Share Tweet Share Share Email CommentsИван Абакумов, Михаил Мошкин
Полиция Гибралтара начала допрос моряков арестованного ранее не то панамского, не то иранского танкера, который вез нефть в Сирию. Что за люди взяты под арест, не ясно. Известно, что в команде есть украинцы, а набирала экипаж фирма из Одессы. Но в Иране почему-то объявили, что танкер принадлежит россиянам. Так чей же корабль захватили англичане и должна ли Россия защищать его экипаж?
Следователи начали допрашивать моряков с задержанного в Гибралтарском проливе танкера Grace 1 – пока в качестве свидетелей, чтобы установить характер перевозимого груза и пункт назначения. А суд Гибралтара продлил задержание Grace 1 на две недели, сообщает ТАСС.
Напомним, власти Гибралтара задержали супертанкер Grace 1 в четверг, заподозрив его в транспортировке иранской нефти в Сирию. Изначально сообщалось, что все происходило по требованию США. Впрочем, власти Гибралтара уверяют, что решение приняли сами, передает РИА «Новости». При этом саму операцию по захвату судна английский спецназ провел в испанских территориальных водах. Возмущенный этим Мадрид теперь готовит ноту протеста в Лондон, пишет газета El Pais.
Главный редактор «Морского бюллетеня» Михаил Войтенко предрекает: если в итоге расследования будет вычислен оператор танкера, то его «показательно накажут». «Но дело-то выгодное. На транспортировке в Сирию иранской нефти можно заработать очень хорошие деньги. Судовладельцы – они ведь постоянно по грани ходят. А тут такое выгодное дело, авось пронесет, думают они», – пояснил он газете ВЗГЛЯД.
Но пока конечный владелец неизвестен. И вообще с момента задержания судна пошли уже третьи сутки, но вокруг него остается множество загадок.
А танкер вообще чей?
Танкер шел под флагом Панамы, но всем очевидно, что это пустая формальность – этот флаг использует множество судовладельцев из самых разных стран мира. Изначально пресса назвала танкер иранским.
Директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров уверен, что американцам будет сложно вычислить настоящего владельца, потому что «иранцы максимально обезличивают танкеры, на которых поставляют нефть в Сирию». «Отключают радиомаяки, так что это такие блуждающие танкеры. Но чтобы иранские танкеры шли под флагом, например, Панамы или ОАЭ, я такого не слышал», – признался Багдасаров газете ВЗГЛЯД.
Тем временем в пятницу иранское агентство Mehr неожиданно сообщило о принадлежности судна российскому судовладельцу – фирме Russian Titan Shipping Line. Согласно данным из открытых источников, владеет Grace 1 действительно компания с названием Russian Titan Shipping Line, но она зарегистрирована в Дубае (ОАЭ). Однако в переписке на тематических интернет-форумах указывался другой юридический адрес – островное государство Сент-Китс и Невис. Но и это ни о чем не говорит, это просто офшорная зона, услугами которой также пользуются бизнесмены со всего света.
По словам Войтенко, упомянутая иранцами компания не имеет никакого отношения к танкеру. Владельцем и менеджером Grace 1, по его данным, является либо компания E-ships, либо компания GraceTankers. Обе фирмы расположены в Сингапуре, их хозяева не имеют к России никакого отношения.
Что за люди были на борту?
В момент задержания на борту находились 28 моряков, среди которых граждане не только Украины, но и Индии и Пакистана. Они-то теперь и подвергаются допросам британских следователей.
Достоверно известно, что набирала команду на Grace 1, в частности, украинская фирма Azamara Group из Одессы. Также есть сообщения, что на судне служили украинские и российские моряки. В 2010 году сообщалось, что «груз и бизнес» судна – иранские, и что танкер на тот момент перевозил метанол.
Зачем Иран объявил танкер «российским»?
Войтенко отметил, что танкеры с иранской нефтью регулярно ходят в Сирию – и «регулярно попадаются на этом». «По большому счету, кто владелец танкера, не так важно, – заметил Войтенко. – Grace 1 задержали за то, что он перевозил груз из Ирана, что запрещено американскими санкциями. И перевозил он этот груз в Сирию. А это уже противозаконно по санкциям Евросоюза».
По словам Войтенко, после ареста судна Тегерану ничего не оставалось, кроме как указать на «российский след». «В истории с захватом супертанкера Иран подставляет Россию, за неимением других вариантов», – предполагает Войтенко.
Однако в Вашингтоне явно решили на сей раз не искать «русский след». Там восприняли инцидент в Гибралтаре как удачный удар по интересам Тегерана. Советник президента США по нацбезопасности Джон Болтон уже назвал произошедшее отличной новостью.
Со своей стороны, Тегеран не отрицает – судно действовало в интересах Исламской республики. МИД Ирана признал, что судно перевозило иранскую нефть. Сирийский маршрут, впрочем, там не подтвердили – куда шел груз, не уточнялось.
Зато секретарь Совета политической целесообразности Ирана Мохсен Резайи (бывший командующий Корпуса стражей Исламской революции) в своем Twitter уже назвал ситуацию «недопустимой» и пригрозил дать симметричный ответ: например, захватить один из британских кораблей, пока Grace 1 не отпустят.
Почему Сирия не пользуется собственной нефтью?
Багдасаров напоминает: если до гражданской войны Сирия ежедневно перерабатывала 380 тыс. баррелей нефти, то теперь производится всего 15 тыс. баррелей в день, чего явно недостаточно.
«Для Сирии теперь основной поставщик нефти, нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов – это Иран.
Не единственный поставщик, но главный. Танкеры идут вопреки американским санкциям и прибывают в сирийский порт Банияс, это не секрет», – подытожил Багдасаров.
Независимый военный эксперт Антон Лавров объяснил, что у Сирии сейчас осталось «не так много собственной нефти». «Их основные месторождения – газовые. Во время войны месторождения, НПЗ и трубопроводы получили серьезные повреждения. Поэтому сирийцам проще привезти один большой танкер с топливом, пусть и кружным путем, вокруг Африки, чем собирать небольшие объемы по всей стране», – сказал Лавров газете ВЗГЛЯД.
По его словам, в Сирии начались работы по восстановлению нефтепромышленности, но только в самых спокойных районах – в основном вблизи столицы. «А все пустынные месторождения потребуют больших инвестиций при восстановлении. Пока там по-прежнему сохраняется опасность нападений со стороны осколков «Исламского государства», – рассказал Лавров.
Как связаны танкер и атомная бомба Ирана?
Хотя супертанкер не имеет к нам никакого отношения, Москва выступила с резким осуждением ареста. И вызвано это геополитическими резонами.
«Осуждаем захват супертанкера под панамским флагом, осуществленный 4 июля властями Гибралтара при содействии спецподразделения морской пехоты вооруженных сил Великобритании, – заявил в пятницу вечером российский МИД. – Задержание судна и находившегося на нем груза расцениваем в качестве целенаправленной акции по дальнейшему осложнению ситуации вокруг Ирана и Сирии».
Тот факт, что сразу после захвата зазвучали восторженные комментарии ведущих политиков Британии и США, подтверждает – данная акция готовилась давно, с участием спецслужб нескольких стран, уверены в Москве.
В заявлении МИДа говорится, что данный шаг противоречит настрою ведущих стран Евросоюза, включая Великобританию, добиваться сохранения договоренностей с Ираном в ядерной сфере. «Последствия могут быть тяжелыми», – предупредили в Москве.