«Здравствуйте!» — пословицы и пожелание здоровья в славянской культуре

0
204

«Здравствуйте!» - пословицы и пожелание здоровья в славянской культуреДеньги — медь, одёжа — тлен, а здоровье — всего дороже.Старинная русская пословица

Здравствуй, человек!

«Здравствуйте!» Так принято приветствовать друг друга у нас, русских, а точнее, у русских, украинцев, белорусов и других народов единого славянского корня.«Здравствуй!» — говорим мы друг другу ежедневно, улыбаясь, излучая радость от встречи. И получается, что с этим словом «здравствуй» мы передаём друг другу частичку собственного благополучия — здоровья, радости, счастья. Как бы подзаряжаем друг друга на расстоянии психической энергией жизни — Духом жизни.Но что не менее важно, прощаясь, мы говорим: «Будь здоров!»Видимо, все же не зря мы произносим в течение тысячелетий каждый день: «Здравствуй!» «Здорово!» или «Будь здоров!»Сегодня мы произносим эти слова не задумываясь, часто по привычке. Но когда-то наши предки здоровались, полностью отдавая себе отчёт в целесообразности такого приветствия. Вспомним, что писал по этому поводу величайший знаток русского фольклора, народных обычаев А. Афанасьев: «…по глубокому убеждению первобытных племён, слово человеческое обладало чудодейственной силою: на этой основе возросло верование, доселе живущее у всех индоевропейских народов, что слово доброго пожелания и приветствия (здравиц, то есть пожеланий здоровья при встрече и на пиру при «заздравных» кубках) призывает на того, кому оно высказывается, счастье, довольство, крепость тела и успех в делах; наоборот, слово проклятия или злого пожелания влечёт за собою гибель, болезни, разные беды…» Столь фантастическая роль и действенность слова человеческого совершенно реальны, и объясняется это, как свидетельствовал известный русский физиолог, академик Иван Петрович Павлов, тем, что «…слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные, общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных. Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения…».Это важнейшее научное свидетельство непреходящей биологической и социальной ценности слова в жизни человека, того, почему слово «здравствуй» сохранилось в обиходе нашего народа в течение многих тысячелетий.Если бы эти слова мало значили для нас, для жизни нашего народа, они давно бы перестали существовать. Их давно бы уже забыли. Факт, что эти слова, понятия существуют сейчас и занимают особое место в иерархии ценностей жизни, говорит сам за себя.«Здравствуй, человек!» — произношу я и задумываюсь. Как можно понимать это? Что вкладывать в такое как будто простое, извечно существующее, оставленное нам далекими предками-язычниками выражение — понятие высочайшей гуманистической сути!Итак, повелительная форма глагола «здравствовать» указывает на повеление, приказание исполнять то, что составляет суть этого слова — повелевает здравствовать.Вот какое повеление дали нам, потомкам, на многие тысячелетия наши «тёмные предки»! Уму непостижимо! Они в чем-то и как-то запрограммировали (в известной степени) наше здоровье в слове (не говоря уж о том, что вложили в генетическую программу нашу, в нашу наследственность определённые качества, необходимые в плане здравствования — выживания). Они приказали нам здравствовать! Люди! Вдумайтесь в это!Завет предков здравствовать, закодированный в слове «здравствуй» и пронесённый через века, можно понимать однозначно — быть здоровыми физически и психически всегда, жить полнокровной жизнью нормального, то есть свободного в своих мыслях и делах человека, сильного, смелого, счастливого! Вот что в первом приближении можно понять под магическим словом «Здравствуй!». Будь вечен в своём человеческом обличье, в лучших человеческих проявлениях. Здравствуй — живи и наслаждайся всем, что дарит тебе жизнь, природа. Наслаждайся солнечным лучом после темноты, прохладой желанных капель дождя после жаркого солнца, голубизною чистого неба и зеленью трав и деревьев, шелестом листьев и свежестью ветерка, безбрежным простором степи и очарованием причудливых гор. Наслаждайся ароматами земли, цветов! Дыши живительным воздухом! Пей живительную влагу земли! И живи, живи, живи! Как зеницу ока береги в себе то, что может усвоить, воспользоваться всеми этими природными благами — береги здоровье как основу реализации всех этих благ жизни. Поддерживай и развивай все, что укрепляет его, — от требуемой пищи и напитка до повседневного труда и отдыха, не допускай нарушений, которые повредили бы здоровью. А нарушения эти известны — не пей водку, не кури табак, не употребляй наркотики, не допускай всех тех излишеств, которые губят твоё здоровье, не позволяют тебе выполнять завет предков — здравствовать.Эта формула жизни предусматривает все самое светлое и дорогое, все, что дарует, приносит здоровье и жизнь, но не болезни и смерть!Здравствуй, человек! Это значит — будь человеком в самых лучших его проявлениях. Будь честным и совестливым, справедливым и жалостливым, как зеницу ока береги эти качества в себе самом и в своих ближних. Вот что такое «здравствуй» в моем понимании.