Многие банки, например, всё тот же СБ РФ, прибегает к выпуклому нанесению цифр. Это уже не просто голографическое, серебристое либо золотистое тиснение, а реальный серийный номер, который буквально можно потрогать руками. На вопрос, зачем на банковских картах выпуклые цифры, банк чаще всего отвечает, что это элемент роскоши для VIP-клиентов, а не только рубеж защиты банковских карт от подделки. В прошлые годы, когда банковская карта являлась визитной карточной состоятельного человека, выпуклые цифры и буквы были чем-то самим собой разумеющимся.
Иллюстрация собственного производства
Некогда банковские карты выполнялись из высококачественного лакированного картона: электронных кассиров тогда не было, и сотрудник магазина или кафе переносил сведения (тот же серийный номер) самостоятельно на бумажный листок и отсылал по телефону их операционисту банка, чьей картой и пользовался покупатель. Тот, в свою очередь, списывал с карты запрашиваемую продавцом сумму. Этот прообраз современной банковской карты, сегодня оснащённый SIM-чипом, приводил к тому, что возникла потребность в огромном количестве таких сотрудников, обрабатывающих заказы вручную. Вся эта бумажная волокита привела к тому, что банкам стало невыгодно содержать всё более увеличивающийся штат сотрудников, они сами бы попросту закрылись, ибо заплатить в магазине наличными было в десятки раз быстрее, чем создавать такие сложности. Это и привело к внедрению автоматических систем, сегодня выполняющих оплату за секунды – их вы можете увидеть в том же «Магните» или «DNS». Как бы то ни было, выпуклые цифры стали прерогативой VIP-декора.
Но вернёмся в прошлое. Картон в банковских картах был заменён на металл – тот-то и позволил печатать выпуклые цифры и буквы. При покупке использовался не современный кассовый мобильный терминал размером примерно в четыре уложенных друг на друга одинаковых смартфонов iPhone, а импринтер. К работе полагался так называемый «слип» — печатающее устройство, наносящее на бумагу считанные при помощи читающего устройства данные с карты. Это значительно облегчило труд продавца, обладающего полномочиями работы с банковскими клиентами.
Импринтинг – пережиток, оставивший след в американских кино 1980-х. В России, на излёте СССР, банковских карт почти не было, а в 90-е годы первые карты напоминали таксофонные – с магнитной полосой, где указывалась информация о клиенте и о состоянии счёта. В 2000-х сменилось целое поколение кассовых аппаратов – помимо полностью автоматических систем, на смену магнитным картам пришли полностью электронные банковские карты, контактная площадка представляет собой скрытый в толще карты наночип, напоминающий SIM-карту для доступа к услугам сотовых сетей с мобильных устройств. В 2010-х их повсеместно стали вытеснять бесконтактные карты, которым уже не требовалась вставка в мобильный кассовый терминал – они работают по технологии «проходных» ключей Proximity: вместо SIM-контактов используется резонансный контур на частотах в десятки или сотню с небольшим килогерц, а передатчик встроен в терминал – вместе с приёмником, считывающим ответную информацию с отражённого от контура карты сигнала. Последним писком моды стала бесконтактная оплата при помощи считывания QR-кода с тыловой камеры смартфона, в котором устанавливается специальное приложение от всё того же Сбербанка, но это уже другая история. Тем не менее, контактные карты с SIM-чипом свободно позволяют наносить на них выпуклые цифры, «золотой» и «платиновый» декор и прочую VIP-атрибутику. Банковские карты без выпуклостей и особого тиснения – показатель «бесплатности», низкобюджетности клиента (например, всё тот же «Моментум» от СБ). Но на всех картах, включая VIP, должны присутствовать серийный номер и имя владельца на транслите.
Шанс на то, что вы столкнётесь с импринтером, невелик – например, отель в высокогорной части какой-нибудь европейской страны, куда «не обралась цивилизация».