Наши дети живут совершенно в другом мире, чем жили их родители. С первых месяцев ребенок сталкивается с благами цивилизации, о которых не подозревали его сверстники 20–30 лет назад. Памперсы, радионяни, электронные игры, компьютеры, интерактивные игрушки, мобильные телефоны, видеофильмы, свободный доступ к телевизору с его рекламными роликами и кровавыми боевиками — все эти явления окружают нынешних детей, начиная с первых месяцев жизни.
Новый мир детства
Известно, что чем моложе человек, тем легче он осваивает веяния времени. Особо открытой и чувствительной группой, безусловно, являются дошкольники, поскольку они не просто растут — они формируются и развиваются совершенно в новых условиях, которых еще нигде и никогда не было. Это новое детство складывается и существует в той информационной среде, которую создают для них взрослые. Попробуем рассмотреть некоторые общие особенности этой среды и понять, как она влияет на современных детей. В наше время широко развито производство самых разных товаров для детей: от гигиенических средств и питания до компьютерных программ. Сами названия торговых фирм свидетельствуют о размахе производства и потребления («Империя детства», «Мир детства», «Детский мир», «Планета детства» и пр.). Вместе с тем производители товаров для детей (в особенности информационных) крайне небрежно относятся к возрастным особенностям тех, для кого предназначена их продукция. На рынке игрушек явно преобладают «взрослые» куклы, подходящие больше для подростков, фильмы для дошкольников по форме и содержанию не рассчитаны на детское восприятие, современные книжки написаны не «детским» языком. Взрослые стараются специально одевать дошкольников по взрослой моде, предлагают четырех-пятилетним девочкам средства для макияжа, учат их петь и танцевать, как взрослые, — словом, делают всё, чтобы дети как можно раньше перестали быть детьми.
Знания вытесняют навыки
Ярче всего нацеленность на преждевременное взросление проявляется в увлечении ранним обучением. Целенаправленное обучение (которое обычно называют ранним развитием) начинается всё раньше. Сегодня уже существуют программы обучения младенцев (комплект «Умница» включает в себя программы для младенцев по всем предметам — «Читать раньше, чем ходить», «Математика с пелёнок», «Энциклопедические знания с пелёнок» и пр.). Большой популярностью пользуется серия развивающих видеофильмов «Я всё могу» для младенцев, начиная с трёх месяцев! Младенцев знакомят с экзотическими животными, учат музыкальной грамоте и определению времени. Родители, не сомневаясь, доверяют рекомендациям, обещающим с помощью этих фильмов развить воображение, речь и мышление. Ну и кроме того, гораздо проще включить малышу фильм, чем играть и разговаривать с ним. Повышенные требования к знаниям и учебным навыкам малышей сочетаются с чрезмерно бережным, охраняющим отношением к его телесности и самостоятельности. Сейчас нередко можно встретить, позднее приучение к опрятности (после трех-четырех лет), недоразвитие навыков самообслуживания (в четыре-пять лет дети не умеют одеваться, шнуровать ботинки и пр.). Совершенно невозможными стали самостоятельные прогулки ребенка со сверстниками (до 12–13 лет). Всё делается для того, чтобы облегчить малышу жизнь, обезопасить его от всяких рисков, усилий и трудностей. Тенденция к облегчению детской жизни достигла своего максимального выражения. Игрушки полностью содержат все необходимое для использования (например, к кукле прилагается собачка, а к ней поводок, мисочка, игрушечный корм, домик и т. п.). Ничего не надо придумывать и изобретать. Даже пуская мыльные пузыри, уже не надо дуть, а можно просто нажать кнопку и они сами полетят. Примеров такого облегчения детской жизни можно привести множество. В результате ребёнку просто негде проявить инициативу и самостоятельность. Все готово к потреблению и использованию. У детей не остается пространства для проявления своей самостоятельности, инициативы в широком смысле.
Потребление превосходит потребности
Изобилие товаров и развлечений для детей формируют установку на потребление. В детской комнате современного городского дошкольника находятся около 500 игрушек, из которых только 6% реально используются ребенком. Установка на потребление активно формируется и усиливается экспансией современных СМИ и видеопродукции для детей. Доминирующим занятием дошкольников стал просмотр (потребление) мультфильмов и компьютерных игр, возрастная адресация и развивающий потенциал которых в большинстве своём весьма сомнительны. Быстрый и яркий видеоряд, обилие громких звуков, мелькание кадров подавляют волю и активность ребенка, как бы гипнотизируют его, блокируют его собственную активность. И конечно же, очень серьезной проблемой настоящего времени стали компьютерные игры, «развивающие программы» и другие «экранные развлечения». Компьютер стал для детей не средством получения информации, а источником сенсорных впечатлений, потребление которых превращается в самостоятельный род занятий. Приобщение к цифровым технологиям начинается уже с младенческого возраста (сейчас выпускаются планшеты для колясок, которые заменяют младенцам погремушки). Компьютерный экран все больше подменяет для малышей физическую активность, предметную и продуктивную деятельность, игру, общение с близкими взрослыми.
Дефицит движения и общения
Все обозначенные тенденции, безусловно, отражаются на особенностях развития современных детей. Первая из них — недоразвитие мелкой и крупной моторики. Движение и предметное действие является первой и практически единственной формой проявления активности и самостоятельности в раннем детстве (до трёх лет). Такие движения развиваются прежде всего в действиях ребёнка с предметами или специальными игрушками (вкладышами, пирамидками, шнуровками и пр.). Однообразное нажимание на кнопки и клавиши не может компенсировать дефицита двигательных и сенсорных впечатлений. Другая характерная особенность современных детей — отставание в развитии речи. В последние годы и родители и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Дело в том, что современные дети в большинстве своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают программы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение. Усталых и молчаливых родителей заменяет громкий и постоянно говорящий экран. Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать либо изъясняются криками или жестами.
