешняя политика, которая в начале 1960-х гг. несколькими десятками своих дипломатических зданий, выстроенных за рубежом, заявила о новом курсе, направленном на определенное сближение с местными традициями и национальными культурами. Первым, как полагает критика, в полной мере реализовал эту установку архитектор Э. Стоун в новом посольстве США в Дели — здесь реминисценции в условно-индийском стиле были подчинены общей классической композиции сооружения. Это сочетание традиции и современности затем многократно повторялось в разнообразных вариантах с неизменно присутствующим влиянием мотивов классицизма.
Особенно оригинальные приемы формирования композиции можно проследить в комплексе зданий посольства Бельгии в Дели. Этот комплекс является одним из лучших примеров организации архитектурного пространства в духе национальной индийской архитектуры. Массивные башни, разбросанные на зеленых лужайках, как знаки руин, полузаросшие травой каменные аркады, отражающиеся в бассейнах и фонтанах, таинственный свет, разливающийся в роскошных интерьерах, воссоздают дух торжественной загадочности. Композиция из симметричных зданий, поставленных как «крепостные дозоры», по определению автора, решается им в «аллегорических терминах».
Французское посольство в Дели по своей архитектуре также опирается на методы неоклассицизма, однако в современных, до предела упрощенных формах и конструкциях. Геометрия статических форм и прямолинейность планировочных схем, пропорции внешних членений подчеркивают архитектонику монолитного железобетона. Стены с четкой разметкой оконных проемов и декоративных ниш трактуются как гладкие поверхности, ограничивающие симметрично расположенные объемы.
Посольство Финляндии в Дели в своей композиции развивает идею кристаллических структур, широко используя витражи и угловатые формы выступающих карнизов.
Комплексы посольств Австрии и Швейцарии при достаточно сложных функциональных построениях воспроизводят архитектурное пространство в простых и строгих формах традиционного конструктивизма.
Обращает внимание, что внешняя монументальность, которая ранее обязательно рекомендовалась для всех дипломатических комплексов, достигалась в основном за счет укрупнения архитектурного масштаба и внешних членений зданий (пилоны, колонны, оконные проемы, ниши, галереи, аркады и др.).
Особое значение имеет архитектурное оформление интерьеров дипломатических объектов. Представительская группа помещений является парадной частью посольства. Поведение гостей и дипломатов носит здесь известный церемониальный характер, оформленный по правилам этикета. Процесс проведения приемов наиболее органично вписывается в зально-анфиладную композицию внутреннего пространства. Здесь уместны знаки и символы государственной власти. Церемониальный характер дипломатического приема не имеет самодовлеющего значения; в отличие от религиозных и других церемоний, он подчинен в определенной степени удобству встречи и обмена мнениями между группами официальных лиц, общественно-политическими деятелями, деятелями культуры и искусства, военными руководителями. Наиболее распространены такие декоративные приемы отделки в интерьерах представительских залов, как: стенная роспись, мозаика, чеканка, барельеф, живописные картины, деревянные панели и скульптура.Парковое пространство дипломатического комплекса решается в ансамбле с основными архитектурными объемами. Расположение водоемов, озеленение, прогулочные дорожки, расстановка скульптур и малых архитектурных форм согласуется в большей степени с архитектурой служебнопредставительских корпусов. Здесь применимы как симметричные композиции парковых ансамблей, так и варианты свободной пейзажной планировки.
По отношению к внешнему пространству города, при восприятии с магистралей и открытых мест дипломатические комплексы имеют мягкие силуэты, не разрушающие естественных ландшафтов панорамы. С точки зрения обозреваемо- сти дипломатические объекты размещаются, как правило, на более возвышенных местах либо на том же уровне, что и окружающая застройка.
В целом посольствам присущи геометрически правильное построение планов, логичность и уравновешенность архитектурных композиций, ясность пространственных членений. Гармонизация пропорций достигается метрическими соотношениями