Многие уже знают, что по всей России идёт вал обращений со стороны родителей с требованием отменить концерт того или иного «известного рэп-исполнителя». В большинстве случаев региональные органы власти, ознакомившись с текстами песен, содержащими нецензурную лексику и пропаганду наркотиков, идут навстречу требованиям общественности и либо вводят возрастное ограничение «18+», либо отменяют выступление артиста.
Началось всё с Дагестана, где граждане выступили с резкой критикой исполнителей лейбла «Блэк Стар», в частности Егора Крида. Граждан поддержали многие известные спортсмены, в том числе боец смешанных единоборств Хабиб Нурмагомедов, и в результате концерт Крида, а затем и выступление Элджея были отменены. Этот процесс вызвал широкий интерес во всех других регионах. Инициатива благодаря сознательности и активной позиции многих родительских движений разлетелась по стране. По состоянию на начала декабря удалось предотвратить более 30 концертов в большинстве крупных городов, и интенсивность процесса продолжает нарастать, ведь всё большая часть общества задаётся очевидным вопросами: «Чем мы хуже Дагестана?», «Зачем нам у себя дома концерты тех исполнителей, чья музыка растлевает молодёжь?»
Конечно, эта нестандартная ситуация, когда общество, по сути, начало озвучивать свои требования привыкшему быть неприкасаемым шоу-бизнесу, волнует сейчас многих. В первую очередь засуетились те, кто получает доход с концертов рэперов, и те, кто участвовал в их раскрутке. Ведь очевидно, что каждая музыкальная «звезда» в современных условиях – это результат работы одного или нескольких продюсерских центров, плотно сотрудничающих с десятками крупных СМИ.Все эти участники процесса, в большинстве своём хорошо подкованные в использовании пиар-технологий и работы с общественным мнением, начали максимально накачивать недовольство в фанатской среде, пытаясь напугать органы власти и заставить их сверху как-то повлиять на ситуацию. В прессе развернулась целая волна критики, в адрес тех, кто выступил в защиту детей и молодёжи от деструктивной пропаганды. На страницах крупных газет и с экранов телевизоров озвучиваются обвинения в запрете свободы слова и самовыражения, в ограничении творчества, вспоминаются советские годы с их жёсткой вертикалью контроля культурной сферы. Но чаще всего звучат такие доводы: «Разве какая-то песня может на что-то там повлиять? Неужели я послушаю трек Элджея и из-за этого пойду покупать себе наркотики? Или после речитатива Оксюморона пойду убивать людей?»
И, действительно, хотелось бы разобраться в этом вопросе, так как очень важно понять, каким образом информация способна влиять на наше поведение, как с помощью «безобидной» песни можно направить человека к каким-то поступкам. Неужели это вообще возможно? Разве человек не обладает свободой выбора?
Забегая вперёд, хочется сразу сказать, что, да, человек обладает свободой выбора, но к определённым действиям нас подталкивает та культурно-информационная среда, которой мы окружены. Далее на примере рэп-музыки будет продемонстрировано, каким образом это происходит.
Моделирование поведения подростка
При проектировании каких-то конструкций и различных машин инженеры часто прибегают к такому методу, как моделирование. Ведь изначально часто непонятно, как поведёт себя то или иное устройство, будет ли оно надёжным и долговечным, обеспечит ли стабильную работу с теми параметрами, которые необходимы. Построение моделей позволяет получить ответы на эти и другие вопросы.
Давайте и мы смоделируем ситуацию и посмотрим, как «безобидная песня» может повлиять на жизнь человека.
Итак, что станет объектом нашего исследования? Конечно, человек. Допустим, это будет подросток лет пятнадцати, мальчик.
Ни для кого не является секретом, что примерно в пятнадцать лет (у кого-то раньше, у кого-то позже) приходит период полового созревания. Гормоны начинают работать на полную силу: у мальчика ломается голос, происходит интенсивный рост тела, некоторые впервые узнают, что такое бритва и так далее. И в это же самое время появляется влечение к противоположному полу. Обратите внимание, не просто интерес, который был ранее, а самое настоящее физическое влечение.Естественно, теперь мальчик хочет нравиться девушкам, хочет, чтобы они обращали на него внимание. И вполне нормально, что подросток стремиться казаться мужественнее, сильнее, авторитетнее в глазах тех девочек, которые на него посматривают. А где ему взять примеры этого мужского поведения? Где найти тех, на кого нужно равняться? А так вышло, что парень растёт без отца. Ведь у нас сейчас хватает мам-одиночек, правда? По статистике в России 50% браков распадаются. С кем остаются, как правило, дети? У нашего подростка нет и старших братьев, и дядей. Откуда он возьмёт образы для подражания? Скорее всего, он возьмёт их из медиасреды, в которую погружён, плюс будет равняться на авторитетных, по его мнению, сверстников из своего окружения. А сейчас популярен вот такой-то рэп-исполнитель. Сложно на него не наткнуться, так как телевидение, музыкальные каналы буквально пропитаны его клипами и песнями. Его крутят по радио, он занимает верхние строчки хит-парадов, снимается в рекламе. И подросток начинает интересоваться вопросами из серии «что это, и с чем это едят». Он начинает слушать его песни, вникать в творчество. И те подростки, с которыми он общается в своей повседневной жизни, слушают ровно то же самое – деваться-то особо некуда. Не Высоцкого же им слушать, в конце-то концов.