Внешняя разговорная речь — это лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь — это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения, сознания себя в целом. Если же внутренней речи (а значит, и внутренней жизни) нет, человек остается крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Неспособность сосредоточиться на внутреннем содержании и стремиться к какой-то цели приводит к внутренней пустоте, которую нужно постоянно заполнять чем-то внешним. Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей. Многие педагоги отмечают резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Те задания, которые 30–40 лет назад были обычны (сочинить сказку, дорисовать рисунок, построить что-то из палочек), сейчас вызывают серьезные трудности. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя, не прилагают усилий для изобретения новых игр, для создания собственного воображаемого мира.
Примитивные игры не учат самостоятельности
Дефицит активности и самостоятельности современных дошкольников ярко проявляется в снижении уровня сюжетной игры. Именно эта детская деятельность определяет развитие воображения, самосознания, коммуникативных навыков. Однако уровень игры современных дошкольников существенно снизился. Развитая, полноценная игра (с ролями, с выразительными игровыми действиями, с яркой эмоциональной вовлеченностью детей и пр.), которая 40 лет назад была нормой развития дошкольников, сейчас встречается все реже. Игры детей стали формальными, фрагментарными, примитивными. А ведь это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. По нашим данным, у 60% современных старших дошкольников игра сводится к примитивным действиям с игрушками (одевание кукол, катание машинок, стрелялки и пр.). Создание воображаемой ситуации и развернутые сюжеты встречаются только у 5% детей. В игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и, главное, хотеть действовать правильно. Не умея развернуто и самостоятельно играть, дети не могут самостоятельно — содержательно и творчески — занять себя. Оставшись без руководящих указаний взрослых и без планшета, они не знают, что делать, и буквально теряют себя.
Рассеянные и замкнутые
В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Такие дети быстро отвлекаются, переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, но и разнообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно. Данные исследований непосредственно связывают эти симптомы с воздействием телевизора или компьютера. Детям, привыкшим проводить время перед экраном, необходима постоянная внешняя стимуляция. В школьном возрасте многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух: они не способны удерживать в памяти предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать смысл текста. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удержать и связать их, отчего и не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки. Многие родители и педагоги отмечают и снижение коммуникативной активности детей. Им не интересно общаться, они не могут занять себя, придумать совместную игру. Даже на детских праздниках организацией их игр приходится заниматься взрослым. На дни рождения многие родители нанимают аниматоров или артистов, чего никогда не было раньше. Без этого дети предпочитают заниматься своими телефонами или планшетами. Конечно, далеко не у всех детей перечисленные «симптомы» наблюдаются в полном наборе. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны.
Неразвитая личность
Обобщая, можно сказать, что у современных детей страдают, прежде всего, способность к построению внутреннего плана действий и волевые качества: целеустремлённость, самостоятельность, настойчивость, которые составляют ядро личности. При достаточно высоком уровне информированности, умственного развития и технической грамотности они остаются пассивными, несамостоятельными и зависимыми от взрослых и от внешних обстоятельств. Установка взрослых (родителей и педагогов) на раннее развитие, которое понимается исключительно как «обученность», тормозит развитие личности ребёнка. Занятия, тренирующие память, «усидчивость», моторику и сенсорику, совершенно игнорируют, а иногда и подавляют волю ребенка, но, как полагают многие педагоги, развивают произвольность (то есть усидчивость, послушание, организованность и прочее). Дошкольники действительно покорно сидят на занятиях. Однако такая «вынужденная» произвольность существует только в случае внешнего контроля. При отсутствии контроля и руководства взрослых дети возвращаются к импульсивной активности и полной беспомощности. Субъективно не значимые знания и умения не усваиваются и не развивают личность ребенка.
Детям нужно открыть взрослый мир
Очень важный закон развития ребёнка заключается в опережающем развитии смыслов в сравнении со знаниями и умениями. Сначала ребенок должен захотеть что-то делать, открыть для себя собственный, личный смысл и лишь затем, на этой основе, овладевать конкретными знаниями и умениями. Иными словами, сначала осваиваются смыслы и мотивы деятельности, и лишь затем (и на их основе) — техническая сторона действий (знания и умения). К сожалению, взрослые — и родители и педагоги — часто нарушают этот закон и пытаются научить ребёнка тому, что не имеет для него никакого смысла, никакой личной значимости. Не будучи в состоянии передать детям смыслы и мотивы деятельности, они активно передают им навыки и умения, которые остаются для них бессмысленными. Личность ребёнка, его интересы и потребности только складываются. Как именно они формируются, во многом зависит от той среды, которую создают взрослые. Главная проблема современного детства заключается в отдалении мира детей от мира взрослых. Дети, начиная с четырех-пяти лет, живут в собственной субкультуре, которая, хотя и создается взрослыми (современные игрушки, мультфильмы, компьютерные игры и пр.), мало интересует их и часто противоречит их ценностным установкам. В свою очередь, мир взрослых (их профессиональная деятельность, отношения и пр.) закрыты для детей. В результате взрослые теряют авторитет для детей и средства воздействия на них. И то, что несколько десятилетий назад казалось естественным, сегодня становится проблемой.