ОЦЕНКА КАЧЕСТВА АРХИТЕКТУРЫ СЕГОДНЯ

0
252

Картинки по запросу ОЦЕНКА КАЧЕСТВА АРХИТЕКТУРЫ СЕГОДНЯ

Важно отметить, однако, что это модернизация, подгонка витрувианской триады под современные понятия. Она возможна, смысловые обертоны, которые требуются для такой модернизации, содержатся в полях витрувиевских определений — но на периферии смыслов, обеспечивающей «сцепку» его триады в единое целое. Доминанты его определений ушли в сферы иных оценок, польза — в деньги, прочность — в инженерную конструкцию. Профессиональной системе ценностей пришлось выращивать новую триаду из одной «красоты».
Вопрос, который повисает в воздухе, — это соотношение этой триады с той универсальной системой ценностей, которая выражена в деньгах.
Как говорилось в начале, отношения денежной оценки и качества архитектуры конкурентны, но нас сейчас интересует не бесконечный спор архитекторов и девелоперов о том, сколько стоит красота, а то, как при всей этой конфликтности простая цена квадратного метра может сосуществовать с теми порослями смыслов, которые были описаны.
Заметим, что во всех трех осях, на которые распалась ось красоты — экологичности, социальности и соответствии исторической среде — само качество определяется через отношение к контексту. Их даже можно переформулировать как отношение к природному, социальному и градостроительному контексту. Это может быть отношение
соответствия, отношение контраста, но так или иначе очевидно, что главной ценностью в таком понимании качества оказывается контекст.
Спецификой архитектуры как товара является единичность транзакции с ней. Недвижимость продается в момент строительства, и хотя может многократно перепродаваться, однако планирование последующих транзакций в рамках одного экономического цикла не имеет смысла: это происходит слишком редко. Все стратегии девелопмента связаны не с увеличением количества транзакций, а с растягиванием одного акта на много фаз и игре с ценой денег во временном промежутке, на который этот акт удалось растянуть: продажа на стадии проекта, на стадии начала строительства, на стадии ввода в эксплуатацию и пр. Вы продаете товар один раз, вы можете ранжировать его по качеству (что передается понятиями «эконом-класс», «бизнескласс» и «люкс»), но стремиться его повышать — абсурдная стратегия (все равно что стремиться уменьшить долю часов Swatch, чтобы расширить нишу для Breguet).
Контекст, однако — это товар совершенно иного порядка. Транзакции с архитектурой единичны, а транзакции с контекстом множественны. Повышение капитализации контекста имеет экономический смысл, потому что на языке девелопмента контекст называется location (место), а три фактора, определяющие цену квадратного метра
на рынке, — это, по определению лорда Самуэля Харолда26, location, location и еще раз location.
Это, собственно, можно считать переводом «экологичности», «социальности» и «соответствия среде» с русского (или firmitas — utilitas — venustas с латыни) на язык денег. И это же позволяет интуициям Аврелия Августина сосуществовать с длинным рублем в пусть конфликтном, но все же взаимно транспарентном пространстве.
Отсюда же следует ответ на вопрос о том, насколько устойчива нынешняя система оценки качества архитектуры. Она может существовать до той поры, пока развитие экономики и технологий не отменят ценности location. В тот момент, когда мы найдем способ перемещаться из одного места в другое мгновенно, нам придется изобретать иную категориальную систему оценки качества архитектуры, но пока эта перспектива не просматривается.Вопросы качества архитектуры интересуют сегодня отнюдь не только экспертов. Они важны для жителей. Наряду с базовыми потребностями в безопасном, здоровом и комфортном окружении людей интересует архитектура и облик мест, где они живут