Утечки данных россиян угрожают катастрофой — Блокнот

0
301

Утечки данных россиян угрожают катастрофой - Блокнот

Кражи денег со счетов, грабежи – это далеко не все возможные последствия случившегося

«Вымпелком», предоставляющий услуги под брендом «Билайн», заявил об утечке части базы данных абонентов домашнего интернета от 2017 года. Информация о краже данных «восьми миллионов абонентов проводного интернета» появилась на одном из анонимных Telegram-каналов. Это далеко не первая масштабная утечка за последнее время. Эксперты уверены – уже в ближайшее время мы можем ощутить на себе «взрывные» последствия произошедшего.

По данным «Вымпелкома», большая часть информации устарела, а клиентов «Билайна» на конец второго квартала 2019 года всего 2,5 млн, а не 8 млн, как сообщалось ранее. В компании был оперативно создан штаб для расследования ситуации, а также ведется работа в тесном сотрудничестве с компетентными органами и ведомствами. Компания надеется, что разработка новых мер защиты поможет избежать раскрытия персональных данных клиентов любых операторов связи. «Вымпелком» также обратился к владельцам всех файлообменных ресурсов, где была размещена информация о клиентах, и многие согласились удалить информацию.

В результате проведения внутренних проверок в «Билайне» было выяснено, что «утечка части информации о клиентах в следствие злонамеренных действий ряда лиц» была зафиксирована еще в конце 2017 года и тут же были «приняты меры по пресечению повторения подобных инцидентов и по привлечению виновных лиц к ответственности». В компании склонны считать, что кража данных – заказ, и осуждают подобное поведение, очевидно призванное дискредитировать оператора. Более того, с тех пор фиксировались попытки киберпреступников опубликовать полученные незаконным путем данные.

Однако, несмотря на все заверения компании в том, что никакие посторонние лица не имеют возможности осуществлять какие-либо операции со счетами и тарифами их клиентов, осадок остается – действительно ли инцидент не будет иметь никаких последствий?
Эксперты в области кибербезопасности уверены, что подобные «проколы» оператора могут обернуться волной краж, как квартирных, так и с банковских карт. Наверняка большинство читателей хоть раз получали sms или звонок от якобы представителя банка, интересующегося последними операциями по счетам, пин-кодами и прочей важной информацией, которую нельзя доверять сторонним лицам. Но, увы, далеко не всегда человек сразу может сообразить, что к нему обратился не официальный сотрудник банка, а мошенник. Люди, недолго думая, предоставляют запрашиваемую информацию, и далеко не всегда удается после этого доказать правоохранительным органам, что было совершено именно преступление, требующее расследования и возврата средств. И уже тем более не всегда удается найти преступника.

А как вам перспектива оформления на вас без вашего ведома большого кредита? По данным прокуратуры, за прошлый год было зарегистрировано 222 тысяч преступлений, связанных с мошенничеством. Показатель растет – еще в 2013 году он составлял 166 тысячи.

Обладатели персональных данных пытаются войти к людям в доверие и манипулировать. И им это намного проще сделать, имея на руках подробную информацию о владельце – вряд ли вы заподозрите человека, который назвал вас по имени, да еще и озвучил паспортные данные, рассказал гендиректор компании Zecurion (занимается разработкой систем для защиты от утечек информации) Алексей Раевский. По его словам, под благовидным предлогом мошенники могут выведать практически любую информацию, необходимую для совершения преступления. Опасно то, что утечки могут дать о себе знать спустя много времени после.

Подобный случай попадания в руки злоумышленников обширной базы персональных данных далеко не первый – только на прошлой неделе Сбербанк завершил внутреннее расследование, связанное с утечкой данных по кредитным картам. Было выявлено, что информацию пытался похитить сотрудник банка, занимавший должность руководителя сектора в одном из бизнес-подразделений банка и имевший доступ к базе в силу обязанностей.

Сейчас, по сообщению пресс-службы Сбербанка, угроза утечки клиентских данных отсутствует, средства клиентов в безопасности. Но хотя официально признана кража информации лишь по 200 картам, лица, пытавшиеся продать ее через интернет, утверждали, что обладают данными по 60 миллионам карт. Банк не планирует выплачивать компенсации пострадавшим клиентам, ограничившись лишь перевыпуском их карт. Специалисты советуют внимательнее относиться к любым звонкам и sms, а возможно, и вовсе пересмотреть подход к хранению денег.