Многообразие ландшафтно-климатических и социально-экономических условий различных стран мира требует дифференцированного подхода к решению вопросов планировки и застройки дипломатических объектов и дипломатических планировочных зон, организации строго функциональной и соответствующей имеющимся условиям архитектурной среды. При этом общие принципы и региональные особенности не должны вступать в противоречие с конкретными архитектурно-композиционными решениями отдельных зданий дипломатического назначения. Нарушение планировочных принципов замкнутости неизбежно приводит к увеличению эксплуатационных расходов и уменьшению безопасности. Чрезмерная замкнутость и обособленность дипломатического объекта может повредить политическому имиджу страны. Важно выявить гармоничное соответствие планировочной структуры и региональных условий. Невозможно повсеместное использование принципов формирования архитектуры дипломатических учреждений без учета национальной специфики страны пребывания. Региональные особенности должны найти отражение в принципах формирования как отдельных дипломатических объектов, так и их комплексов.
Архитектурно-планировочные особенности комплексов посольств определяются творческим отношением проектировщиков к природным, демографическим, экономическим условиям, национальным культурным традициям. При этом природная среда выступает одним из определяющих факторов архитектурного решения. Независимо от географического положения столичного города архитектурно-планировочное решение дипломатического объекта всегда должно учитывать природные условия страны.
Выявлению региональных архитектурных черт дипломатических зданий и сооружений во многом способствует творческое переосмысление исторически сложившихся архитектурных форм, предполагающее не только их копирование или перенос, но преобразование в новые строительные материалы и масштабные соотношения.
Уровень качества проектных решений дипломатических объектов во многом зависит от наличия нормативных документов и рекомендаций по проектированию. Поэтому данное учебное пособие призвано восполнить информационную и рекомендательную базу по архитектуре зданий и сооружений дипломатического назначения.
КАК ОПРЕДЕЛЯЮТ КАЧЕСТВО АРХИТЕКТУРЫ
Успешность архитектурной политики выражается в повышении качества архитектуры, причем в первую очередь — качества архитектуры как общественного блага. Но как определить это качество? На первый взгляд тут все зависит от личных вкусов.
В теории это сложная проблема интерсубъективной оценки, но на практике города выработали вполне четкие алгоритмы ответа на этот вопрос. Качество архитектуры сегодня определяется через ее соотношение с тремя контекстами.
Во-первых, отношение к существующему градостроительному контексту. Это может быть отношение соответствия, когда новое здание вписывается в контекст, и отношение контраста, когда здание вносит в контекст принципиально новые ценности. Однако и в том и в другом случае отношение к контексту должно быть осмысленным. Проект, не учитывающий особенности и ценности градостроительного окружения (например, типовой проект) полагается низкокачественным.
Во-вторых, экология. Отношения к природному контексту могут быть кодифицированными (сертификации по системам BREEAM, DGNB,
LEED, SGLS и др.) или нет, но в любом случае при оценке следует исходить из медицинского принципа «не навреди». Проект дисквалифицируется, если он ухудшает состояние воздуха, воды и живой природы.
В-третьих — отношение к социальному контексту. Здесь действует схожий принцип: будущее здание не должно ухудшать условия жизни людей рядом с ним, а желательно увеличивать возможности, которые предоставляет им город.
Оценка отношений к этим контекстам также субъективна. Однако институты экспертизы и коллективного рассмотрения проектов позволяют резко снизить влияние фактора субъективного вкуса одного специалиста. Существуют процедуры и регламенты оценки отношений проекта с градостроительным контекстом, с природным окружением, с социальным контекстом. Они многократно опробованы на самых разных примерах. Мы можем считать их эффективными.Важно также подчеркнуть, что качество построенного здания с позиций архитектурной политики определяется тем, насколько полно удалось воплотить ту идею, которая была заложена в проекте, прошедшем процедуры оценки соответствия трем контекстам. Опять же, существуют процедуры, позволяющие оценить сохранение проектной идеи на разных этапах реализации.