Допустим, мальчик активно погружается в творчество Элджея или Гуфа. И что он слышит? Почти в каждом своём треке тот же Гуф упоминает, как он «с пацанами накуривался на районе, как тусил на блатхатах с девочками, как нюхал кокс, как прятал от полиции дозы в капюшоне» и т.д. Как пошутил про него Руслан Белый в одном из своих выступлений: «У Гуфа в песнях о траве рассказывается больше, чем в Википедии». Шутка, но, как известно, в каждой шутке… И почему-то не смешно…
«Но это же не призыв покурить травку?» – скажут некоторые. «Разве подросток после песни побежит сразу покупать наркотики?» Конечно, нет. Идём дальше.
Этот мальчик читает про Гуфа в интернете. Он смотрит его клипы, в которых видит настоящих парней: брутальные ребята с дерзкой читкой, крепкие, короткостриженые, в татуировках, золотых цепях, кольцах, в модных солнцезащитных очках, в капюшонах, при деньгах, на дорогих машинах, вокруг них красивые девушки модельной внешности. Какого подростка это не зацепит? Вот они – настоящие мужчины, настоящие хозяева своей жизни. «Да, они курят траву и что-то там ещё, я не собираюсь этого делать, потому что я знаю, это плохо, но в остальном они крутые ребята. Хочу быть таким же», – стандартные алгоритма мышления, навиваемые этими образами.
В комнате подростка появляется плакат своего любимого рэп-исполнителя, где тот изображён с недовольным прищуром на лице, что ещё раз подчёркивает его брутальность. Постепенно подросток начинает подражать в одежде своему кумиру. Начинает носить толстовки с капюшонами, широкие штаны. Если позволяет мама, делает себе своё первое тату. Одноклассники в шоке, девочки им активно интересуются, обращают внимание. Возможно, он начинает встречаться с какой-нибудь девочкой. Что ещё нужно подростку в пятнадцать лет? И самое главное – эта модель поведения работает. Может мальчик не становится самым авторитетным «челом» на районе или в школе, но занимает достойную нишу – а это уже достижение, не так ли?!
И, как известно, четырнадцать-пятнадцать лет – это такой возраст, когда особенно хочется почувствовать себя взрослым. Вот только никто ему не объяснил, что быть взрослым – это в первую значит быть ответственными. Никто из ближних не показал, что становиться самостоятельным вовсе не означает бухать, курить и заниматься сексом, что к взрослости, как таковой, это вообще не имеет никакого отношения. Но наш парень не такой, он всё ещё понимает, что это плохо. Вернее, он не то, чтобы понимает, он вроде знает об этом, что-то слышал, в школе где-то рассказывали, где-то читал на плакате. Но при этом он слушает Гуфа, который регулярно убивается всякой отравой и неплохо себя чувствует, даже по телеку показывают, интервью берут.
И вот этот подросток оказывается в новой компании. Такое часто бывает, так как в молодёжной среде уровень коммуникации выше, чем во взрослой жизни. А в этой компании некоторые ребята покуривают травку. И вот мы подходим к кульминации нашего рассказа. В один прекрасный день на какой-нибудь тусовке, предположим, на квартире одного из друзей, где есть девочки, мальчики, музыка, веселье и спиртное, ему один из его новых товарищей, который, как ни странно, тоже слушает Гуфа, предлагает попробовать наркотики. Он со знанием дела делает затяжку и, щурясь сквозь дым, говорит: «Ну, что, будешь? С нами, с пацанами?». И вот теперь главный вопрос, из-за которого, собственно, и вёлся этот рассказ: «Какова вероятность того, что при всех обстоятельствах и условиях, описанных выше, наш подросток скажет «нет»?» Или можно сформулировать иначе: «Вся та среда, в которой находится подросток (рэпчик, Гуф, короткая стрижка, тексты о травке и тусовках, одежда, тату, плакат на стене у него дома) как-то повлияют на его выбор? В какую сторону?»
Хорошо, допустим, даже в этот раз он скажет: «Нет, не буду». Но через год этот подросток будет слушать не только Гуфа, туда добавится ещё ряд исполнителей, которые читают свои тексты примерно в таком же ключе: Хаски, GONE.Fludd, Элджей и так далее. А ситуации с предложением покурить будут повторяться с завидной регулярностью. Неужели у него не появится живого интереса к этому явлению, которое постоянно где-то поблизости, где-то рядом? Весь его плейлист в ВК просто кишит треками, где это всё упоминается многократно в положительном контексте.
Оступиться, к сожалению, очень просто. Очень легко, сделать неправильный выбор. И наш подросток сделает его. Рано или поздно он всё-таки скажет: «Давай!» А потом начнёт, как и все мы, взрослые, искать оправдания своему поступку: «Да ладно, я только попробовал. От одного или нескольких раз ничего не будет. Это надо курить каждый день, чтобы ощущать последствия, чтобы пристраститься. Вон Гуф со своими «корешами» столько раз накуривался, и ничего жив, здоров, успешен».
При этом он почувствует ещё кое-что: это некое чувство единства с теми ребятами, с которыми он переступил черту дозволенного; чувство единства с любимым рэп-артистом, так как теперь он проводит время ровно точно так, как Гуф описывает в своих песнях; чувство единства, пронизывающее всю субкультуру, в которой он находится. Теперь он – часть этой субкультуры, часть чего-то большого, гораздо большего, чем он сам; теперь он в самом её эпицентре, и здесь ему хорошо и комфортно. О, да, это то чувство, которым хочется дорожить в любом возрасте. Разве он откажется от этого? Разве ему будет нужно что-то ещё? Что-то совсем иного рода?
Другая модель – другой результат
А теперь давайте рассмотрим другую модель: на самом начальном этапе изменим образ для подражания. Допустим, наш подросток случайно наткнулся на интервью, например, того же Хабиба Нурмагомедова или Александра Поветкина, Фёдора Емельяненко или даже Алексея Воеводы. Эти сильные и выносливые ребята являются примерами настоящих воинов, с закалённой волей и самодисциплиной. И они озвучивают совсем другие вещи. Они говорят о том, что алкоголь, табак, наркотики, разврат, праздный образ жизни вообще – это всё для слабых; о том, что надо заниматься спортом, агитируют заниматься единоборствами, чтобы уметь постоять за себя, за свою семью и близких; о том, что надо быть сдержанным, защищать слабых; о том, что настоящая мужественность – это умение брать ответственность за себя, за свою жизнь и за своих родных; о том, что мужчина – это тот, кто крепко стоит на ногах, и тот, на кого можно положиться в трудную минуту; о том, что алкоголь и прочие одурманивающие вещества, разврат разрушают мужской характер, делают мужчину безвольным заложником своих самых низких желаний.
У этого мальчика в комнате появляются совсем другие плакаты. Вместо того чтобы ходить по квартирам и бухать, он записывается в спортзал. Занимаясь спортом, он крепчает на глазах, и на него тоже смотрят девочки. И эти девочки видят перед собой по-настоящему хорошего, сильного и ответственного парня, того, кто действительно может быть опорой и поддержкой, хозяина своей жизни, того, кто сможет добиться всего, чего захочет. В свои шестнадцать он гораздо крепче многих своих сверстников, он всё чаще занимает лидерские позиции в спортивных играх, соревнованиях. Да, девочки обращают внимание на такое.
И наш подросток – не ханжа. Иногда он ходит по вечеринкам, чтобы пообщаться с друзьями, но не употребляет алкоголь, не курит там. У него своё особое отношение к таким вещам. А теперь ключевой вопрос: «Какова вероятность того, что он вообще окажется среди тех, кто курит травку, и, тем более, согласится покурить её?» Согласитесь, вероятность гораздо меньше, чем в первом случае. Да, она тоже есть, и из ста человек, вероятно, несколько согласится, но вероятность меньше в разы. Более того, вероятность того, что он окажется в плохой компании значительно ниже, так как у него совершенно другое окружение, а тех, кто пьёт и курит, он презирает, не считая их ни авторитетами, ни настоящими мужчинами. У него есть реальные живые примеры настоящих мужчин, и выглядят, живут и действуют эти мужчины совершенно иначе.
***
Подводя итог всему вышесказанному, хочется обратить внимание, что в постановке вопросов «попробует или нет», «откажется или согласится» фигурирует слово «вероятность». Оно там далеко неслучайно. Бесструктурное управление, управление с помощью информации осуществляется на основе статистических предопределённостей и вероятностей. Не будет команд сверху, не будет прямых призывов, но статистически предопределённо большинство поступит так, как надо тому, кто управляет. Возможно, и в первой модели найдётся два-три подростка из ста, которые ответят «нет» соблазну, и они первые во всё горло будут кричать, что музыка никак не влияет на их жизнь. Но ведь эти два-три подростка – не большинство, а лишь очень-очень малая часть.
Если вы внимательно прочитаете тексты исполнителей, чьи концерты сегодня отменяют, или посмотрите их клипы, задавшись вопросом «чему они учат?», и наконец-то, обратите внимание на то, что слушают ваши дети, то поймёте, что этот медиаконтент создаёт совершенно понятную предопределённость выбора – неправильного выбора. А выбор, как известно, и определяет нашу с вами жизнь…