Популярность туристических направлений за последние пять лет у россиян
Участие Алтайского края в крупных туристических выставках в Москве и других европейских городах неэффективно, поскольку регион привлекает в основном соседей, считает гендиректор крупного московского туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. Такую оценку многомиллионным затратам края, которые многие годы вызывают вопросы у местных представителей индустрии, дал эксперт, комментируя рейтинг ВЦИОМ и Центра развития региональной политики о наиболее перспективных направлениях развития внутреннего туризма. Об этом пишет отраслевая электронная газета Российского союза туриндустрии Rata-news.
По мнению Сергея Ромашкина, если российские власти всерьез хотят бороться с другими странами на туристическом рынке, то для этого необходимо вкладывать в отрасль крупные суммы денег. В качестве примера для подражания он привел бюджет Минтуризма Турции на 2020 год, где на эти цели заложено $200 млн с ожиданием прироста турпортока на 6 млн человек. По оценке эксперта, затраты продвижения туризма на внутреннем российском рынке на данный момент составляют 400-600 млн рублей в год. «Мы должны тратить в сто раз больше, тогда туристы поедут куда угодно. Конкуренция огромная, весь мир борется за нашего туриста. Если Россия тоже хочет побороться за российского туриста, она должна серьезно в это вложиться», — полагает Сергей Ромашкин.
Более того, он подчеркнул, что даже те небольшие суммы, что выделяют региональные власти на развитие туризма, расходуются неэффективно. В качестве показательного примера он привел Алтайский край, который, по его мнению, ошибочно пытается привлечь туристов из дальних регионов. «Например, Алтайскому краю совершенно незачем тратить несколько миллионов на выставку в Москве, так как 95 % туристов приезжает туда из смежных регионов. Весь региональный туризм – это туризм по-соседски. Тому же Байкалу 90 % прибытий обеспечивает Иркутская область, а москвичей там менее 5 %. Надо вкладывать в продвижение продукта в соседние области», — объяснил гендиректор крупного туроператора.
Для чего ехать на Алтай
По мнению Ромашкина, продвижение российского турпродукта является реальной точкой роста, которым пока занимается только частный бизнес с небольшим участием регионов. «Федеральная программа поддержки еще не заработала, по большому счету, нет ни стратегии продвижения, ни бюджета, ни даже реального понимания турпотоков», — подчеркнул эксперт.
Отметим, что, судя по многочисленным сообщениям краевых чиновников, Алтай действительно часто участвует в различных туристических выставках, в том числе и в Москве, на которые тратятся миллионы рублей. В подтверждение слов Сергея Ромашкина также говорит последнее исследование ВЦИОМ о внутреннем туризме. Так, в тройку наиболее востребованных направлений вошли Крым, Москва и Байкал. Кроме того, лидерами голосования среди россиян в зависимости от цели поездки стали Крым (29 %), куда люди отправляются в основном для отдыха и развлечений, Санкт-Петербург (58 %) –осмотр культурных достопримечательностей, Байкал (19 %) – природа, животный мир, Сочи (21 %) – спортивный отдых, Кавказ (13 %) – лечение. Вместе с тем, среди регионов с наибольшим потенциалом оказались Вологодская область, Сахалин и Шантарские острова.
В исследовании также отмечается, что на данный момент российский рынок туристических услуг формируется только в центральной части страны: столицы забирают до 60 % от всего рынка, крупные города-миллионники – 25 %, еще 10 % — средние по численности населенные пункты «богатого» Севера (Сургут, Тюмень, Нижний Тагил и т. д.) и только 5 % приходится на остальные города и села. В последнюю категорию можно отнести и Алтайский край.
По оценке ВЦИОМ, в России имеется большой потенциал для развития внутреннего туризма. Более половины россиян — 56 % выразили желание путешествовать по стране. При этом специалисты подчеркивают, что комфорт и уровень сервиса не являются существенными у граждан при выборе туристических направлений. В то же время их отталкивает стоимость поездок по России.
Интересно, что в качестве одного их эффективных инструментов развития внутреннего туризма социологи приводят событийность и распространение «качественной информации о регионах их особенностях». Отметим, что к событийному туризму в Алтайском крае прибегают достаточно часто, особенно госучреждение «Алтайтурцентр». Однако примеры, озвученные в исследовании, не сравнятся с краевыми мероприятиями по качеству исполнения и по количеству посетителей. Речь к примеру идет о фестивале «Нашествие» в Тверской области. Возможно, ситуация в крае изменится со сменой руководства «Алтайтурцентра», которую анонсировали источники ИА «Банкфакс». По их данным, Татьяна Сажаева покидает пост директора, а ее место может занять выходец из Алтайского края, экс-заминистра туризма Бурятии Денис Ивлев, который уехал с Алтая в 2018 году, уйдя с поста начальника отдела развития туризма профильного краевого управления.
Что касается туристических сфер, которые кажутся людям самыми привлекательными в Алтайском крае, то люди чаще отвечали «отдых и развлечения». Среди таких «развлекательных» регионов край оказался на третьем месте после Байкала и Крыма. В других видах отдыха Алтайский край не представлен, в отличие от Республики Алтай. Сюда едут за природой и животным миром, а также ради спорта.