Регенерация отработанных масел – это важнейший источник сокращения их расхода. В двигателях чистота масел достигается за счет применения специальных фильтров.
Процессы использования регенерированных масел и фильтрация действующих взаимосвязаны: первый сокращает расход свежего продукта на доливку, а второй – продляет срок службы и сокращает расход на замену.
Сбор и последующее хранение отработанных масел – задача не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Именно на этом этапе по неосторожности или незнанию обслуживающий персонал может предпринять действия, которые могут существенно усложнить будущую регенерацию или же сделать ее и вовсе невозможной. Например, смешивание нефтепродуктов разных марок в одной накопительной емкости делает получение какого-либо ценного сырья затруднительным. А неплотно закрытые резервуары приводят к накоплению в маслах воды и различных механических примесей, что нежелательно.
Каждому сорту масла должна соответствовать своя тара, при этом с целью недопущения ошибок на ней должны размещаться таблички с наименованием нефтепродукта.
Восстановление отработанного масла предусматривает удаление из масел топливных фракций, механических примесей, воды, органических кислот, нейтральных и кислых смол, асфальтенов и т.д.
Способы проведения регенерации отработанных масел могут быть самыми разнообразными: отстаивание и фильтрация, обработка кислотами и щелочами, контактная очистка и фильтрация, отгон топлива и т.д.
При отстаивании проводят нагрев продукта, после чего его выдерживают при температуре 50-90 ºС. Длительность такого процесса зависит от степени загрязнения и в разных случаях может колебаться от 4 до 48 часов.
Для удобства последующей регенерации все отработанные нефтепродукты делят на группы:
- ММО – моторные масла;
- МИО – индустриальные масла;
- СНО – слив нефтепродуктов.
На завершающем этапе реализуют контактную или щелочную очистку.
Простейшая регенерация – это комбинация отстаивания и фильтрации. Ее достаточно только для восстановления трансмиссионных масел.
При контактной очистке и фильтрации отработанное масло сначала нагревают и отстаивают, а потом добавляют от 3 до 10% отбеливающей глины. После впитывания адсорбентом вредных примесей масло фильтруют.
Процедура регенерации автомобильных масел, содержащих комплексные присадки, включает в себя обработку масла поверхностно-активными веществами (ПАВ), отстаивание, перемешивание продукта с глиной и водой, а также фильтрацию. В качестве ПАВ может использоваться концентрированная серная кислота, тринатрийфосфат или кальцинированная сода.
В заключении отметим, что себестоимость масла, прошедшего регенерацию, в 1,3 раза меньше, чем себестоимость свежего продукта.