Народ наш отлично знал, что здоровье — это радость жизни. Здоровье — это благополучие и счастье. Здоровье— это радость общения с природой, родными и близкими. Здоровье — это радость бытия. Здоровье — это торжество разума, могущество и бессмертие мысли.Здоровье, наконец — это порою фантастическая, сказочная мечта о радостной жизни, сказочный образ бессмертия. Здоровье — это фантастическая сила выживания, даруемая человеку матерью-природой.Слово «здравствуй» служило для наших предков программирующим кодом, своего рода заговорным словом. А это уже область психологического воздействия людей друг на друга. Александр Николаевич Афанасьев, ссылаясь на мнения наших древних предков-язычников, писал: «Могущество заговорного слова безгранично, оно может управлять стихиями, вызывать громы и молнии, бурю, дожди, град и задерживать их, творить урожаи и бесплодие, умножать богатство, плодить стада и истреблять их чумною заразою, даровать человеку счастье, здоровье, успех в промыслах и подвергать его бедствиям, прогонять от хворого болезни и насылать их на здорового, зажигать в сердце девицы и юноши любовь или охлаждать пыл взаимной страсти, пробуждать в судьях и начальниках чувства милосердия, кротости или ожесточения и злобы, давать оружию меткость и делать воина неуязвимым ни пулями, ни стрелами, ни мечом, заживлять раны, останавливать кровь, превращать людей в животных, деревья и камни, короче сказать: это слово может творить чудеса, подчиняя воле заклинателя благотворные и зловредные влияния всей обожествлённой природы…»О гениальности такого подхода предков-язычников говорит все — научные обоснования современной психологии, свидетельствующие о могучей силе слова при внушении необходимых состояний, само существование в наше время формы поддержания здоровья через внушение словом «здравствуй».Предки совершенно чётко представляли себе, что слово — ключ пускового механизма, ключ к имеющимся в организме программам действий, поведения и реакций.Если подходить с таких позиций, а это единственно возможный или наиболее оправданный материалистический подход, то становится совершенно очевидно то, что за словами «здравствуй» и «будь здоров» таится широкая программа действий строго определённой направленности.Попытаемся раскрыть хоть в какой-то мере суть этой системы-программы. Начнём с того, что русский народ (речь-то идёт о русском слове), как, впрочем, и другие народы, для которых здоровье было основой труда, а труд, как средство выживания, был основой бытия,— считал здоровье ведущим звеном, на котором зиждилось, строилось все его благополучие. Для любого народа, добывающего свой хлеб трудом, здоровье было главной возможностью добывать этот хлеб — трудиться. Здоровье — это нормальное состояние организма человека, предоставляющее ему возможность выжить, добыть пропитание, обеспечить жизненно важные функции организма, связи его с внешней средой, то есть природой. Каждый народ понимал это, но, видимо, не каждый народ, по разным причинам, ставил это во главу угла. А русский народ сделал именно так — поставил здоровье на первое место, сделал культ здоровья, создал дух здоровья — систему постоянного присутствия и даже доминирования, довления этого понятия в повседневной жизни. И сделал это через психологическую установку, итоговой формулой которой стало наше привычное сегодня и такое незаметное, обыденное «здравствуй».Получается, что предки наши были по сравнению с нами цельнее, духовно сильнее, устойчивее?Получается так, хотя и трудно это понять, а тем более принять сознанием, рассудком! Как-то не укладывается в голове!Более того, духовное состояние предков очень важно в плане понимания их духовной близости друг с другом, реальной близости их в обществе, их единения, слияния всей своей массой, что слабо вяжется с существующей теорией их разобщённости, их чуть ли не звериного неприятия друг друга, невозможности жить дружно в обществе.Думается, что феномен всеобщего духовного, психологического индуцирования здоровья заслуживает глубокого изучения в настоящее время, когда не только не существует этого довлеющего фона, но и утрачена физиологическая сущность, стоящая за словом «здравствуй», которое произносится и мыслится как нечто обыденное, никчёмное, что ли, к практическому, настоящему здоровью не имеющее никакого отношения, вроде как его можно чем угодно заменить, а то и вовсе забыть. Приветствуем же мы сейчас, говоря: «Привет», «Салют!» Наши предки понимали ущербность этого и не допускали такой опасной, а поэтому ненужной подмены понятий! Подобная подмена привела в дальнейшем к трагической деградации духовности человеческой личности, а главное — к утере ключей к системам действия, заложенным в нашем организме.Это вопрос исключительно социально-этической и физиологической значимости, от успешного решения которого многое зависит в современном обществе — возобладают дух, климат, мода на здоровье или, как сейчас, останется мода на антиздоровье, мода на разрушение, прожигание жизни, уничтожение, разбазаривание здоровья.

