Продолжаем экскурсию по технологиям высокоразвитой культуры эпохи возрождения.
Часы «Павлин»
Часы были сделаны в 1770г в Англии. Предназначались в качестве подарка китайскому императору, но были проданы князю Потемкину для подарка Екатерине II. Часы доставили в разобранном состоянии и по дороге были потеряны некоторые детали. Их восстановил, отремонтировал И.Кулибин, который уже находился в должности механика при Академии наук.Часы в рабочем состоянии до сих пор. Их заводят раз в неделю для поддержания работоспособного состояния. Каждые 15 минут звучит музыка и оживают фигурки трех птиц. Элементы механизма сделаны из серебра и позолоченной меди.
***
Слева — часы из Германии, примерно 1550 года. Справа – часы 16 века, Британский музей.
Даже тогда был уровень высокий инженерной мысли. Перед изготовлением нужно рассчитать передаточное число механизма, что бы он точно передвигал стрелки в соответствии с длительностью суток. А для этого нужно было привлечь и астрономические наблюдения, либо привязываться к отсчету других ранее изготовленных часов.
Но это настольные часы. В конце 16в. были и миниатюрные, вот примеры:
Можно только восхититься инженерам того времени. Или как их называют, просто часовых дел мастера.
Современный процесс сборки швейцарских механических часов:
Но перед сборкой все эти детали нужно изготовить с высочайшей точностью! Сейчас все расчеты делают в программе и детали изготавливаются на станках с ЧПУ. А как это было ранее?
Современное изготовление шестеренок для больших часов на токарных станках. Думаю, и раньше все было абсолютно так же.
Пластины для шестеренок нужно было еще ровно напилить.
Справа — станок Меркляйн Роуз, 1780 г. для создания получения симметричных много лепестковых деталей. Слева: Токарный станок, Лондон, 1838 г.
По всей видимости, именно на станках с таким принципом работы получали шестерни для часов. А не вручную.
Станки 17-18вв.
Другие примеры станков того времени я показывал в предыдущей части.
Можно уже с уверенностью сказать, что разнообразные станки были не только в начале 19в., но и в 18в., а может и раньше. Об этом говорят и такие изделия как шарманки, музыкальные шкатулки, часы, средневековые роботы (куклы-автоматоны).
Уровень инженерной мысли в них — на высоком уровне. Для современного кустарного производства недосягаем. А многие говорят, что раньше жили глупые предки.
Технология изготовление шестерней – вот интересный вопрос. Подробно про этот процесс информации нигде нет. Шестерни в часах вращаются во втулках. В современных – в рубиновых. А как делали узлы трения тогда, и в особенности втулки в станках? Или подшипники как делали? Или там тоже все на втулках?
***
Другой вид шедевра инженерной мысли и музыкальных способностей мастеров 18-19вв. – это шарманки и музыкальные шкатулки:
Сейчас трудно вообразить, что бы какой-то мастер совместил свои таланты в чем-то подобном. Может те мастера и музыку свою для таких устройств писали?Но эта автоматика 18в. еще «цветочки». Посмотрите на андроидов того времени, которые умели писать и играть на музыкальных инструментах!
Официальная информация про эту куклу-робота гласит: была изготовлена в 1770гг. швейцарским часовщиком Пьер Жаке-Дро. Этот автоматон способен писать гусиным пером предложения, длиной до 40 символов: «Я люблю тебя, мой город» или «Пьер-Жаке Дро — мой изобретатель». Автор дал ему название Каллиграф. Рост куклы-робота имеет пятилетнего ребенка. Конструкция состоит из 6000 деталей. Корпус состоит из дерева. Голова – из фарфора.
Кукла не просто пишет предложения, она еще мокает гусиное перо в чернильницу, стряхивает его, поворачивает голову, якобы следя за этим процессом и следит глазами. Пьер Жаке-Дро изготавливал куклу два года.
Автор-конструктор так же создавал часы с поющими птицами и фонтанами. Но у него есть еще два произведения инженерной мысли: куклы «Рисовальщик» и «Музыкантша».
Музыкантша состоит из 2 500 деталей. Она сидела за маленьким, но настоящим клавесином и исполняла музыку, нажимая на клавиши. Умела исполнять пять композиций. Кукла даже «дышала» и так же двигала глазами.
Кукла умеет рисовать портрет Людовика XVI и изображение его собачки Туту.
Все три куклы находятся в Музее искусства и истории Невшателя и до сих пор работают.
Думаю, это лишь дошедшие до нас изделия уникальных инженерных способностей мастеров того времени. Что бы сейчас такое повторить, нужен труд коллектива: от проектировщиков, до специалистов в токарном деле.
Предыдущая часть