Несмотря на то, что мультфильмы сегодня занимают значительную часть досуга детей, информации об их влиянии на психику и мировоззрение ребёнка в широком доступе крайне мало. И эта ситуация выглядит, мягко говоря, странно, так как в производстве современной мультипликации задействовано огромное количество людей и финансов, но при этом грамотные и профессиональные оценки экспертов о пользе или вреде просмотра того или иного мультика озвучиваются крайне редко.
Но разве не этот вопрос должен стоять на первом месте по важности и волновать как производителей анимации для детей, так и родителей, которые доверяют психику своего ребёнка экранным образам? А если он так важен, то почему обходится молчанием?Нам удалось найти в Интернете несколько интервью специалистов в этой сфере, и высказанные ими мнения и оценки свидетельствую о том, что представленная тема нуждается в пристальном внимании со стороны, как простых родителей, так и экспертов, работающих непосредственно с детьми. Призываем наших читателей распространять представленные видеоматериалы, а также делиться своими мыслями и наработками в этой области.
Интервью с доктором психологических наук Еленой Смирновой
Своим огромным опытом по теме влияния мультфильмов делится Елена Олеговна Смирнова, доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ.00:10 О Центре психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ02:10 Современные дети обычно начинают смотреть мультфильмы в 2 года02:50 Физиологические аспекты влияния мультфильмов на мозг ребёнка05:00 Мнимая безопасность ребёнка при просмотре мультиков06:00 Эмоциональные переживания и модели поведения героев07:50 Первичное требование к мультфильму: сюжет должен быть понятен ребёнку09:10 Поучительные модели поведения09:50 Мультфильмы, которые можно показывать детям в возрасте 3-4-х лет11:20 Надо ли показывать дошкольникам один и тот же мультфильм несколько раз12:00 Мультфильмы с драками и агрессией – их влияние на детей13:40 «Лунтик» – положительные и отрицательные стороны15:25 «Смешарики»: образы – детские, содержание – взрослое16:55 Мультсериал «Маша и медведь»: близкий ребёнку, но разрушительный образ главной героини17:50 Нарушение полоролевых моделей в мультпродукции и в жизни19:50 Что показывать ребёнку20:40 Чем привлекают детей современные мультфильмы21:18 Чем активнее, быстрее, клиповее видеоряд – тем сильнее парализуется воля и сознание зрителя23:05 Паралич активности ребёнка, привыкшего смотреть мультфильмы23:40 Последствия экранной зависимости: гиперактивность, задержка речевого развития, аутизация, нарушение навыков общения и т.д.24:50 Гламуризация чудовищ и образов смерти в продукции для детей27:50 Развенчание народного фольклора в серии мультиков про трёх богатырей
28:45 Состояние отечественной мультипликации
Интервью с доктором психологических наук Галиной Филипповой
Филиппова Галина Григорьевна. Доктор психологических наук, профессор, Ректор Института перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы.00:00 Насколько сильно мультфильмы влияют на детей02:20 Современная мультипликация с точки зрения психолога03:10 Коммерциализация вместо воспитания03:55 Как родители выбирают мультфильмы05:20 Внешний вид героев мультиков и связь с их поведением07:35 Допустимо ли праведное насилие со стороны положительных персонажей09:35 Насилие в сказках и насилие в современных мультфильмах. В чём разница?12:30 Какая грань между красотой и сексуальностью женских персонажей15:50 Модель отношений мужа и жены в мультфильме «Шрек»17:35 Искажение физических пропорций тела у персонажей20:45 Всегда ли мультфильмы должны заканчиваться Хэппи-Эндом23:22 Образ родителей в русской и западной культуре25:40 Можно ли доверить ребёнку самостоятельно выбирать мультики для просмотра28:01 Как должен выглядеть главный герой для детей разных возрастов29:40 Родителям надо делать выбор
Интервью с детским психологом Валентиной Паевской
Разговор о телевизоре и в частности о мультфильмах: когда можно уже включать мультфильмы ребенку, на какое время можно включать, нужно ли это делать вообще и вредны ли мультфильмы.00:30 С какого возраста показывать ребёнку мультфильмы?00:55 Роль телевизора в проблемах с психикой детей02:45 Мультики, которые воздействуют на непроизвольное внимание03:10 Смотрят, но ничего не понимают04:05 Формат подачи информации детям05:05 Откуда возникают проблемы в школе05:55 Увеличение количество событий и смены планов на минуту времени06:30 Видео и телевидение в раннем возрасте07:25 Какие мультфильмы показывать детямМнение Валентины Паевской: «К сожалению, тенденция по моим наблюдениям такова, что детей с искусственной задержкой развития становится все больше, поэтому сейчас я выступаю категорически против телевизора вообще. Особенно детям гиперактивным, детям с дефицитом внимания телевизор противопоказан.Но я также знаю, что в реальности многие родители не могут отказаться от этой привычки. Поэтому обобщу правила, которые стоит выполнять:1. Мультфильмы только после 3 лет.2. В день не более 20-30 минут. Старайтесь выбирать советские мультфильмы, где нет такого «мелькания» и форсирования сюжета, как в современных мультфильмах.3. На каждый мультфильм приходится 1 документальный фильм (например, о животных). Таким образом мозг учится обрабатывать разную информацию.Пожалуйста, отнеситесь серьезно к рекомендации не включать мультфильмы детям до 3 лет. Все современные мультики воздействуют на непроизвольное внимание и искусственно заставляют ребенка смотреть их. Это негативно влияет на эмоционально-волевую сферу и на когнитивные способности ребенка. Все негативные последствия вы заметите в школе!»
READ В МИД оценили разговоры о компенации Минску по налоговому маневру