В Госдуме предложили ввести так называемый «пенсионный возраст» для транспортных средств и запретить эксплуатацию старых авто на дорогах России. С соответствующими рекомендациями в Минтранс и Минпромторг обратился Думский комитет по экономической политике и промышленности. Чем грозит нововведение автомобилистам России и что ждет владельцев старых автомобилей? Предлагаем разобраться более подробно.
Содержание
- 1 Причины для запрета
- 2 Предельный срок эксплуатации
- 3 Мнение автопроизводителей
- 4 Мнение экспертов
- 5 Заключение
Причины для запрета
Согласно статистическим данным в 2019 году из 60,5 транспортных средств, официально зарегистрированных на территории РФ, 10 млн. составляют машины, возрастом от 10 до 15 лет, и почти 21 миллион – это автомобили, перешагнувшие 15-летний порог.
По оценке экспертов средний возраст эксплуатируемых в России автомобилей близок составляет 12-13 лет, но в последние годы этот показатель демонстрирует тенденцию к росту, так как большинство автовладельцев просто не имеют материальной возможности приобрести новый автомобиль.
Среди проблем, непосредственно связанных с таким количеством транспорта, у которого уже давно закончился установленный заводом производителем предельный срок эксплуатации, стоит выделить:
- негативное воздействие на экологию, что особенно ощутимо в больших мегаполисах;
- высокую аварийность на дорогах, обусловленную плохим техническим состоянием большинства таких авто;
- практически полное отсутствие в старых моделях систем защиты пассажиров, что при аварии зачастую приводит к тяжелым последствиям.
Рекомендации для Минтранса и Минпромторга в Госдуме разработали после проведения круглого стола, в рамках которого обсуждали актуальные экологические проблемы страны. Официально инициатором нововведения выступает Альфия Когогина (Единая Россия), предложившая ввести запрет на эксплуатацию в России транспортных средств, достигших своего предельного срока эксплуатации. При этом стоит заметить, что конкретизации и уточнений, какие именно автомобили попадут в данную категорию, в рекомендациях нет.
Предельный срок эксплуатации
На сегодняшний день понятие «Предельный срок эксплуатации транспортного средства» для большинства категорий не закреплено на законодательном уровне и имеет достаточно размытые границы. Единственное исключение – автобусы, задействованные в пассажирских перевозках. Недавно принятыми поправками срок коммерческой эксплуатации такого транспорта с 2020 года будет ограничен 10 годами.
Так, разные производители легковых автомобилей по-разному определяют предельные сроки эксплуатации для своих авто. По временным рамкам это примерно 12-15 лет, а по пробегу 120-150 тыс. км. Но, все эксперты едины во мнении, что ни один из предложенных вариантов не является универсальным, ведь для каждого транспортного средства этот вопрос очень индивидуален и зависит от многих параметров:
- условий хранения и эксплуатации;
- интенсивности использования;
- качества топлива;
- своевременности проведения технического обслуживания и ремонта.
Убедительным доказательством могут служить как раритетные автомобили, дожившие до наших дней в идеальном состоянии и надежные модели, «набегавшие» уже более 300 тыс. км. и более, так и автомобили, которые сошли с конвейера всего несколько лет назад, но по тем или иным причинам, уже могут быть причислены к таким, что вредят экологии и представляют собой потенциальную опасность на дорогах.
Мнение автопроизводителей
Естественно, запрет на эксплуатацию старых авто, который предлагают в Госдуме, очень выгоден для автопроизводителей, ведь владельцам «авто-пенсионеров» не останется иного выхода, кроме как копить на новый автомобиль.
Тем не менее, даже заинтересованные в росте продаж производители понимают, что стимулировать к приобретению нового автомобиля необходимо не штрафами, а экономически выгодными предложениями. Ярким примером таких инноваций можно считать льготные условия кредитования для бизнеса или программу «Первый автомобиль».
В последние годы производителей авто, представленных на отечественном рынке, больше волнует вопрос импорта дешевых транспортных с «предельным возрастом», из соседних стран.
Мнение экспертов
Специалисты, выразившие свое мнение по данному вопросу, едины во многих вопросах. Так, эксперты считают необходимым введение ограничений не только по возрасту, а и по пробегу для автомобилей, задействованных во всех сферах пассажирских перевозок (такси, микроавтобусов, рейсовых автобусов от городских до международных).
Обновление автопарка в сфере грузоперевозок тоже отличная идея. Скорее всего, за замену старых «чадящих» грузовиков на новые и современные, соответствующие самым высоким экологическим требованиям, готовы проголосовать многие россияне. Но, нельзя забывать, что за потенциальное улучшение экологической ситуации в конечном итоге заплатит потребитель. А потенциальным оно будет по той причине, что на дорогах останется огромное количество старых легковых авто. Не стоит забывать, что именно частный транспорт сегодня является причиной неимоверных пробок в мегаполисах.
При этом большинство экспертов акцентирует внимание на том, что ввести аналогичные ограничения для личного транспорта россиян будет достаточно сложно. Гораздо разумнее по мнению многих, не допускать появления на дорогах «автохлама». Но, в условиях, когда техосмотр превратился в чистую формальность, а купить можно практически любой документ, не говоря уже о страховом полисе, на эти институты уже можно не рассчитывать.
Заключение
Итак, если идея найдет поддержку, то уже в ближайшем будущем штрафные санкции грозят компаниям, своевременно не отправившим на утилизацию состарившиеся автомобили.
Считаете, что это норма не коснется старых жигулей, праворульных японцев и прочих «пенсионеров» автомобильной индустрии, имеющихся в частных гаражах россиян? Возможно и да, в первом своем варианте. Но, что будет дальше, когда нововведение успешно укоренится в сфере коммерческого автотранспорта?
Также смотрите видео новость и что говорят эксперты о том, что в Госдуме снова предложили запретить в России эксплуатацию старых авто: