В центре традиционной народной культуры Среднего Урала в городе Екатеринбурге откроется межрегиональная этнографическая выставка традиционной культуры татар под названием «Роспись иглой. Искусство тамбурной вышивки», посвященная 100-летию образования ТАССР.
«Ручная тамбурная вышивка была популярна на Руси с древних времен и занимала особое место в культуре татар и других тюркских народов. Вышивка служила не только для украшения костюма и предметов быта, но и имела важное обрядовое и даже магическое значение. Традиционно вышитые изделия использовались в качестве приданного, подарков на свадьбу и рождение ребенка. Именно тамбурным швом татары украшали сумочки для хранения амулетов и молитвенные коврики — намазлыки», — говорят организаторы выставки.
В выставочном зале центра можно будет увидеть многоцветные полотенца, вышитые покрывала и скатерти, яркие настенные панно, фартуки, свадебные онучи, расшитые тюбетейки и другие традиционные предметы.
Ранее автор вышитых тюбетеек Рустама Минниханова Луиза Фасхутдинова рассказала в интервью «БИЗНЕС Online» о том, как в начале 1990-х годов в Татарстане возрождали этот вид рукоделия у татар. «В начале 1990-х, когда началась волна возрождения татарской культуры, появились такие деятели, которые хотели этому способствовать. Самые первые деятели, меценаты. И один из них — предприниматель из Санкт-Петербурга Яхья Идрисович Ильясов. У него был кооператив, и он хотел возродить татарскую вышивку и ювелирное искусство. Набрал молодых людей, таких как я, с художественным образованием, и отправил учиться девушек в Бухару, а парней — в Душанбе на свои деньги, чтобы обучить их ремеслам. Считалось, что Средняя Азия более близка нам по культуре. Сначала он пытался возродить это все на базе Арской кожевенной фабрики, где делали традиционную татарскую обувь. От них мы и поехали учиться. Нас формально приняли на фабрику на работу и командировали в Бухару. Взяли еще двух девушек — рядовых сотрудниц фабрики. Я и Резеда Мадьярова были с художественным образованием, остальные две — сотрудницы фабрики. Они быстро вернулись домой, у них не было интереса к такому виду деятельности. Нас взяли ученицами на Бухарскую золотошвейную фабрику, Ильясов нас туда привез, устроил. Мы должны были обучаться три месяца, но мы освоили все за месяц, нам дали квалификацию „золотошвейка высшего разряда“, и мы вернулись домой. У меня была задача по приезде из Бухары набрать учеников и как художник-технолог их обучить. Мы набрали людей, обучили, стали вышивать. Но у людей не было постоянной занятости, заказов не было. Плюс не было своего помещения, мы переезжали из одного помещения в другое», — рассказывала автор диссертации «Золотное шитье волго-уральских татар XIX — XX вв.».