На днях лидеры европейских стран распределили ключевые должности в руководящих структурах союза ЕС — причем так, что новая власть Евросоюза получилась абсолютно противоречивой. Политики стран ЕС не смогли умерить собственные амбиции, и единственное, чего будут ждать от приграничных Молдовы и Украины — минимальной стабильности границ, и более того.
Разобщенность политических элит внутри Европейского союза становится все более очевидной. Произошедшее на этой неделе распределение постов в ЕС на ближайшие 5 лет только подтвердило, что никакого единства среди европейских чиновников не предвидится.
Пост Председателя Европейской Комиссии сулят министру обороны Германии Урсуле фон дер Ляйен, которая непопулярна даже у себя на родине: в ее отношении в Берлине ведется расследование о халатности и растратах в Министерстве обороны ФРГ. Одновременно с этим кандидатуры канцлера ФРГ Ангелы Меркель на посты глав Еврокомиссии и Европарламента лихо «прокатили» Франция и страны Восточной Европы.
Дальше — больше. Лидеры ЕС планировали выбрать главой Европарламента болгарского политика Сергея Станишева, однако евродепутаты совершили демарш и «наказали» политика за его советское прошлое и связи с Москвой. Председателем Европарламента выбрали итальянца-социалиста Давида Сассоли, чем немало насолили странам Новой Европы.
Должность Председателя Европейского совета получил бельгийский политик Шарль Мишель, а председателем европейского Центрального банка станет нынешний директор МВФ француженка Кристин Лагард, которой во Франции приписывают ошибки на руководящих постах, включая обвинения в халатности.
Персона Верховного комиссара ЕС по иностранным делам и политике безопасности — отдельная вишенка на торте «хаоса». Жозеп Боррель, министр иностранных дел Испании, представляет одну из 5 стран ЕС, которая не признает независимость Косова из-за собственных проблем с сепаратистами. Европейская бюрократия шокирована этой коллизией и не понимает, что при Жозепе Борреле произойдет с переговорами между Белградом и Приштиной. Комиссар может не только затормозить косовское урегулирование, но и сближение ЕС с балканскими государствами.
Противоречивые назначения в Евросоюзе говорят лишь о том, что задача минимум для нынешнего руководства ЕС — стабилизировать ситуацию внутри союза и на его периферии. В связи с этим одной из ключевых задач нынешних руководителей ЕС будет выстраивание предсказуемых отношений с соседями — но не более того. Такой подход категорически исключает какие-либо переговоры о перспективе членства в ЕС для стран «Восточного партнерства», в особенности Молдовы и Украины.
С другой стороны, именно сейчас Киев и Кишинев могут показать свою готовность двигаться по европейскому пути даже тогда, когда сам ЕС застрял в переходном периоде. Судя по всему, в Европе рассчитывают именно на инициативу собственно властей Молдовы и Украины. Брюссель будет с готовностью финансово, инфраструктурно и методически вкладываться в модернизацию прилегающих стран Восточной Европы. Новые власти в Украине и в Республике Молдова получают об этом прямые сигналы: например, разморозка макрофинансовой помощи Молдове — вопрос почти решенный даже несмотря на присутствие во власти пророссийской Партии социалистов. Более того, Правительство Молдовы небезосновательно рассчитывает на расширение траншей как со стороны ЕС в целом, так и отдельных государств сообщества.
Смогут ли страны «Восточного партнерства» прагматично использовать новые возможности, зависит только от них самих. Принципиально важно, что Европа, в которую сегодня движутся Украина и Молдова — сложный союз с обострившимися хроническими проблемами, массой внутренних противоречий и ростом идей евроскептиков, разочарованных ситуацией в ЕС. Для руководства Кишинева и Киева это может означать, что никаких «планов действий» Брюссель не предоставит, и возможности «изображать» реформы, предложенные европейцами, больше не будет. Очевидно, в ближайшие годы поддержка ЕС властям в Молдове и Украине может быть весьма щедрой, но только если обе страны покажут свою политическую зрелость для дальнейшего развития по европейским нормам.
Второе, о чем следует помнить украинской и молдавской власти — это изменение подходов Европы к геополитическим конфликтам. Нынешний ЕС, противоречивый и «ищущий себя», вряд ли удастся кормить вчерашней антироссийской риторикой, которая удерживала у власти режимы Плахотнюка и Порошенко. Вероятнее всего, Брюссель постарается искать выходы из внешнеполитических «клинчей» с Россией и США, и будет ждать от властей в Кишиневе и Киеве прогресса в урегулировании конфликтов в Приднестровье и на Донбассе. Восточным соседям Европы необходимо как можно скорее сформировать «свежее» видение своей внешней политики и подходов к застарелым территориальным проблемам. При этом нет никаких гарантий, что эти подходы будут единогласно поддержаны нынешним ЕС — пример заявления главы МИДЕИ РМ Нику Попеску о «гражданской войне» в Приднестровье четко показали, что нынешний Брюссель очень осторожно комментирует позиции новых властей Молдовы.
В сухом остатке европейский дрейф для Молдовы и Украины в ближайшие годы становится абсолютно непредсказуемым и рискованным процессом, в котором не будет простых решений и излишнего опекунства чиновников из ЕС. Быть может, эти несколько лет станут самым важным тестом на зрелость для украинских и молдавских политиков.