Недавно президент подписал изменения к закону о новых инвестиционных возможностях для проведения масштабной энергомодернизации, которые позволяют частным ЭСКО-структурам работать с бюджетниками через систему ПРОЗОРРО.
Первые тендеры начнут проходить уже к концу 2017 года. А реальные договора появятся к весне-лету 2018 года, считают опрошенные эксперты.
Залатали дыру
Сам закон об энергомодернизации не нов: он действовал с 2015 года. Но компании не смогли работать с бюджетными объектами после вступления в силу в августе 2016 года закона «О публичных закупках». Принимая его, депутаты «забыли», что ЭСКО услуги не могут быть отобраны по критерию самой низкой цены (как работает ПРОЗОРРО).
Для них предусмотрен такой критерий как энергоэффективность. В результате закупки по многим разрабатываемым проектам остановились. И только в Одесской области, Виннице, Полтаве и Киеве успели провести 20 тендеров по старым правилам и заключить договора с компаниями.
«Теперь необходимые изменения есть, но бизнес осторожно воспринял эту новость и не спешит вкладывать деньги», – отметил старший юрист ЮФ “Антика” Александр Третьяков.
ЭСКО-компании будут ждать, минимум, 3 месяца пока Минэкономразвития доработает систему ПРОЗОРРО, которая пока технически не готова проводить закупки по специальным правилам. «По самым оптимистичным оценкам доработка займет от 3-х до 6-ти месяцев», – уточнил Александр Третьяков.
«Чем дольше чиновники будут размышлять, тем дольше будем модернизировать школы и садики, потому что с каждым отопительным сезоном затраты бюджета растут, а состояние зданий ухудшается. Комплексную модернизацию можно проводить только в межсезонье, когда не работают системы отопления. На устранение «мелких» недочетов, чистку труб, установку теплового пункта или котельной, необходимо 2-3 месяца. Но на комплексную модернизацию – около полугода», – отметил директор компании «ДТЭК ЭСКО» Роман Федорченко.
Кто нагреет руки
Задержать запуск проектов по модернизации могут и сами бюджетные учреждения. От них требуется предварительная подготовка, как например, проведения энергоаудита и утверждение норм базового энергопотребления, в зависимости от которых в будущем будет высчитываться экономия, а также оплачиваться услуги подрядчиков. Но на эту работу тоже нужны деньги. «Скорее всего, дополнительные средства должны быть предусмотрены в местных бюджетах. Поэтому чиновники будут идти на тендеры, руководствуясь наличием средств в казне», – предположил старший юрист международной юридической группы «Leman» Арсен Низельский.
Во многих городах может не хватить средств на такие работы. А грантов и технической помощи от международных финансовых организаций, за счет которых могут финансироваться энергоаудиты, на всех не хватит. В первых проектах, которые успели запустить, энергоаудиты оплачивали заинтересованные инвесторы. Но с введением закупок через аукционы ПРОЗОРРО, когда инвестора-победителя определят в последний момент, компании будут не очень заинтересованы тратить свои средства. «Сложно ожидать от инвестора вложения средств без каких-либо гарантий того, что контракт выиграет именно он», – отметил Александр Третьяков.
Качественный энергоаудит компаниям принципиален. От него зависит сколько средств им предстоит вложить в модернизацию зданий, какую экономию затрат получат садики и школы, сколько заработают ЭСКО-структуры. Ведь потраченные средства им никто не вернет, если экономии не будет.
«Оплата гарантирована если будет результат. Если неправильно оценили проблемы и просчитались – никто не заплатит. Нет обязательного платежа», – констатировал Роман Федорченко.
Есть риск, что будут создаваться «свои» аудиторские структуры. «Подобная картина – с системой пожарной безопасности, где свои фирмы контролируют соблюдение норм пожарной безопасности. Чужим будет сложно прорваться на этот рынок», – подчеркнул финансовый эксперт Алексей Кущ.
Недоверие к энергоаудитам обернется двойными финансовыми тратами для компаний.
«Мы не можем полагаться на чужие оценки, инвестируя свои средства. Надо быть уверенным в показаниях базового энергопотребления, от которого будет считаться экономия. Так что перепроверять будем за свой счет», – подтвердил Роман Федорченко. Стоимость энергоаудита школы/детсада зависит от их размеров и количества строений. Например, по объектам, оцениваемых ранее «ДТЭК ЭСКО», энергоаудит обошелся в 9-25 тыс. грн.
Есть на чем заработать
Несмотря на все недостатки, рынок энергомодернизации интересен. Его объем, в Государственном агентстве энергоэффективности оценивают в 200 млрд. грн. Только бюджетных учреждений – школ, садиков, больниц – в Украине 78 тыс. Даже иностранные компании хотят зарабатывать на их утеплении. Но они пока не готовы работать с гривной.
«Хотят работать с валютой. Вложить в ремонт садика тысячи евро можно, но как потом этот садик будет рассчитываться? У него, как и у местных бюджетов, нет доходов в евро. А с гривной иностранцам работать невыгодно», – поделился Роман Федорченко.
Рынок энергомодернизации стал особенно интересным для бизнеса после появления в законодательстве «долгосрочных обязательств по энергосервису». Это означает, что государство/местные бюджеты гарантируют ЭСКО оплату их услуг на весь срок действия договора.
Хотя, риски неоплаты все же остаются. «Бюджет формируется каждый год. И если доходов будет не хватать, то и энергосервисные контракты могут оказаться в зоне риска. Школы и детсады, как соцсферу, можно отнести к защищенным статьям. Но к договорам с энергосервисными компаниями, которые предоставляют коммерческую услугу, могут быть вопросы. Эти риски ЭСКО должны будут учитывать. А так как никаких других форм обеспечения гарантий по бюджетным учреждениям нет, то свои риски компании тоже могут закладывать в тарифы», – предположил Арсен Низельский.
Вита Филонич