Традиция децимации. В чем суть наказания «казнить каждого десятого»

0
583

Редко какой исторический фильм о Римской армии обходится без сцены децимации. Хотя это один из распространенных исторических мифов…

Традиция децимации — казни каждого десятого человека восходит к человеческим жертвоприношениям язычников, которые хотели умилостивить богов и достичь таким образом своих целей. Название казни произошло от имени одной из трех парок, Децимы — богинь Судьбы в древнеримской мифологии, именно Децима отмеряла длину жизни каждого человека с помощью посоха. (Ну, автор, что ты такое пишешь… Децима отмеряла нить не «посохом», а наматывала на веретено — это же так очевидно. Кроме того, зачем такие загогулины в истории слова «децимация», ведь оно происходит от простого латинского decimus, т.е. «десятый». Ведь были еще центезимация – казнь каждого сотого и вицезимация – каждого двадцатого. А богинь Центезы или Вицезимы какой-то никогда не было, зато были слова centum, «сотня», и vicesimus, «двадцатый».)

Чаще всего такие казни использовали для поддержания дисциплины в армии, когда за провинность целой воинской части — потерю знамени, бегство, трусость или дезертирство ритуально убивали каждого десятого солдата. Особенно славился традицией децимации Древний Рим, в котором такое наказание применяли к провинившимся легионам.

От Аппия Клавдия до Луция апрония

Историк Тит Ливий писал о том, что римский консул аппий Клавдий Красс в 471 году децимировал целый легион за то, что в бою против этрусков воины дрогнули после нападения на них с тыла, и бежали, оставив поле боя — этот случай считается самым ранними задокументированным случаем децимации в истории.

Философ Плутарх в труде «Красс» упоминал, что при восстании Спартака на третьем году войны полководцу Марку Люцинию Крассу, чтобы восстановить дисциплину, децимировал два легиона из шести «за неоднократное поражение на поле боя». По свидетельству Аппиана Александрийского (труд «Гражданские войны») было убито 4 000 человек. став, по словам историка, «для своих солдат страшнее врага», Красс сумел преградить путь восставшим и разбил крупные части Спартака.

Еще один римский военачальник, прославившийся децимацией, стал Луций Апроний; в18 году н.э. он был назначен проконсулом в африканские владения Рима, и в 20 году в Нумидии при подавлении восстание вождя мусуламиев Такфарината он провел массовые казни в когорте одного из легионов. Полководец Аппий Клавдий, проводя децимацию, мог лично убивать дубинкой провинившихся солдат, а другой военачальник — Тит Малиний казнил собственного сына, за то, что тот вступил в бой без его разрешения, хотя и победил при этом в бою.

Во славу богов и во исполнение их воли

Зрелище казней было устрашающим: провинившаяся воинская часть разбивалась на десятки, каждый из которых жребием определял, кому сужено умереть за остальных. После определения «сакральной жертвы» девять оставшихся воинов убивали десятого, навсегда связывая себя его кровью: они либо забивали дубинками вчерашнего соратника, либо забивали до смерти камнями. от жребия воина не могли спасти ни заслуги, ни регалии: «Такова воля богов!» — считали сослуживцы.

Уцелевшие воины после казни получали весьма скудное пропитание и не допускались в лагерь, оставаясь на открытой местности на ночь до тех пор, пока не искупят свою вину.

Но почему опытные ветераны так безропотно сносили такие жестокости?

Религиовед и писатель, профессор философии Роман Светлов в книге «Пирр и военная история его времени» объясняет крайнюю жестокость деминации и подчинение ей целых воинских частей священным статусом полководца, который был представителем обожествляемого императора, и чья воля была «волей самих богов». Военачальник в Древнем Риме выполнял не только функции командира, но и жреца, устраивая перед сражениями жертвоприношения или гадания: например, рассматривая печень закланного тельца или наблюдая за птицами: обычно для таких целей в армии Рима возили с собой цыплят, которых перед сражением кормили. Аппетит цыплят предсказывал победу, если же птицы отказывались есть, в битву вступать не следовало.

Подчинение полководцу становилось подчинением воле небес, а нарушение приказа могло навлечь их гнев на целую армию и даже на целую страну.

И только христиане — против

Историк Лев Гумилев в работе «Хунны в Азии и Eвропе» упоминает об единственном случае, когда римский легион отказался выполнять приказ и был полностью децимирован: это произошло в 268 году в Галлии, куда император Макимин послал некий Фиванский легион, состоявший из христиан, чтобы подавить бунт багаудов. Узнав, что им придется убивать единоверцев, легионеры наотрез отказались выполнять приказ, что повлекло за собой две децимации, а затем легион был полностью истреблен римлянами. По другой версии — христиане отказались приносить жертвы языческим богам. Однако при этом Гумилев ссылается на англичанина Джона Робертсона, автора «Истории христианской церкви», и многие современные историки считают этот эпизод неправдоподобным.

Традиции децимации живы

Римские традиции децимации вполне спешно применялись на практике в Азии, например, в войсках Чингисхана за малейшую провинность убивали каждого десятого солдата, а за бегство с поля боя наказание десятикратно умножалось: за одного воина казнили десятерых, за десять — убивали сотню, за сотню — казнили тысячу.

Децимацию применяли и на Руси для устрашения населения, например, чтобы сохранить строевой лес у Финского залива, Петр 1 велел казнить каждого десятого браконьера, для чего по берегам Невы и на Ладоге через каждые пять верст срубили виселицы. А после подавления восстания Ивана Булавина он повелел казнить каждого десятого казака (Алексей Шкваров, «Донское казачество на прибалтийском театре»), посчитав бунт дезертирством. Децимация, как мера наказания, была прописана в «Воинском уставе» Петра от 1716 года.

О массовых казнях вспомнили во время гражданской войны: финский автор Арто Астикайнен пишет, что известен случай, когда финны расстреляли пленных красноармейцев по принципу децимации — каждого десятого; всего на льду реки Хуруслахти было убито 80 бойцов; казнь русских стала известна под названием «Хуруслахтской лотереи».

По приказу наркома Троцкого в конце зимы 1918 года был расстрелян каждый десятый солдат из Второго Петроградского полка, дрогнувшего на поле боя под Казанью, всего 41 человек («Революция и гражданская война в России», издательство «Терра»), а при обороне Петрограда нарком приказал расстреливать каждого десятого отступившего красноармейца.