• комплексность — тесная связь градостроительного и архитектурного проектирования;
• прозрачность — наличие четких, понятных и прозрачных правил игры;
• независимость — минимизация конфликтов интересов и ангажированности оценок посредством создания устойчивого института оценки, не починяющегося напрямую муниципалитету.
Существует ли необходимость получать для вашего проекта разрешение на строительство и одобрение Комиссии по визуальному качеству среды
Строительство определенных типов объектов или на определенных территориях (см. План визуального качества) не требует получения одобрения Комиссии
Здание или территория особой культурной значимости
• памятник
• иной охраняемый объект
• охранная зона
Критерии для объектов наследия
Амстердам обладает богатым наследием. Много зданий обладают статусом памятников или охраняемых объектов (orderprand). Определенное количество территорий отнесено к охранным зонам. Любые изменения зон или зданий, обладающих особым статусом, требуют очень тщательной оценки
В других случаях
Проекты небольших объектов Критерии для оценки расширения и изменений существующих построек
• пристройки Небольшие проекты являются предметом регулирования. Маленькие объекты
• надстройки могут возводиться без получения разрешений, однако это не касается позднейших
• замена оконных переплетов изменений. Подробную информацию о том, где требуются или не требуются разре-
• изменения фасадов шения, можно получить в муниципалитете или национальных органах исполни-
• балконы тельной власти.
• изменения границ собственности Данный критерий применяется при получении разрешений для изменения суще-
• мансарды ствующих построек. Проекты этих изменений могут и не носить диссонансный
• мансардные окна характер, однако они должны оцениваться по установленным критериям визуаль-
• сады и террасы на крышах ного качества среды
• расширение крыш
• «зеленые» крыши
• солнечные батареи
• технические установки
Практика экспертного рассмотрения проектов, финансируемых из средств государственного и муниципальных бюджетов, а также значимых общественных зданий и комплексов, имеет в Англии давнюю историю. Она начинается с середины 1920-х гг., а свой современный характер приобре-тает в первую половину «нулевых» благодаря Комиссии по архитектуре и застроенной среде (CABE).
CABE — публичная институция, учрежденная правительством Великобритании в 1999 г. и просуществовавшая до 2011 г. Пять лет назад Комиссия была объединена с Советом по дизайну (Design Council), продолжившим многие направления ее деятельности, но во многом с опорой на механизмы частногосударственно партнерства.
Выполняя задачу по повышению качества архитектуры, городского планирования и общественных пространств, CABE издала много интересных документов — в основном методических рекомендаций. Часть из них касается процесса проектирования, в том числе экспертного рассмотрения проектов (Design Review)5. Последний раз такие рекомендации были актуализированы уже Советом по дизайну — в 2013 г.6
Рекомендации носят общий характер. Они не выдвигают строгих критериев оценки применительно к различным типам зданий и проектов. Речь идет о принципах и формах организации процесса, содержательное наполнение которого — дело конкретных экспертных площадок (панелей), функционирующих во всех регионах Англии7.
Наличие таких площадок предусмотрено Национальной рамочной стратегией в области планирования (National Planning Policy Framework, NPPF), принятой в 2012 г. Проекты общегосударственного значения согласно Стратегии должны рассматриваться на национальной площадке, работу которой в настоящее время организует Совет по дизайну.
Панели призваны обладать устойчивым финансированием. Эксперты не должны работать на общественных началах. Подобная работа порождает подозрения в конфликте интересов, недобросовестной конкуренции и пр. Желательно, чтобы финансирование площадок было смешанным, то есть поступало как из муниципальных или государственных, так и из частных источников. Принципы финансирования должны быть гласными и транспарентными.