Почему же русские тысячелетия приветствуют друг друга, желая здоровья? Что они, были исконными слабаками, немощными людьми?Ничего подобного. История нашего русского народа, как и многочисленные свидетельства иностранцев, имевших дело с нашими близкими и далёкими предками, говорят об обратном. Это были физически сильные, выносливые, прекрасные статью своею и твёрдые духом люди. По утверждению историка готов Иордана (VI в.), наши предки «руги» превосходили германцев — готов «телом и духом». А вспомните былинные имена: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович — это ли не богатырская суть наших предков, дошедшая до нас в столь прекрасных образах!Наши предки знали — здравствующие каждый день будут здравствовать вечно. И создавали нам, потомкам, фундамент бытия.В настоящее время, сознавая современные данные науки о роли высшей нервной деятельности в отправлении физиологических процессов в организме, а главное опираясь на ведущую роль второй сигнальной системы в реализации всех установок нервной системы, можно только восхищаться гениальнейшей прозорливостью наших далёких предков-язычников, реализовавших на практике грандиозную систему самозащиты, главная линия которой — программирование и создание психической и эмоциональной основы здоровья. К сожалению, современная медицина даже не осмыслила должным образом и до конца данного факта.Система самовнушения-самозащиты состояла из ряда звеньев. Первое — ежедневно повторяемые психологические установки на здоровье с помощью слов «здравствуй» — при свидании и «будь здоров» — при расставании, «Да здравствует!» — в застолье или иных коллективных сборищах.Второе — пословицы и поговорки. Их сотни, тысячи у нашего народа. Приведём лишь самые из них меткие, образные:

  • Здоровье — всему голова, всего дороже.
  • Здоровье лучше (краше, дороже) богатства (богатырства).
  • Здоровье дороже денег. Здоров буду — и денег добуду.
  • Здоровью цены нет. Здоровья не купишь.
  • Дал бы бог здоровья, счастье найдём.
  • Здоровому все здорово.
  • Здоровый урока не боится. Здорового и призор не берет.
  • Здоровому и нездоровье здорово, а нездоровому и здоровье нездорово.
  • Береги платье снову, а здоровье — смолоду.
  • Человек не скотина — испортить недолго.
  • Здоров будешь — все добудешь.
  • Здоровье не купишь — его разум дарит.
  • Здоровьем слаб — так и духом не герой.
  • Здоровья за деньги не купишь.

Интересны пословицы о здоровье и других народов мира. Вот она, общечеловеческая мудрость здоровья как системы выживания.

  • Здоровому врач не нужен (древнеиндийская мудрость) .
  • Две вещи обнаруживают свою ценность после потери их — молодость и здоровье (арабская).
  • Кто не болел — тот не ценит здоровья (абхазская).
  • Богатство бедняка — его здоровье (казахская).
  • Первое богатство — здоровье, второе богатство — белый платок (то есть жена) (киргизская).
  • Зависти достоин только здоровый (осетинская).
  • Здоровая голова подушки не просит. Здоровому быку от гнилой соломы вреда не будет (турецкая).
  • Было б здоровье, придёт и приволье; у здорового человека имущество цело (туркменская).
  • Забота о здоровье — лучшее лекарство (японская).

Спасительное слово «здравствуй» звучало в разных назиданиях, встречающихся в сказках, былинах, песнях.Если непосредственные установки — команды — обязательны для исполнения, непосредственного и быстрого действия, то песня, сказка — это формы постепенного, образного воздействия на психику, подспудного формирования стереотипа здорового поведения и действия человека.Но, пожалуй, самой главной формой слова были спасительные молитвы, заговоры, заклинания, клятвы. Они играли очень важную роль в жизни наших предков. Вот, например, как поэтично и образно звучит один из древних заговоров: «Пойду я во чистое поле — под красное солнце, под светел месяц, под частые звезды, под полётные облака; стану я во чистом поле на ровное место, облаками облачуся, небесами покроюся, на главу свою кладу красное солнце, подпояшусь светлыми зорями, обтычуся частыми звёздами, что вострыми стрелами — от всякого злого недуга» 2 Здоровье — это основа свободы и счастья человека.Здоровье — это связующая нить бытия, определяющая реальность будущего, это реальное воплощение в жизнь мечты человека о его лучшем, счастливом будущем. Здоровье — это судьба, счастье, жизнь!Меня никак не покидает мысль, не идеализирую ли я своих предков, рисуя столь приятные картины их чуть ли не провидческого поведения, предсказания, практически безошибочного, надлежащего образа жизни, действий, связанных со здоровьем, выживанием? Получается, что, живя по принципу постоянного желания здоровья себе и своим ближним — самого, что может быть у человека, дорогого, определяющего все остальное,— живя по этому принципу, они обладали и всеми другими лучшими человеческими качествами? Да! Наши предки, славяне-язычники, были правдивы, добры и справедливы, совестливы и милосердны и несли эти качества другим. Вернее, строили свои отношения с другими племенами на основе этих качеств. Они были деятельны и предприимчивы, умны и дальновидны. Обладали они незаурядной силой, храбростью и рядом иных общечеловеческих качеств, составляющих то лучшее, чем живо все человечество.Да, я так и такими представляю себе своих древнейших и древних предков — славян и русских! И не вижу никаких научных доказательств обратного. Тогда почему же не все их ныне живущие потомки остались такими? Или я ошибаюсь, отказывая некоторым своим согражданам в некоторых положительных качествах, присущих их предкам?Думаю — не ошибаюсь! Многое ценное, общечеловеческое, жизненно важное утрачено было в дальнейшем более поздними поколениями и нами самими под влиянием самых различных причин. История нашего народа, государства проливает свет на некоторые из этих причин. Иностранное и внутреннее насилие, часто изуверское, над русским народом не прошло даром… Все это, сознательно привносимое в жизнь наших предков их недругами, давало с течением времени свои нежелательные для народа нашего, губительные для его морально-этических принципов плоды. Все это разрушало лучшее, что было накоплено в этом плане предыдущими поколениями. И многое из того, самого худшего у людей, что порой мешает нам жить по-человечески, проистекает именно оттуда.Перечисленные выше формы и методы поиска и программирования здоровья как основы системы выживания, его сохранения и преумножения вполне подтверждаются современными научными данными, объясняются ими. Вся система выживания, выстраданная русским народом в течение тысячелетий, закодирована в виде обрядов, обычаев, традиций и в таком виде передана потомкам, которые неукоснительно соблюдали их и постоянно совершенствовали, привносили свой опыт в бесценную народную мудрость — культуру выживания.Усваивая с каждым новым поколением прежний опыт, наши предки, обогатив его своим опытом, сохранили и передали его нам. Хотя сделать это было не так-то просто. Постоянно, особенно в период последней тысячи лет жизни нашего народа, находились силы, которые стремились этот опыт извратить и уничтожить, что им, к глубокому сожалению, удавалось.Почему? Причин тому много. Их нужно выяснять, расшифровывать, так как делалось это и делается в основном под видом невинным и обязательно «прогрессивным», под видом борьбы со старым, отживающим — нового, прогрессивного, передового! Тогда как с диалектической, эволюционной точки зрения эти позиции — система выживания человека, народа и человечества — тем и новы, что дожили до настоящего времени, сохранив в себе все лучшее, нужное, незаменимое. Как это происходило, видно на разобранном нами примере слова «здравствуй», когда, выхолостив, подменив истинную, биологическую суть, выдают понятие за нечто отжившее, ненужное, мешающее новому. Так и древнее наследие — культуру как систему выживания русского народа, закодированную в слове, — искусно подменяют ничего не говорящим понятием «фольклор». Таким способом представляют непреходящее, вечное по своей жизненной важности для народа наследие, определяющее его способности выжить, всего лишь как «устное народное творчество», чем дискредитируется истинная суть явления, выхолащивается и уничтожается (путём забвения и подмены) сама система выживания народа, закодированная, повторяю, в словах, языке народа.Громадный урон системе выживания русского народа нанесло методически планомерное уничтожение обычаев и традиций народа путём их охаивания и очернительства, представлением как старых религиозных пережитков. Этот процесс продолжается и сейчас, когда происходит подмена истинной культуры народа унифицированной масскультурой, проникающей к нам отовсюду, образовавшей уже мощный поток, льющийся с эстрады, с кино- и телеэкранов.Надёжной защитой, своеобразным духовным иммунитетом от проникновения чуждого духа, чуждых идей у наших предков было самое надёжное и верное оружие — их собственная самобытная культура, собственное видение и понимание мира и соответствующее общечеловеческим национальным особенностям отражение его. Вся эта система защиты от разлагающего влияния сложилась издавна в понятие патриотизма. В настоящее время толкования этого понятия крайне разнообразны; на первом плане его национально-политическое звучание. Но в данной книге я смотрю на его исходные — биосоциальные корни, смотрю на патриотизм как на систему самозащиты народа, отстаивания собственных культурных ценностей, составляющих фундамент его бытия — его лица и духа. И мне хотелось бы в связи с этим привести слова известного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина, который проникновенно и точно сказал о патриотизме в газете «Правда»: «…патриотизм— это не право, а обязанность, хоть и кровная, почётная, но тяжёлая обязанность, которую в меру своих способностей и сил должен нести каждый гражданин той земли, что отдана ему под Отечество.Из отеческого общества выйти нельзя. Можно не исполнить свою обязанность, но в таком случае эту долю придётся взять другому. Неисполнение этой обязанности есть гражданское дезертирство. Когда оно становится массовым, происходит сначала ослабление, потом загнивание, потом разложение государственного организма, и в конце концов из него получается совсем другой продукт.»svasti asta